search
main
0

Кому нужны пассивные наблюдатели? Числиться на посту лидера еще не значит быть им

​Председатель Приморской краевой ор­га­ни­за­ции Профсоюза работников народного образования и науки РФ Ирина МАРИШ не понаслышке знает, что такое учительский труд. После окончания Дальневосточного государственного университета она работала в школе №74 Владивостока учителем географии. Тогда же, в 1988 году, вступила в профсоюз. Сегодня под защитой возглавляемого ею крайкома профсоюза более 16 тысяч педагогов Приморья.

– Ирина Григорьевна, вы стали председателем краевой организации профсоюза работников образования в марте 2016 года. С чего начали работу?- С поездок по краю – более детального знакомства с теми, кто представляет наш профсоюз в Приморье. У нас 34 муниципальные организации, у каждой свои первички. Надо было понять, какие проблемы работников образования являются для территории первоочередными, каково реальное положение дел в районах.Кроме того, хотелось увидеть, как ведется профсоюзная документация. На мой взгляд, развал в документах означает развал в умах. К тому же это подставляет под удар всю профорганизацию. Аргумент «нам некогда возиться с документами – мы работаем с людьми, это важнее» сегодня не актуален. В нашей работе нет второстепенных тем.- Что показали эти командировки?- С одной стороны, я еще раз убедилась в том, какие замечательные кадры работают у нас на местах – опытные, мудрые, боевые. Например, председатели Артемовской, Владивостокской и Дальнегорской городских, Михайловской, Дальнереченской, Спасской, Партизанской, Ханкайской районных организаций профсоюза, руководители Уссурийской объединенной организации и первичной профорганизации Школы педагогики Дальневосточного федерального университета.С другой стороны, выяснилось, что часть руководителей местных организаций работают по старинке, боятся всего нового. А ведь Общероссийский Профсоюз образования – один из самых активных и передовых в стране, он развивает инновационные формы социальной поддержки работников, методы обучения кадров и привлечения новых членов, участвовал в разработке Федерального закона «Об образовании в РФ». Но для того чтобы умело пользоваться современными технологиями, надо быть открытым к ним и работать чуть больше, чем ты привык. К этому оказались готовы не все.Я хочу, чтобы мы равнялись на лучшие профобъединения и сами были примером для подражания. Конечно, это встречает сопротивление.- Как с этим справляетесь?- Я не собираюсь рубить с плеча и требовать от наших уважаемых лидеров мгновенных изменений. Но и пассивные наблюдатели нам тоже не нужны.Приведу пример. В системе образования одного городского округа края работает полторы тысячи человек, при этом в профсоюзе состоят… четырнадцать педагогов. Как, скажите, оценивать эффективность председателя городской организации? Свое ли место он занимает?Нарушений в трудовых отношениях сегодня хватает. И профсоюз единственная общественная организация, которая имеет реальные рычаги воздействия на недобросовестных работодателей и большие полномочия, которые, кстати, прописаны в Трудовом кодексе. Нужно только захотеть их применять.Но если желания работать по-новому нет, честнее передать полномочия тем, у кого горят глаза, кто готов отдавать общественной работе силы и время, кто будет упорно бороться за права коллег, кто не побоится задать неудобные вопросы работодателям или местной власти.Несмотря на то что уставом профсоюза выборы председателей предусмотрены раз в пять лет, можно проводить внеочередные конференции. Их, к слову, имеют право инициировать и рядовые члены организации, если видят, что председатель относится к работе формально.- То есть сегодня вы делаете ставку на молодых?- Не столько на молодых, сколько на активных. Но мы действительно очень заинтересованы в молодежи, готовим новые кадры. Недавно отправили двух профактивистов, молодых педагогов из Артема и Надеждинского района, на обучение в Крым – в школу профсоюзных тренеров. Ребята вернулись, воодушевленные новыми идеями. Перед этим во Всероссийскую педагогическую школу ездила лидер Молодежного совета Екатерина Бубнова из Артема. Она вернулась на таком позитиве, что готова была горы свернуть, и зарядила этой уверенностью своих коллег. Так и собираем ядро активистов.Первые плоды молодежной работы уже есть. После общения с активистами Совета молодых педагогов работники детского сада «Ягодка» в поселке Смоляниново создали первичную профорганизацию. Еще одна первичка появилась в коррекционной школе-интернате Партизанского района.Кроме того, благодаря стараниям лидера Спасской районной организации Людмилы Яковлевны Лысенко мы недавно приросли еще одной первичкой: она образована в детском саду «Лучик» села Летно-Хвалынское. Вот такими маленькими, но уверенными шажками и идем к увеличению численности членов профсоюза, преодолевая сложности.- Что это за сложности?- Нахлебничество, например. Общероссийский Профсоюз образования – мощная и уважаемая организация, которая отстаивает интересы педагогов на федеральном уровне, и плодами ее работы пользуются все работники отрасли, включая тех, кто никогда не состоял в профорганизации. Это несправедливо. И главное – чем нас будет больше, тем проще будет договариваться с работодателями, заключать эталонные коллективные договоры, тем защищеннее будем мы все.Помимо материальных дивидендов (свое­вре­мен­ной индексации зарплаты, справедливого распределения стимулирующих выплат и т. д.), члены профсоюза получают правовую поддержку: мы защищаем их интересы в суде, разрешаем трудовые конфликты в коллективах. В 2016 году в штате крайкома профсоюза появился правовой инспектор Елена Борисовна Сафронова. У нее огромный опыт работы в государственной инспекции труда, она знает о правах работников все, к тому же очень открытый и отзывчивый человек, поэтому поток людей к ней не ослабевает. С какими только проблемами ни приходят члены профсоюза: неправильное распределение нагрузки, отсутствие доплат за проведение совмещенных уроков, неверно рассчитанная пенсия, давление со стороны работодателя, – и каждый получает поддержку и помощь.Поэтому моя позиция однозначна: если ты в профессии – ты должен быть в профсоюзе.- До сих пор бытует мнение, что профсоюз – это в первую очередь материальные блага. Понятно, что это далеко не полное представление о деятельности организации. Однако блага все же есть?- Конечно. Например, есть программа Федерации профсоюзов Приморского края «Электронный профсоюзный билет». Благодаря ей профбилет одновременно является скидочной картой в десятках торговых точек края, и круг партнерства постоянно расширяется. Наш профсоюз присоединился к проекту одним из первых. Сначала профорганизации Артема, Уссурийска, Владивостока, Дальнегорска, а затем – Пожарского, Черниговского, Хасанского, Ханкайского и Хорольского районов. Мы оплатили электронные профсоюзные билеты председателям и штатным работникам местных организаций. Убедившись в преимуществах программы на личном опыте, они рассказывают о ней на местах.Другой пример. Осенью прошлого года членские организации Профсоюза образования со всей России собрали 2 миллиона рублей для приморских коллег, пострадавших от тайфуна «Лайорнок». Те педагоги, которым стихия нанесла наибольший ущерб, получили от 3 до 30 тысяч рублей. А параллельно материальная помощь пришла и от других отраслевых профсоюзов, территориальных объединений и первичных организаций страны. Дополнительно около 8 миллионов рублей были распределены между членами профсоюзов края, включая педагогов, – каждый получил от 6 до 25 тысяч рублей. Представляете, какое это подспорье для жителей сельской местности, лишившихся домов, хозяйства, урожая и предметов первой необходимости? Я уже не говорю о финансовой помощи членам профорганизаций в сложной жизненной ситуации.- 2017 год объявлен Федерацией независимых профсоюзов России Годом информационной политики…- Информационная работа сегодня крайне важна для любого профсоюза. Общая для всех проблема в том, что даже члены профорганизаций не всегда знают о том, чем на самом деле занят профсоюз, каких важных для всего населения решений он добивается. Будем заполнять эти пробелы качественной и достоверной профсоюзной информацией. В планах на этот год – укрепление взаимодействия с нашими социальными партнерами, наращивание информресурсов, модернизация сайта крайкома.Хочу поблагодарить Федерацию профсоюзов Приморья за профуроки, которые проводятся в школах края. Старшеклассники и студенты получают первые базовые знания о том, что такое профсоюз, какие задачи решает. И когда вступают во взрослую жизнь, начинают работать, несравнимо легче идут на контакт с нашими профсоюзными активистами, понимают практическую пользу профобъединения.- Какая главная задача на текущий год?- Количественный рост организации, ее организационное и финансовое укрепление. Мы будем, как всегда, «тормошить» председателей райкомов и горкомов профсоюза, первичных организаций. Для того чтобы вести за собой, они сами должны быть лидерами в полном смысле этого слова – легкими на подъем, коммуникабельными, неравнодушными, экономически и юридически подкованными. Просто числиться на занимаемой должности, быть формальным профлидером – недопустимая роскошь для профсоюза работников образования Приморья. Да и для других отраслевых профсоюзов края, думаю, тоже.Прим. ред. Материал публикуется в рамках конкурса «Профсоюзный репортер».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте