Около четырех тысяч студентов Красноярска приняли участие в митинге, прошедшем на прошлой неделе около здания администрации края. Организаторами акции выступили студенческие профсоюзы. Молодые люди протестовали против спешки в реформировании образования и призывали к продуманности и согласованию реформы с преподавателями и студентами вузов. Также митингующие выступили против сокращения бюджетных мест на факультетах и объединения учебных заведений.
Незадолго до этого в Красноярске прошла презентация новой модели системы высшего образования, которую планируют внедрить в крае уже в 2007 году. Реформу, подготовленную краевыми чиновниками, представил министр образования и науки России Андрей Фурсенко. В ее основе – объединение всех красноярских вузов (14 государственных, 2 негосударственных и 9 филиалов) в единый Национальный университет.
В гигантском университете, по замыслу реформаторов, смогут учиться до 50-60 тысяч студентов. Изменятся этапы получения высшего образования. Пока план такой: первые два года обучения будут посвящены общефундаментальной подготовке по всем направлениям; следующие два – обучение по укрупненным направлениям с получением статуса бакалавра; 5-й и 6-й годы – магистратура, зачисление в которую будет конкурсным.
Как надеется один из разработчиков проекта, ректор Красноярского технического университета Сергей Подлесный, будущий вуз станет одним из ведущих национальных центров в области науки, образования, инноваций и культуры и будет иметь федеральное значение (а значит, полномасштабное финансирование). Кроме того, по подсчетам разработчиков, проект позволит сэкономить финансы и прежде всего за счет отказа от дублирования в подготовке специалистов в разных вузах. Например, в одном вузе предполагается оставить только юридический факультет, в другом – экономический. Понятно, что при таком подходе не обойдется без сокращения штата и учебных мест (сейчас их около 120 тысяч). При этом совершенно неясно, что станет с нынешними студентами, обучающимися в «дублирующих» вузах.
Форсирование реформ такого рода, как опасается замдиректора независимого Института развития образования Ирина Абанкина, «может просто-напросто привести к коллапсу региональных систем образования». Массовое закрытие вузов и гиперконцентрация высшего образования в немногочисленных центрах нанесет, с точки зрения экспертов, ощутимый удар по культурной и социальной жизни регионов.
Комментарии