Несколько лет назад у меня оказался класс, составленный из учеников, которых не взяли в лицеисты. В основном мальчики. Учиться не хотели, дисциплины никакой не признавали. Хотелось предложить им какое-то значительное дело, чтобы оно увлекло их, а результатами могли гордиться.
Жанна ВЕРШАНСКАЯ, учитель истории и права лицея №395, Санкт-Петербург
Я и Татьяна Юрьевна Дан связаны с молодежным движением «Юные за возрождение Санкт-Петербурга». Мы взяли одно из его направлений – «Возрождение святынь». Я узнала, что будут восстанавливать храм Митрополита Московского Алексия в Талицах. Это микрорайон нашей школы. Но прежде чем восстанавливать, надо очистить его от мусора. Вот я и предложила это дело моим ребятам.
Огромный фронт работ их не испугал. Мы вместе ни один день все убирали, чистили. И самое удивительное – никто не жаловался, что тяжело, не отказывался приходить. Они спешили сюда как на праздник. Здесь уместно вспомнить известную притчу. Однажды один паломник, увидев рабочих, которые везли в гору камни, спросил, что они делают. Первый проворчал: «Вожу эти противные камни». А второй с гордостью сказал: «Я строю прекрасный храм». Вот мои ученики, несомненно, ответили бы так же, как второй рабочий. Когда храм был восстановлен, они собрали материал об истории его и написали целую главу для книги.
Потом мы узнали, что в Петергофе будут восстанавливать собор Петра и Павла. В годы войны он был сильно разрушен, а после много лет его использовали как склад. Ребята мои с радостью согласились участвовать в его воссоздании. И опять мы вывозили мусор на свалку, расчищали площадку для строителей.
Следующей была церковь в Стрельне, пригороде Петербурга, Преображение Господне. Во время блокады она была полностью разрушена. Ее только начинали возводить, и мы снова взяли на себя самую черную работу. На это ушло целых два года. Когда храм восстал из руин во всей своей величественной красоте, начали благоустройство его территории, проложили дорожки для прихожан.
Когда эти ребята оканчивали девятый класс, они сами и их родители благодарили меня. Они говорили о том, что служение возрождению храмов помогло им успешно учиться.
Перед началом работы каждый раз священник благословлял детей. И меня удивляло, как много они успевали сделать и тем не менее мало уставали. Иногда приходилось работать в дождь и в снег, но никто не ныл и самое главное – ни один ребенок не простудился.
Я горжусь учениками того девятого класса. Они продолжают учебу, кто в колледже, кто в техническом училище.
Труд благотворно влияет на моих учеников, они становятся более ответственными. У них появляется чувство собственного достоинства.
Комментарии