search
main
0

Кому при новых условиях жить хорошо?

Мэр Москвы Сергей Собянин провел в школе №1174 совещание по реализации в столице пилотного проекта развития общего образования. Это само по себе интересно, так как именно эта школа была в городе одной из самых запущенных и бедных. Мы уже писали, как к лучшему изменилось это образовательное учреждение с приходом нового директора. Теперь об этом узнал и мэр.

Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы:- Год назад мы обсуждали реформу образования, решали, как развиваться московской школе, какие проблемы в московском образовании нужно решить, и приняли для себя в общем-то непростое решение – реализовать пилотные проекты, которые бы позволили школам выйти на другой уровень финансирования и качества преподавания. В то время мы даже сами не предполагали, что процесс пойдет так интенсивно. В апреле мы перевели в режим пилотного проекта первые 125 школ, выбрав в каждом районе Москвы по школе, которая в инициативном порядке согласилась перейти на новую систему финансирования оплаты труда. Процесс пошел так бурно, что в конце прошедшего года в эту же работу включились практически все школы Москвы за исключением специализированных. Соответственно значительно увеличилось финансирование: с 1 января мы перевели все школы Москвы практически на гимназический норматив финансирования – 123 тысячи рублей. С учетом того что больше половины московских школ финансировали до того по стандарту в 60 тысяч рублей, это, конечно, был большой прорыв в финансировании московского образования, но не только. Поэтому я и хотел повстречаться с коллективом и родителями школы, которая одной из первых перешла на новую систему, для того чтобы оценить, насколько эффективны наши действия, насколько они были восприняты в школе, какие они эффекты дали. На наш взгляд, мы хотели добиться повышения заработной платы, укрепления материально-технической базы (был в августе в этой школе, когда контролировали ход капитальных и текущих работ, она, конечно, была, мягко говоря, в другом состоянии, мне кажется, сегодня выглядит повеселее), компьютеризации школ: мы одними из первых в России выполнили стандарт Министерства образования и науки РФ о переводе первых классов начальной школы на обучение с помощью компьютерных технологий. Учителя получили ноутбуки, это только первый шаг по информатизации школы: к компьютерам нужен еще проектор, нужна интерактивная доска, и этим мы займемся в этом году. Пока идет освоение персонального компьютера, это уже хорошо, но к этому еще нужны периферийные устройства, чтобы с помощью компьютера можно было преподавать. Главное не только железо или интерактивная доска, главное – содержание учебного процесса, создание новых электронных учебников, которые должны появиться в России (мы говорили об этом с министром образования, даже провели специальное совещание на эту тему), потому что такой уровень компьютеризации требует новых технологий преподавания, новых учебников (не просто отсканированных старых, а новых интерактивных учебников), чтобы задействовать все это оборудование в полную силу. Наконец, для нас было важным создание управляющих советов, это, по сути дела, школьное самоуправление, которое должно обеспечить дополнительный контроль, участие родителей и учащихся в жизни школы. Более того, мы считаем, что без этого обеспечить постоянный контроль за содержанием образования, за качеством преподавания и воспитания детей и развития материально-технической базы очень сложно. То есть, если ты хочешь, чтобы твой ребенок вырос нормально образованным и воспитанным, все-таки надо уделять ему внимание не только дома, но и стараться смотреть, что происходит в школе, где он учится. Правда, я разговаривал с отдельными родителями, они говорят, что для них слишком сложно участвовать в работе управляющего совета, так как это все-таки дополнительная ответственность за принятые решения и время, однако без активной позиции родителей, учащихся, педагогов это очень сложно сделать. Должен сказать, что при этом мы не самоустраняемся от контроля и не перевешиваем на плечи родителей и учащихся контроль за школами, мы параллельно будем интенсивно обеспечивать контроль за качеством образования, воспитания, содержанием школы. Мы задумывали этот проект не только для того, чтобы потратить дополнительные бюджетные деньги, но и для того, чтобы на выходе получить качественное образование, поэтому мне хочется узнать, что происходит в школе, как изменилась заработная плата, как изменилось качество преподавания (хотя срок небольшой, но я надеюсь, что тоже в какой-то мере это продвинуто), как выстроена система организации внешкольного досуга учащихся (потому что, насколько я помню, в этой школе внешкольных занятий или вообще не было, или было совсем мало). Мне кажется, что школа должна работать если не круглосуточно, то, по крайней мере, жить жизнью микрорайона в целом и жизнью учащихся, оказывать максимум услуг, которые можно оказывать на этой материально-технической базе. Мне интересно, как изменился состав преподавателей, есть ли теперь спрос на эту школу, потому что один из принципов, который мы закладывали в новой системе финансирования, – «деньги приходят за учащимися». Когда мы создавали систему финансирования и оплаты труда, закладывая от 30% в фонд премирования, то надеялись, что будут выделять тех преподавателей, которые более качественно преподают, занимаются воспитанием, что они будут получать чуть больше, чем остальные, иначе опять будет уравниловка, а это не очень хорошо. Поэтому надо следить за тем, чтобы лучшие учителя, которые внедряют новые методики, которые качественно преподают, все-таки поощрялись. Когда школа заинтересована в том, чтобы как можно больше учащихся приходило в школу (тем более что у нас большинство школ профицитные по местам – есть вакантные места, и можно привлекать учащихся), когда школы начинают состязаться друг с другом за учащихся, за финансовые потоки, которые соответственно за ними идут, возникает естественная, нормальная конкуренция. Поэтому я хочу узнать, прибавился ли контингент учащихся, что школа планирует сделать в ближайшее время. Вообще я считаю, что по каждой школе, которая показывает не очень хорошие результаты работы, у нас должен быть составлен четкий план, мы должны четко контролировать его выполнение, знать, что получим на выходе. Еще раз повторю, что задача была не только значительно увеличить финансирование школ, но и получить на выходе результат. Результат – это и улучшение материально-технической базы, и зарплаты учителей, и качества образования, самое главное, настроение в школе другое чтобы было. Потому что в настоящее время, хотя все признают, что московское школьное образование одно из самых сильных в стране, тем не менее успокаиваться здесь абсолютно нельзя, потому что у нас действительно десятки школ находятся еще в таком достаточно критическом состоянии. Но я надеюсь, что с учетом всего, что мы сделали в этом году, что планируем сделать в ближайшие месяцы, ближайший год, ситуация в принципе будет качественно меняться. Ольга НАЗАРОВА, директор школы №1174: – Несмотря на то что на самом деле прошел небольшой срок, у нас уже есть промежуточный положительный итог. Прежде всего отрадно отметить то, что за последние полгода контингент учащихся у нас вырос на 60 человек, помимо основного списка есть очень много других детей, которые территориально к нашей школе не привязаны, но хотят учиться в нашей школе, приходят именно к нам. Очевидно, так происходит потому, что хорошо работает педагогический коллектив. Мы стараемся создать такие условия, чтобы было комфортно и родителям, и детям, соответственно учителя работают в этом плане очень много. Мы составили аналитический отчет и выяснили, что у нас качество образования по сравнению с маем 2011 года выросло на 4%. На самом деле для коллектива это реальный результат, поэтому и отмечена положительная динамика роста заработной платы за IV квартал. В I квартале 2011 года зарплата была в среднем 42 тысячи рублей, а сейчас 68 тысяч рублей, прирост составил до 30 процентов. Хочу сказать спасибо Правительству Москвы за то, что мы получили школьное оборудование – это средство, которое необходимо для того, чтобы как раз создавать те самые комфортные условия, которые будут интересны родителям и которые делают школу привлекательной плюс к усилиям педагогического коллектива. Мы получили ноутбуки, теперь они у всех на руках, у учителей есть возможность выносить их из школы, работать дома, что обеспечивает мобильность использования различных программ. Николай КУДРЯВЦЕВ, председатель управляющего совета школы №1174: – Мой сын ходит в эту школу второй год. Я наблюдал то, что было в школе, и то, что сейчас происходит, – разница очень заметная. Она стала настолько существенной благодаря тому, что, во-первых, руководству школы удалось собрать очень хороший коллектив учителей, а во-вторых, уникальному событию – вступлению школы в пилотный проект, наконец, в-третьих, назначению нового молодого и энергичного директора Ольги Владимировны Назаровой, которая своим энтузиазмом, своей энергией ведет коллектив, показывает, что она знает, куда нужно вести школу, чтобы та была современной, нормальной, отвечала всем требованиям и не отставала. Школе выделили деньги на ремонт. Я был в июне на расширенном заседании, слушал; как родителю мне было интересно узнать, что будет сделано, все записал, а когда начал смотреть в сентябре-октябре, что сделали, понял: все, что обещали, фактически сделали. У меня было такое чувство, что на этом все остановится: сделали – и все. Но прихожу каждый раз в школу и вижу: постоянно что-то делают, что-то развивается, у учителей появились персональные компьютеры, это вообще просто замечательно, большой шаг вперед, потому что у многих ребят, которые учатся в школе, компьютер ассоциируется с социальными сетями, развлечениями, играми, а когда они будут видеть, что учитель компьютером пользуется как рабочим инструментом, что он им владеет в полной мере и это позволяет решать прикладные задачи, у учащихся будет более уже серьезный, осознанный подход к компьютеру и информационным технологиям. У нас в школе проходят собрания, в заседаниях управляющего совета принимают участие не только родители, ученики, но и учителя: мы обсуждаем не только зарплату учителей, но и другие очень важные вопросы, все это непосредственно происходит с нашим участием и делает процесс управления школой открытым и доступным. Воспитание моего ребенка для меня большая ответственность. Поэтому важно, что я не только дома могу участвовать в воспитании своего сына, но и прийти в школу, понаблюдать, как работает учитель, как работает вообще вся школа. Я считаю, что это не столько ответственность, сколько нормальный процесс, нормальная жизненная ситуация, когда ты участвуешь в воспитании своего сына. Татьяна ЮРЛАКОВА, учитель начальных классов:- Мы уже давно пользуемся компьютерной техникой, в этом году идет освоение стандартов начальной школы, ребятам до того интересно работать, что они (второй класс, заметьте!) уже сами делают очень интересные проекты по окружающему миру, делают попытки проектной деятельности по русскому языку, участвуют в олимпиадах по математике, и все это благодаря компьютеризации. Мария ДЮМИНА, ученица школы №1174, член управляющего совета школы: – За первые месяцы работы управляющего совета многое в нашей школе изменилось. Я помню, что наша школа достаточно ужасающе выглядела. Когда нам сообщили о пилотном проекте, мы очень обрадовались. У нас был классный час, наш классный руководитель нам рассказывал, что мы туда попали. Естественно, мы спросили, что это, сразу буквально посыпались какие-то идеи, мысли. Мы, конечно, обрадовались, но было ощущение: скажут и все на этом закончится, то есть отберут мечту. Но буквально через месяц, когда директором стала Ольга Владимировна, изменения стали заметными. Когда мы пришли в школу после лета, то  (я не знаю, как по-другому выразиться) просто обалдели: все стало настолько красиво, просто волшебство какое-то, ведь произошли на самом деле невероятные изменения. Теперь мы решаем на заседаниях управляющего совета, как должен оплачиваться труд наших учителей, – раньше всегда было очень обидно, что многим учителям, которые занимаются какой-то работой вне школы, особого внимания не уделяли. Мне всегда казалось неправильным, что те учителя, которые ничего не делали, и те, кто активно работал, получали одинаковые зарплаты. Наталья КУЛИКОВА, ученица школы №1174, член управляющего совета школы): – Благодаря ремонту, завозу новой техники, мебели школа просто радикально изменилась. Учителя, которые всегда были непосредственно частью нашей школы,  стали больше улыбаться, а ученики – бережнее относиться к школьному имуществу, что мне кажется очень важным. Лично мне стало интересно ходить в школу, потому что у нас появились органы самоуправления, на собраниях которых мы можем не только обсудить проблему, но и предложить какие-то свои идеи. Я чувствую, что наше мнение обрело вес. Очень приятно, что ты сидишь наравне со взрослыми людьми, с администрацией своей школы и вместе с ними решаешь важные вопросы, в том числе касающиеся зарплаты учителей. Мне кажется, сегодня есть материальный стимул для учителей заниматься чем-то, брать на себя какую-то ответственность, заниматься с учениками вне школьной жизни. Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы: – Естественно, что у Департамента образования сохраняются все функции надзора и контроля. Более того, все участники пилотного проекта, кроме обязательных ЕГЭ и государственной итоговой аттестации в девятых классах, выполняют единые контрольные работы в четвертых и седьмых классах как промежуточные. Более того, сейчас стала более конкретной аттестация учителей, она уже требует не каких-то теоретических работ, а практических результатов, а аттестация директоров в первую очередь предусматривает анализ результатов работы самой школы. После вхождения в пилотный проект у учителей и директоров появилось понимание того, что от их результатов зависит и их материальное положение, поэтому, наверное, стало очень много желающих повышать квалификацию, учителя и директора стали гораздо более требовательнее к тем, кто проводит повышение квалификации, многие директора школ сегодня уже учатся в таких вузах, как Высшая школа экономики и Финансовый университет, получают второе образование, осваивают магистерские программы. Таким образом, внешний контроль сохраняется в любом случае, но все-таки контроль родителей за работой школ для нас тоже очень важен, мы на него возлагаем серьезные надежды. В прошлом году до составления рейтинга мы выявили несколько сотен школ, которые, как нам казалось, были в зоне риска. С ними очень много сейчас работают методические службы, те школы, которые более сильны. Мы считаем, что в Москве не должно быть школ, которые не удовлетворяют потребностям москвичей, не допустить, чтобы такие школы оставались в Москве, сегодня наша главная задача.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте