Село Сосновец – глубинка такая, что доехать не только от Москвы, но даже от Иванова непросто. Если собственной машины у вас нет, придется ехать с пересадками. Автобус от Родников до Малых Ломов (это конечный пункт) ходит четыре раза в день. Ехать придется стоя: народу много. Но не огорчайтесь: вы будете иметь счастливую возможность послушать настоящую русскую речь, которую в большом городе не услышать, увидите добрые открытые лица. Необычным вам покажется все.
Добравшись до Сосновца, вы прежде всего восхититесь пейзажем. Бескрайние просторы, засеянные поля, леса, луга и озера, красивый храм, вокруг него высокие деревья, упирающиеся в небо, неподалеку от дороги ухоженное кладбище. Его вид не вызовет у вас грустных мыслей – напротив, вы почувствуете острое желание остаться в Сосновце и жить, разумеется, долго и счастливо. Заходим в село и снова удивляемся. Дома ухоженные, покрашенные в жизнеутверждающие оттенки, на окнах цветы, палисадники, как на выставке, – один другого лучше. Никаких свалок и куч мусора не видно, дорога по селу хорошая, без луж и комьев грязи. Возле некоторых домов важно разгуливают толстые, упитанные гуси – все говорит о хозяйственности и трудолюбии местных жителей. «Богато живут, а говорят, деревня умирает, – отмечаем мы с моей спутницей, учительницей из ивановской школы. – Какое там…»Да, надо признать, по виду села Сосновец о закате русской деревни и подумать нельзя. «Что-то здесь не так», – сомневаемся мы, отвыкшие за годы перестройки от позитивных сельских картин в средней полосе России. Неплохо живут селяне на Кубани, на Дону, в Черноземной зоне – это да, это понятно. А чтобы так же хорошо жили в зоне рискованного земледелия… Это что-то новенькое. Обычно найти школу в селе довольно легко, адрес спрашивать не нужно. Заметив неподалеку от храма двухэтажное кирпичное здание, мы уверенно направляемся к нему и, подойдя ближе, понимаем, что ошиблись. Это Дом культуры. Растерянно озираемся окрест, невдалеке видим еще одно кирпичное строение, идем туда… И снова ошибаемся. Это детский сад, о чем красноречиво свидетельствует детская площадка с множеством ярких сооружений, лесенок, песочниц и грибков. Только третье двухэтажное здание оказывается школой. Она стоит на краю села в окружении цветников и деревьев. Здесь тоже красиво, ухоженно.Мы уже не удивляемся, понимаем: здесь все необычно. В фойе мемориальная доска. На ней написано, что с 2010 года школе присвоено имя Михаила Бредова, Героя Социалистического Труда, который долгое время был председателем колхоза «Искра» (кстати, товарищество есть до сих пор, сельское хозяйство здесь не погибло). Нам становится понятно, почему в селе так много сделано для людей – в отличие от других деревень Ивановской области здесь был настоящий хозяин (потом мы узнаем, что в Сосновце, единственном на весь Родниковский район селе, раньше всех проведен газ). Да и школа, которую построили в 1981 году, говорит о многом. Обстановка здесь уютная, домашняя в самом хорошем смысле слова. Нет, одеты дети как и положено – здесь принят деловой стиль. В школе всего 77 учеников, половину из них подвозит школьный автобус из трех деревень, расположенных неподалеку. В 11-м классе всего шесть человек, в 10-м – пятеро, самый большой класс 8-й, там 12 человек. В начальных классах пока тоже немного, но в детском садике подрастают будущие первоклассники, и значит, педагоги без работы не останутся. Обо всем этом мы узнаем от учителя математики Галины Алексеевны Балябкиной. Она родилась и выросла в Палехе, а сюда приехала сразу после окончания Шуйского педагогического института и всю жизнь посвятила сосновецким детям. Любит путешествия и походы, которые организовывает для детей вместе с учителем физкультуры Владимиром Борисовичем Тарасовым. О нем, кстати, тоже можно написать отдельный большой очерк – педагог от Бога, он не раз становился лауреатом и победителем районных профессиональных конкурсов, выходил в финал областного конкурса «Учитель года». Кто, например, не ради строчки в портфолио и не ради славы, а из любви к делу, к своим землякам станет организовывать Рождественский турнир по игровым видам спорта для выпускников школы? Только энтузиаст. На его инициативу откликается так много односельчан, причем даже тех, которые уехали из Сосновца давным-давно, что спортзалы (а их в Сосновце два, есть еще один – тренажерный) не вмещают всех участников турнира. В соседних селах и деревнях пьянки да гулянки, а здесь – спортивные баталии, о которых потом вспоминают до следующей зимы. Но Владимир Борисович не один такой. Все педагоги стараются принести пользу своей малой родине. И детей тому же учат. Уже пять лет подряд учителя Сосновецкой школы, специалисты Дома культуры совместно с отцом Сергием, бывшим настоятелем сосновецкого храма, сегодня служащим в столице Казахстана, организуют православный Рождественский фестиваль. Во время святок в Сосновец приезжают гости из соседних деревень, из Родников и даже из Костромы. В течение целого дня около двухсот детей принимают участие в тематических постановках, конкурсе на лучший рождественский подарок, традиционных святочных играх. Начинается праздник, конечно же, с торжественного молебна в храме. Этот день запоминается всем участникам надолго, не случайно каждый год желающих приехать в Сосновец на святки становится все больше. Жаль, что у села нет возможности принять всех. Но поделиться праздником организаторы фестиваля всегда рады. Свой опыт педагоги передают коллегам из других школ – уже несколько лет Сосновецкая школа является базовой площадкой по духовно-нравственному воспитанию в районе. Конечно, воспитание совершается не только на уроках и заранее организованных мероприятиях. Все педагоги знают: в школе ежедневно идет формирование человека. И мы имели счастливый случай еще раз убедиться в этом. Анна Алексеевна, которая исполняла в этот день обязанности директора Ольги Николаевны Серовой, уехавшей на совещание в Иваново, показывала нам кабинеты, надо заметить, довольно хорошо оснащенные. Подойдя к кабинету географии и биологии, мы услышали голос учителя: «Дети, запомните! Некрасивых людей не бывает…» Фраза показалась мне настолько необычной, в смысле далекой от географии, что я невольно заподозрила в учителе коллегу-литератора. Но нет, на доске была написана тема урока «Человек и окружающая среда». Урок вела учитель высшей категории, многократный победитель конкурсов педагогических идей, автор многих обучающих и развивающих проектов Марина Викторовна Зимина. Именно она позаботилась о том, чтобы школу окружали многочисленные клумбы и цветники. Кому же, если не ей, говорить о красоте?В кабинете технологии семиклассницы, все как одна красивые и одетые как положено в косыночки и фартуки, колдовали над щами. Одна девочка разделывала уже сваренную куриную тушку, другие шинковали капусту, чистили морковку. «Все как в нашем детстве», – ностальгически вздохнули мы с моей спутницей. И ведь правда: далеко не в каждой школе девочек учат готовить, а мальчиков – владеть слесарным и столярным инструментом. В Сосновецкой школе учат. Здесь все так, как нужно. Как правильно. И хотя интерактивные доски здесь тоже есть и учителя ими активно пользуются, никто не собирается отказываться от ценного опыта советской школы. И это особенно порадовало. Стало понятно, почему село так отличается от многих других деревень и почему дети отличаются от многих своих сверстников. «Дети у нас золотые! С ними можно ехать куда угодно. Даже если далеко отправляемся, не переживаем, что они что-то не то сделают, не так себя поведут. На других детей смотрим – диву даемся. С нашими никаких проблем не бывает!» – Галина Алексеевна и ее коллеги говорят о своих учениках с любовью. Однако не только дети здесь хорошие, но и наставники тоже особенные. Анну Алексеевну Морозову, завуча по внеклассной работе, можно назвать молодым педагогом. Она работает в школе шестой год, ведет химию, курирует школьный сайт и электронный документооборот. Семьи у нее пока нет, поэтому школе она посвящает все свое время. По тому, с какой гордостью Анна Алексеевна знакомит нас со школой, можно сделать вывод: она для нее родной дом. Кстати, она не единственный молодой педагог. Ее коллега Ольга Николаевна Горшкова, учитель английского языка, тоже работает не очень давно. У Ольги Николаевны двое детей, поэтому ее стараются нагружать так, чтобы и на семью времени хватало. Зарплата ее невелика, так же как у остальных сельских педагогов (из-за того что классы маленькие, за час они получают значительно меньше городских коллег), но она не жалуется. Самая большая печаль Ольги Николаевны не о деньгах, а об отсутствии в школе кабинета иностранного языка. Если бы у нее был собственный кабинет, она бы могла сделать свои уроки более результативными. Есть и другие проблемы. Нужны логопед и психолог. Раньше хотя бы иногда приезжал логопед из района, сегодня нет даже редких консультаций. Подушевое финансирование не позволяет выделить дополнительную ставку или направить кого-то из педагогов на переобучение. А логопед нужен, у детей начальной школы есть проблемы с речью. Ездить в Родники и долго, и накладно. Еще учителей беспокоит низкая скорость интернет-соединения. Пока откроешь одну страницу, треть урока пройдет. Собственно, это все проблемы (о зарплате я не говорю, потому что в малокомплектной школе она не может быть высокой по определению). А все остальное в Сосновецкой средней школе даже не хорошо, а отлично! Не верите? Приезжайте в гости, увидите все своими глазами. с. Сосновец, Родниковский район, Ивановская область
Комментарии