Поисковый отряд «Дозор» колледжа автоматизации и информационных технологий №20 уже третий год проводит в жизнь проект «Вахта памяти. Связь поколений». Казалось бы, что нового в такой формулировке? Что в ней странного? И, может быть, это совсем не нужно ни педагогам, ни ученикам? Поисковая Вахта памяти, что это такое?
Вахта памяти – это прежде всего работа по созданию в образовательном учреждении коллектива единомышленников с целью изучения истории Великой Отечественной войны. Конечно, есть уроки истории. Конечно, существует множество курсов и факультативов. Но особенность поисковой работы – трогать историю руками. Ведь ни для кого не секрет, что удивить сегодняшнего ученика практически нечем. Компьютерные возможности зачастую превосходят самые смелые ожидания. А педагог прежде всего должен уметь удивлять. Удивляя – объяснять. Объясняя – учить. Поэтому созданный в ГБПОУ КАИТ №20 поисковый отряд «Дозор» уже девятый год не знает отбоя от желающих заниматься. Просто мы умеем удивлять и увлекать. Конечно, еженедельные занятия не всякий выдержит. Ведь это дополнительная нагрузка, дополнительная занятость. Но это и радость узнавания, и радость открытий. Первые открытия начинаются с вопросов: «А кто в твоей семье воевал? Кто и где трудился в тылу?» Дальше – больше. Если воевал, то с кем и на каких фронтах? Чем был награжден? Если погиб или пропал без вести, то мы сообща пытаемся найти информацию о солдате. И какое же бывает удивление, когда вот тут же, за время одного занятия, студент находит информацию о своих дедах и прадедах. А раз студент заинтересовался один раз, он придет второй и третий раз. Бывают и совсем удивительные истории: «А моя бабушка не воевала. Она 14-летней девочкой сбрасывала с московских крыш какие-то зажигалки…» И ребенку невдомек, что его родная бабушка тушила зажигательные бомбы в 1941 году. И спасала столицу! Конечно, и бабушки, и мамы-папы должны были сами донести до своего чада, что же происходило тогда. Но, как говорится, что имеем… Поэтому я, взяв таких ребят, предложил им главную концепцию нашего отряда «Дозор» – историю надо трогать руками. И мы стали готовиться к полевым выходам. Туристические навыки, топография, история Великой Отечественной войны, углубленная история Московского контрнаступления, первая медицинская помощь, техника безопасности – вот краткий перечень обязательных знаний поисковика нашего отряда. И это не просто перечень, а обязательные экзамены. Только тогда учащийся допускается на полевой выход. И вот Вахта памяти. Десятки поисковых отрядов России ежегодно выезжают весной на места бывших сражений. Мы видим заросшие траншеи, в которых 75 лет назад оборонялись наши бойцы. Мы идем по фронтовым дорогам, глядя в военные карты. Студенты старших курсов учат новичков, как ставить палатки, как разводить костер с одной спички, как варить ужин на костре… Кто из педагогов не помнит своих пионерских костров? Где сегодня эти традиции? Куда они делись? Вот где было разговоров, вопросов, мечтаний! Но у меня в отряде режим и дисциплина, а значит, отбой, ведь завтра работа. Работа поисковика – как айсберг. Полевой выезд – это его вершина. Ему предшествует кропотливая работа в течение года по определению места выезда и оформлению документов. Но это для меня. А для ребят это километры лесных дорог, кубометры перепаханной земли. И конечно, знакомство с практическим применением своих знаний. Тут и приходит очередное понимание, зачем учили карты, компас, звезды… Жизнь в лесу имеет свои законы, свой распорядок. Не все могут остаться без привычного телефона, без сиюминутных эсэмэсок. Но мы идем по местам боев, и под ногами лежат гильзы, все чаще попадаются остатки воинского снаряжения. И все уходит на второй план. Перед ребятами разворачивается картина боя, отгремевшего 75 лет назад. Теперь началось самое главное в работе поисковика. И наш труд увенчался успехом! Мы находим павших бойцов! Это оказалось заброшенное в том далеком 41-м госпитальное захоронение. Его не отметили ни на одной карте – не до того было. Просто раненых, которых не смогли спасти, закопали тут же, у линии фронта. Эти бойцы пока безымянные, но мы сделаем все, чтобы каждый обрел свое имя, чтобы каждый послал весточку своим родным. А главный успех этой Вахты памяти в том, что поисковики отряда «Дозор» колледжа №20 не забывают Великую Отечественную войну. Значит, они не забудут историю России, историю своей семьи. Следовательно, не прервется связь поколений.Владимир СТУПАКОВ, преподаватель ОБЖ колледжа автоматизации и информационных технологий №20, командир военно-поискового отряда «Дозор»
Комментарии