search
main
0

Кому верить? Жители села Хвощеватое написали письмо президенту

Когда читаешь письмо, а точнее, копии сразу трех писем, пришедших в редакцию по электронной почте из села Хвощеватое Калачеевского района Воронежской области, сразу вспоминаются слова руководителя Воронежского областного Департамента образования, науки и молодежной политики Олега Мосолова. В своих выступлениях с трибуны и в интервью Олег Николаевич не раз говорил, что «очередной этап оптимизации сети общеобразовательных учреждений завершен». Это означает, что все школы, которые надо было закрыть или понизить в статусе, закрыты и понижены (из одиннадцатилетних в девятилетние), дальше живем более или менее спокойно. Однако, как видно из писем, все на самом деле не так уж безоблачно.

«Жители села Хвощеватое Калачеевского района Воронежской области обращаются к Вам (это из копии письма Президенту РФ. – Т.М.) с просьбой помочь сохранить нашу школу и еще 12 школ района от намеченного администрацией района закрытия. С закрытием наших школ начнется быстрое вымирание сел. За 20 лет демократических реформ в стране с карты России исчезло 50 тысяч деревень и закрыто более 12 тысяч школ. Наша благодатная черноземная зона, особенно села, подверглись варварскому разрушению сродни монголо-татарскому нашествию. По всей области разгромлены все колхозы. Почти повсеместно закрыты и разрушены животноводческие фермы. Земля находится у фермеров, и основное производство – это выращивание пшеницы и подсолнечника. Села находятся на самовыживании. Кто выживает, уезжая в Москву и другие города на заработки, другие кое-как выкручиваются подсобным хозяйством. Инфраструктура села находится в плачевном состоянии. Клуб, библиотека уже 20 лет не отапливаются и нуждаются в капитальном ремонте. Детсад закрыт и разрушается. Медпункт в аварийном состоянии. Асфальтовые дороги за 30 лет ни разу в селе не ремонтировались и все сплошь в ухабах. Ночного освещения в селе нет. В селе 140 жилых домов и 60 заброшенных. Проживают в селе более 400 человек, из которых 40 детей учатся в нашей школе (девятилетка). За 20 лет разрухи властью страны для нас было сделано одно существенное положительное деяние – в прошлом году за счет средств государства и самих жителей наше село было газифицировано. Один плюс и множество минусов за 20 лет! Но газом сыт и жив не будешь. Село вымирает, и если такие варварские реформы продолжатся еще лет 10, селу наступит полная смерть. Наверное, чтобы мы (села) долго не мучились, администрация района 16 декабря 2011 года выносит постановление №1077 «О реорганизации муниципальных общеобразовательных учреждений» с формулировкой «в целях оптимизации муниципальной системы образования», в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» администрация Калачеевского муниципального района постановляет реорганизовать 13 школ района в филиалы других школ и заставляет родителей учеников написать заявления в эти школы о согласии на обучение в них наших детей. Мы прекрасно знаем из порочной практики тысяч уже уничтоженных школ страны, что их уничтожение проходило точно по такому же сценарию – сначала перевод в филиалы постановлениями чиновников районов, затем постановление этих же чиновников о ликвидации школ. Мы осознаем реальную угрозу, нависшую над нашими сельскими школами и нашими селами…» Копии еще двух писем, пришедших в редакцию, рассказывали о том же самом, но были адресованы в другие инстанции. Также автор сообщал нам, что двое его детей учатся в Хвощеватовской школе, поэтому вполне понятно, почему их отец взялся за перо, точнее, за клавиатуру. Мы попросили Галину Крамину, руководителя отдела по образованию Калачеевского района, прокомментировать ситуацию. Неужели и в самом деле 13 школ района будут закрыты? Вот что нам ответили: – 13 малокомплектных школ будут переведены в статус филиалов более крупных базовых школ. Численность учащихся в школах-филиалах на сегодняшний день различна: 30, 9, 14 человек, а в Хвощеватовской учатся 36 ребят. Все эти школы присоединятся к базовым, но присоединение или реорганизация в филиалы не означает закрытия. В постановлении главы так и написано: путем присоединения, то есть школа функционирует на сегодняшний день, и с первого сентября следующего учебного года она остается, лишь присоединяется к более крупной базовой школе. Нам, конечно, обидно то, что разговор об этом зашел только сейчас. Почему товарищи, обратившиеся в газеты и к президенту, молчали в конце прошлого года? Весь декабрь молчали, а начали писать только сейчас? Под выборы специально? Вчера мы приезжали в Хвощеватовскую школу. Учителя, от имени которых разослали письма по школам и в другие инстанции, были в шоке – они этого не писали! А ведь в письмах указаны имена директора, учителей, их телефоны, в том числе домашние. От имени коллектива учителей даже идет призыв к самосожжению! Хотя они-то к этому не призывают и возмущаются по поводу лжи. – Галина Ивановна, а что изменится в жизни школ-филиалов с 1 сентября 2012 года? – Они по-прежнему останутся работать как обычные школы, но будут и изменения. Если в малокомплектной школе один учитель может вести сразу несколько предметов, и необязательно профильных, например, математик может вести физику, немецкий, химию, то в базовой школе учителя-специалисты ведут свои предметы. Также будет и в филиалах. Это еще решает проблему повышения квалификации. Ведь из сельских малокомплектных школ направить учителя на повышение квалификации сложно, тем более по трем или пяти предметам. – То есть из базовых школ учителя будут приезжать и учить детей или, наоборот, ребят из филиалов будут возить в базовые? – Нет, детей возить не планируется. Будут приезжать учителя. Мы на днях были в Медвеженской школе, встречались с родителями, и они, конечно, не против, чтобы предметы вел специалист. Все-таки напряженность с кадрами есть, ведь сегодня и в город не едут работать, не то что в село… Пока подвозить детей мы не собираемся. Но если будет желание родителей, то мы готовы пойти им навстречу. В прошлом году у нас уже был пример с Пироговской школой. Там родители в течение двух лет не соглашались возить детей, а потом сами попросили организовать подвоз ребят в Меловатскую школу. Между Новомеловаткой и Пирогово семь километров, мы пошли навстречу родителям, и теперь автобус возит 11 ребят из одного села в другое на учебу. В Пирогове в ближайшие пять лет ни один ученик не поступает в первый класс, поэтому у них такая ситуация. А в Хвощеватовской школе на протяжении трех лет в школе постоянно обучаются около 30 ребят, поэтому о закрытии речи быть не может. – Из тринадцати филиалов есть школы, где детей мало и речь идет о закрытии? – Нет. Постановлением главы они реорганизуются в филиалы, но не закрываются! Они продолжают работать. Например, в случае с Пироговской школой речь шла о ликвидации, а сейчас такого нет ни по одной школе. – Если школа становится филиалом, она перестает действовать самостоятельно как юридическое лицо. Директора в ней не будет? – Не будет, останется заведующий филиалом. Функции те же самые, но заведующий действует по доверенности директора базовой школы. Филиал самостоятельно не выдает значимые документы, хотя у него имеется печать для справок и бумаг, и личные дела учащихся будут находиться в филиале. – Что будет с учителями, работающими в филиалах? – Учителя никуда не увольняются и являются работниками базовой школы – вот такая установка. Стаж работы у них не прерывается. Мы сейчас объезжаем все школы вместе с председателем районной профсоюзной организации Владимиром Ивановичем Вербицким и консультируем учителей. А он в свою очередь сотрудничает с обкомом профсоюза, чтобы не были нарушены права и учителей, и учеников, и родителей. В районе после реорганизации останется 16 базовых школ с филиалами, из них 15 – полного образования, одиннадцатилетние, и одна (там 125 учащихся) основная. А 13 основных, существующих на сегодняшний день как самостоятельные, присоединяются в виде филиалов. Естественно, ограничиться мнением только одной стороны мы не могли и выяснили, что обо всем об этом думают сами хвощеватовцы. Их настроение далеко не оптимистическое. Как говорят жители села, им верить некому: «Было время, когда нас уговаривали: колхозы не нужны, надо создавать ООО. Сделали ООО, а потом без согласия колхозников его обанкротили, и в итоге сейчас ни колхоза, ни ООО, ни скота на фермах. Ни ферм, ни работы!» Поэтому и отношение к местной школьной реформе соответствующее: сейчас уговорят на филиал, а потом школу просто тишком закроют, ну, может, не тишком, а после определенной работы с родителями. Доведут до того, чтобы те сами захотели возить детей в Новомеловатскую школу, как в Пирогове. Вот только расстояния там разные: от Хвощеватого до Новомеловатки не семь километров, а почти в три раза больше – 18 километров. Рассказывает Татьяна Медведева, директор Хвощеватовской школы: – Конечно, детей у нас не очень много – сейчас 36, а на будущий учебный год в первый класс придут два, может, три ребенка, а уходят шесть деток. Поэтому люди очень волнуются, и от переживаний за свое село начинают писать письма и обращения в разные инстанции. – Татьяна Викторовна, а где сейчас работают люди? Когда ни колхоза, ни ООО не стало, что осталось? – Ничего не осталось. Землю разделили на паи между всеми колхозниками. А у нас еще не худший вариант, у нас четыре фермера, свои, местные, и они взяли у людей эту землю в аренду. Обрабатывают, выплачивают паи. Хоть это есть. Но фермы разрушились, скота нет, люди потеряли свою работу – доярки, скотники, пастухи – раньше много работало людей. – Что сейчас, ездят вахтами на работу? – Да. Женщины с детьми все дома, никуда не уезжают. А мужчины кто где – в Москву на заработки, в Воронеж и другие города… Хоть куда, лишь бы платили. Школа у нас хорошая, рассчитана на 120 детей, есть и спортзал, и столовая на 60 мест, два здания у школы, футбольное поле. – Вода, канализация есть? – У нас свой автономный водопровод, вода в школе есть, а канализации нет, туалет на улице. Денежек нам маловато давали, поэтому, конечно, в запущенном виде многое, но если бы были средства, мы бы порядок навели… Воронежский губернатор Алексей Гордеев, со своей стороны, тоже пообещал навести порядок в сельских школах. А то XXI век на улице, а в 254 школах области детишки по нужде в мороз на улицу бегают. Власти обещают, что в нынешнем году это безобразие прекратится и все сельские школы наконец будут с удобствами. Но остается вопрос по финансированию. Как будут финансироваться филиалы базовых школ в Калачеевском районе? Раньше, например, все девятилетние школы, которые сегодня переводят в филиалы, были малокомплектными и финансировались от количества классов-комплектов, то есть независимо от того, сколько учеников в классе. А теперь, как говорят, точкой отсчета станет ученико-час, как в обычной полнокомплектной школе. Получается, что вот этот самый филиал, читай здание со спортзалом, столовой, учителями и хотя бы минимальным техническим персоналом, будет финансироваться от подушевого норматива – то есть на 36 учащихся? После прошлогоднего повышения учитель Хвощеватовской школы в среднем стал получать 11 тысяч рублей (говорят, это неплохо), а что будет теперь, после «филиализации»? (Этот сочный пример богатства чиновничьей лексики я услышала в коридорах областного Департамента образования.) Выходит, если раньше одной Новомеловатской школе с ее сотней учеников жилось несладко (а какое еще может быть подушевое финансирование у столь малочисленной одиннадцатилетки?), теперь и ее филиалам будет также «хорошо»? Я задала этот вопрос Татьяне Медведевой, она ответила так: – Мы надеемся на лучшее. Нам пообещали, что до 2013 года у нас останется финансирование, как прежде, из расчета на класс-комплект, а что дальше – неизвестно. Комментарий Олег МОСОЛОВ, руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области: – Постановление, подготовленное в районе, видимо, не совсем грамотное с точки зрения масштаба проводимых мероприятий, тем не менее оно предусматривает только перевод школ в филиалы. Оно не влечет физического закрытия школ, не происходит ни сокращения численности учителей, ни перевода детей из одного здания в другое. Второй принципиальный момент – любые действия по развитию сети, связанные с реорганизацией каждого конкретного учреждения (если это влечет за собой изменение места обучения), происходят в строгом соответствии с законодательством. Закрытие сельского учреждения происходит только по решению схода граждан. Это будет неукоснительно соблюдаться. И в планах никакого закрытия тринадцати или еще скольких-то школ в Калачеевском районе нет. Воронежская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте