Несколько лет назад Московский городской психолого-педагогический университет вместе с Психологическим институтом РАО создал научно-образовательный комплекс «Психология», для того чтобы привлекать к преподавательской работе видных ученых-психологов, а также внедрять инновационные разработки в реальный учебный процесс. Результатом деятельности комплекса стало создание на базе университета университетского округа. Что такое университетский округ и в чем суть его деятельности рассказывает проректор МГППУ, отвечающий за это объединение, кандидат политических наук Анатолий КИРСАНОВ.
Суть создания университетского округа – в создании единого образовательного пространства, такой социально-развивающей среды, которая будет ориентирована на оказание психолого-педагогической помощи учащимся, педагогам, родителям и реализацию моделей личностно-ориентированного и интегративного образования, непрерывную подготовку и переподготовку кадров.
Информация к сведению
Университетский образовательный округ, в который вошло свыше 50 различных государственных образовательных учреждений города (школы, прогимназии, гимназии, лицеи, спецшколы для подростков с девиантным поведением, приюты, центры психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков), был создан на базе МГППУ в сентябре 2004 года по приказу Департамента образования.
Структура округа такова: в центре – МГППУ, который задает определенный вектор развития и помогает образовательным учреждениям работать с различными контингентами детей: одаренными и мотивированными, обычными и с задержкой в развитии, девиантных детей и детей-сирот, детей-инвалидов и так далее. Можно сказать, что университетский округ – инновационная форма интеграции науки, образования, практики, основа деятельности которого – построение и развитие эффективных моделей психологического обеспечения учебного процесса в образовательных учреждениях.
Нужно ли это системе образования? Конечно, ведь давно стало очевидным, что понятие «средний московский школьник», которое объединяло учащихся в некую усредненную группу детей, уходит в прошлое, в результате реализации четырех программ «Столичное образование» московское образование стало по существу индивидуально-ориентированным, направленным на максимальный учет индивидуальных психологических особенностей детей. Это привело к тому, что уже сложилась развитая сеть образовательных учреждений, которые представляют по крайней мере шесть основных типов педагогических систем, отличающихся по своим задачам и целям. Это обычная общеобразовательная школа, учебное заведение для мотивированных, учебное заведение для одаренных, учебное заведение для девиантных детей, учебное заведение для детей-инвалидов и учебное заведение для детей-сирот.
В образовательных учреждениях, входящих в округ, работают педагоги, психологи и медики, решающие разные задачи, но это не исключает того, что у них есть и общие цели, например, психологическая поддержка детей и создание атмосферы, способствующей их развитию, как интеллектуальному, так и личностному.
Работа округа осуществляется по следующим направлениям: социально-психологическое сопровождение одаренных детей; коррекция, психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с девиантным поведением; психологическая служба в системе профессионального образования города Москвы; образование и психолого-медико-социальная поддержка инвалидов; духовно-эстетическое просвещение молодежи; осуществление непрерывного психолого-педагогического образования (довузовское обучение, повышение квалификации, послевузовское образование).
На базе университетского округа идет работа над созданием модели комплексной психологической службы образовательных учреждений различных типов и видов, модели комплексной психолого-медико-социальной помощи детям (в том числе в рамках школ здоровья), а также апробируется межведомственная модель региональной психологической службы, объединяющей деятельность психологических служб различных ведомств в условиях мегаполиса.
Педагогам и психологам, методистам, управленцам в рамках университетского округа удается выстраивать работу на таком высоком уровне, который самым естественным образом заставляет их заниматься научными исследованиями. Поэтому многие из них были в составе первого целевого набора в аспирантуру МГППУ.
Одно из важнейших направлений деятельности университетского округа – модель и технологии психолого-педагогического и медико-социального сопровождения одаренных детей. Есть специальная программа, которая реализуется на базе школы-интерната для одаренных детей «Интеллектуал» и гимназии №1530. Такие программы успешно развиваются в Москве при поддержке Департамента образования, а многие методики по работе с такими детьми используются за рубежом. В феврале 2007 года университетский округ провел первую в истории МГППУ конференцию «Одаренные дети – достояние Москвы». Участники конференции обсудили проблемы, связанные не только с самими одаренными детьми, но и с работой с их родителями, учителями. Конференция показала, что работа с одаренными детьми и подростками в настоящее время достаточно широко развернута в образовательных учреждениях университетского округа, своего рода опорными школами в этом направлении считаются школа №57, школа-интернат «Интеллектуал», «Школа Ломоносова» (гимназия №1530), «Лицей на Донской», которые вырабатывают принципиально новые подходы к работе с одаренными детьми, получая серьезные научно-практические результаты, которые могут быть в той или иной мере транслированы в специализированные и массовые школы Москвы.
Важным направлением деятельности университетского округа стала работа с детьми, имеющими ограниченные возможности. Социальная политика в отношении таких детей с ограниченными физическими возможностями стала нынче важнейшим показателем уровня культуры, гуманности и человечности, достигнутого обществом. Наиболее ярко характер социально-педагогических и нравственных ценностей проявляется в том, насколько полно общество обеспечивает равный доступ инвалидов к образованию и, в частности, к высшему образованию. В нашем университете выстроена система организационных, социальных, педагогических, кадровых, технических мероприятий и нормативных актов, осуществляемых в Институте гуманитарных технологий МГППУ (директор – кандидат философских наук, доцент Юрий Баусов), которые позволяют устранять неравенство инвалидов при получении высшего образования в столице. В рамках университетского округа Институт гуманитарных технологий осуществляет тесное взаимодействие со специализированными школами-интернатами №1 (для слепых и слабовидящих, директор К. Кравцов) и №5 (для слабовидящих, директор М. Касич). Эти интернаты в дальнейшей работе станут экспериментальными площадками по отработке модели непрерывного образования «школа – вуз».
В ноябре 2007 года Департамент образования и университетский округ МГППУ проведут городскую научно-практическую конференцию «Образование и непрерывное психолого-медико-социальное сопровождение детей и молодежи с ограниченными возможностями». В подготовке примут участие Институт гуманитарных технологий и факультет дистанционного обучения МГППУ, ведущие специалисты кафедр, лабораторий, аспиранты и студенты.
Не менее важное направление работы округа – коррекция, психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с девиантным поведением. Социальный приют для детей и подростков «Зюзино» – специализированное социально-реабилитационное учреждение для несовершеннолетних, попавших в трудную или опасную жизненную ситуацию, и специальная школа №11 закрытого типа «Шанс» курирует факультет юридической психологии (декан – доктор психологических наук, профессор Елена Дозорцева).
Департамент образования и университетский округ МГППУ в апреле 2008 года проведут научно-практическую конференцию «Проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних: причины проявления, преодоление». В подготовке принимают участие факультет юридической психологии, лаборатория «Психологические проблемы детей с девиантным поведением» (заведующий – кандидат психологических наук Николай Сидоров), ведущие специалисты кафедр, лабораторий, аспиранты и студенты.
На протяжении нескольких лет одним из приоритетов факультета «Психология образования» (декан – кандидат педагогических наук, профессор Марина Егорова,) стало сотрудничество с различными социальными учреждениями (детскими домами №23 и №48, а также с СРЦ «Отрадное»), в рамках которого проводится психодиагностическая и коррекционно-развивающая, а также научно-исследовательская работа по таким направлениям, как «Развитие мотивации на здоровый образ жизни у детей-сирот в системе сферы бытового обслуживания в социуме и в самостоятельной взрослой жизни», «Снижение тревожности у детей-сирот дошкольного возраста».
Сегодня университетский округ пополняется все новыми образовательными учреждениями Москвы, а в рамках инновационного проекта университетского округа будет сформирован экспериментальный «Технопарк современных психологических технологий МГППУ». Создание банка инновационных технологий и методов практической работы психолога позволит специалистам найти ответы на многие вопросы, возникающие в работе с разным контингентом детей.
Комментарии