search
main
0

Кому можно доверить малыша?

Светлана КОЗЛОВА, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики Московского городского педагогического университета:

– В подготовке кадров мы, на мой взгляд, должны ориентироваться не только на дошкольное учреждение. Мы должны быть готовы воспитывать и обучать ребенка в любых условиях – в семье, в дошкольном учреждении, в детском доме, в доме ребенка. Подготовка должна быть ориентирована на ребенка, на его развитие, а то, где это будет происходить, – всего лишь условия. Конечно, условия эти тоже необходимо знать и понимать различия в них. До сих пор мы в подготовке специалистов ориентируемся только на дошкольное учреждение, которое посещают дети из так называемых нормальных семей. При этом часто даже без учета того, что современные дошкольные учреждения очень разные. А ведь мы знаем, какое разнообразие ДОУ! Мы в ответе за всех детей школьного возраста, а не только за тех, которые приходят к нам в ДОУ из дома, из семьи.

Не секрет, что нынче растет число социальных сирот, что многие дети-дошкольники живут в условиях социального риска и готовы пополнить ряды детей риска, много детей-инвалидов, больных, нуждающихся не только в медицинской, но и в психологической помощи. Есть дети одаренные, особые дети, и все это – наши дети. Нельзя закрывать глаза и не видеть этих тенденций. Поэтому подготовка кадров должна менять свои ориентиры, мы должны готовить специалистов широкого профиля, ориентированных на ребенка, его развитие независимо от условий его жизни, но с обязательным знанием особенностей этих условий.

Россия присоединилась к Болонской конвенции, наш Московский городской педагогический университет тоже переходит на подготовку бакалавров и магистров. На наш взгляд, бакалавр должен быть наделен юридическим правом вести в ДОУ, в поликлиниках, в родильных домах и так далее консультативную работу по воспитанию детей как в целом, так и по различным направлениям. Например, по подготовке детей к школе, по эстетическому развитию, по укреплению здоровья и так далее.

В сочетании работы воспитателей и бакалавров мы видим путь качественного улучшения процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста. А вот магистр – это образование надвысшее, оно стоит между высшим и аспирантурой. Человек, получивший такое образование, может работать в колледже, в системе управления дошкольным образованием в городе. Сегодня многие заведующие ДОУ в Москве получили и получают высшее образование, это совершенно правильное решение государственного вопроса. Руководитель обязан быть по всем параметрам (по образованию прежде всего) выше тех, кем он руководит. А значит, руководители округов, преподаватели колледжей должны быть магистрами.

Нас очень тревожит отсутствие в стране в целом подготовки специалистов для работы с детьми-сиротами и лишенными родительского попечительства. В лучшем случае с ними работают люди, имеющие педагогическое образование, направленное на воспитание детей из семей. А это должен быть особый специалист. Во-первых, он должен знать особенности развития таких детей, отклонения в их развитии, владеть методикой коррекции всех таких отклонений. Во-вторых, подобных специалистов необходимо специально готовить к ограждению себя от раннего профессионального выгорания, которое в силу специфики детей, с которыми они работают, наступает значительно раньше, чем у педагогов, работающих в традиционных условиях. Подготовкой таких специалистов могли бы заниматься и колледжи, и педагогические вузы. Мы у себя в университете идем в русле дисциплин по выбору, имеем экспериментальную площадку (48-й детский дом), где ведем подготовку кадров и работу с детьми, но всего этого, конечно, недостаточно.

На мой взгляд, следует повысить социальный статус каждого дошкольного учреждения в своем микрорайоне. Сейчас в образовательных учреждениях появилась новая должность «социальный педагог», которая есть и в ДОУ. Думаю, что в функции социального педагога входит социальная работа не только внутри своего учреждения, но и в ближайшем к детскому саду микрорайоне, где следует учитывать детей из тревожных семей, чтобы не допустить социального сиротства или хотя бы уменьшить число социальных сирот.

Такая профилактическая работа должна проводиться совместно с милицией. Понимаю, что такое предложение не вызовет радости, но ведь мы в ответе за всех детей дошкольного возраста, а не только за тех, которые ходят в конкретный детский сад. Конечно, и здесь возникает вопрос об оплате труда социальных педагогов, которые возьмут на себя эту ответственность, но я думаю, что в подготовке таких специалистов и в практике очень много вопросов, которые ждут своего решения, и это важно для сегодняшнего дня.

У нас есть и сложный вопрос о толерантности. Москва – город многонациональный, он был таким всегда, в последние годы в Москву приехало особенно много людей разных национальностей. Для дошкольных работников в этом есть определенные трудности. Они связаны с тем, что многие дети из семей мигрантов не владеют русским языком. Воспитателю нужно научить детей русскому языку, научить ребенка жить среди других детей, нужно его воспитывать и обучать. В Центре дошкольного детства имени Запорожца разрабатываются продуктивные методики в помощь воспитателям, но студентов пока не готовят к такой работе, в лучшем случае только планируют проведение спецкурсов.

Второй важный вопрос: работа с мигрантами, то есть работа с родителями-мигрантами, что дело непростое. Но мы учим своих студентов в МГПУ законам толерантности, воспитываем толерантность в них самих, не могу сказать, что удается блестяще, но мы верим в свои силы и в наших студентов. Помогает нам в этом разработанная преподавателями МГПУ методика ознакомления с Декларацией прав ребенка. Методика направлена и на взрослых, которые не всегда знают и соблюдают права ребенка, и на ребенка, которого также необходимо с малых лет приучать понимать, что каждый человек имеет права и обязанности.

Мы много сегодня говорим о том, что отказались от авторитарной педагогики и перешли к личностно-ориентированным моделям. Боюсь, что это пока только декларация. Мы перестроили преподавание педагогики и методики, сделав акцент на личностно-ориентированные подходы. Под руководством наших преподавателей проводятся сегодня диссертационные исследования, изучающие специфику такого обучения и воспитания, но проблема все еще остается. В конкурсах, которые каждый год проводит Москва: «Лучший воспитатель», «Лучший молодой специалист», «Лучший детский сад» – участвуют воспитатели, которые демонстрируют свое умение видеть каждого ребенка, учитывать его способности и интеллект. Такой опыт достоин распространения. У нас на факультете учатся многие участники этих конкурсов, мы привлекаем этих студентов к тому, чтобы они делились опытом с другими студентами. Важно продолжать такую работу.

Осуществление личностно-ориентированных подходов к воспитанию и обучению связано с пониманием глобального вопроса: кому нужно образование? Государству, обществу, семье, ребенку? Наверное, прежде всего ребенку, и тогда мы воспитаем хорошего человека, и от этого обществу и государству будет значительно легче решать многие вопросы. Тогда забота о человеке превратится из желаемого лозунга в правило жизни.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте