24-дневная “вахта” пролетает как один день, заполненный работой, экскурсиями, купанием и даже приключениями. Ну кто, скажите, пожалуйста, способен скучать рядом с горами, морем и древними раскопками? Ведь это такая глубь веков, что порой и ученые точно не знают, как жили люди в те далекие времена. Неудивительно и то, что ни одному “археологу” не приходит в голову отлынивать от работы. Это вам не мытье посуды. Здесь и научные занятия, и туризм, и оздоровительные мероприятия. Режим никому не в тягость, потому что позволяет успеть в один день и на экскурсию попасть, и потрудиться на “объекте”, и даже поучаствовать в создании костюмированного представления. Экскурсии у москвичей – просто позавидуешь: Бахчисарай, горы Чуфут-Кале и Ай-Петри, Ялта, морская прогулка в Новый Свет. И, конечно, Севастополь. За месяц можно облазить все музеи, погулять по всем улицам, полюбоваться на военные корабли, увидеть бухту Феолини со знаменитой 800-ступенчатой лестницей и многое другое.
Но самое захватывающее ждет ребят у развалин Владимирского храма, того самого, построенного Владимиром-Крестителем тысячу лет назад. Что значат будничные слова преподавателя, произнесенные в Москве, в классе, осенним промозглым днем: “В Херсонесе крестились князь Владимир и его дружина. Оттуда началась христианизация Киевской Руси”? Обычный учебный материал. Но екнет не одно детское сердечко, когда в летних сумерках у этого самого Владимирского храма появится белая фигура – человек ли, ангел? – в плаще с капюшоном. Чья-то душа охраняет храм и память о греках, римлянах, древних русичах. Нужно ли после таких впечатлений говорить что-то о любви к Родине, о бережном отношении к традициям?
Тем более результаты – налицо. Школьный музей, где наработанное за лето анализируется, описывается, экспонируется. Работают в нем только ребята: председатель совета музея – десятиклассница Люба Молина, реставраторы, экскурсоводы, оформители выставок и журналисты – тоже ученики школы. Городские власти даже дали музею лицензию, а в округе сняли о нем фильм!
И никого уже не удивило, что один из апрельских педагогических советов в 717-й школе начался с научного сообщения. К учителям вышел шестиклассник Кирилл Лозовой и объявил: “В нашем школьном музее появился еще один отдел – палеонтологический. Разрешите мне как старосте этого отдела познакомить вас с открытиями, которые наши ребята сделали в 1998 году…”
Галина ГРЕЧИЩЕВА,
учитель географии
Москва-Севастополь-Москва
Комментарии