Для меня главная претензия к Всероссийским проверочным работам состоит в том, что не вполне понятно само их предназначение. Вроде бы заявляли многократно, что они призваны выявить пробелы в знаниях по тому или иному предмету у конкретного ученика, чтобы можно было знать, над чем конкретно работать и какие именно темы прорабатывать. Но, как можно было уже неоднократно убедиться, на ВПР сегодня возложены очень разные задачи.
Например, недавно было сказано, что с их помощью можно в самом начале года выяснить, насколько ученики подготовлены к учебе после длительного периода дистанционного образования и самоизоляции. Но ведь это же не секрет, что учителя и так всегда занимались этим, причем именно в начале сентября, после долгих летних каникул.
Если бы ВПР представляли собой некий сервис для педагогов, с помощью которого каждый желающий мог добровольно выбрать из базы данных задания для своего класса и провести оперативное тестирование, а затем определить для каждого ученика его собственные западания, тогда я бы еще понял и принял эту идею. Ведь раньше учителя сами придумывали задания, а если бы у них был огромный блок самых разных вариантов для проверки, тогда бы жизнь их стала значительно легче. Но это предполагает наличие возможности произвольного выбора заданий, и тут возникает другая проблема. Все мы прекрасно понимаем, насколько разными бывают школы и дети и насколько странно подходить с едиными требованиями к ученикам, скажем, образцовой городской гимназии с элитным контингентом и обычной сельской школы, где учатся далеко не такие одаренные дети. Между тем подобной дифференциации на ВПР не предусмотрено.
Точно так же не понятно, что же, собственно, мы проверяем. Пробелы у отличников и пробелы у двоечников – совсем не одно и то же. Согласен, есть представления о некоем универсальном для всех наборе знаний, умений и навыков, мол, вот именно его-то и надо проверять. Однако кто его определил? Напомню, что до сих пор все попытки сделать нечто подобное в виде единого стандарта оканчивались неудачей, сразу возникали споры, почему это туда включили, а то нет, давайте расширим, в результате минимальные требования постепенно вырастали до максимальных.
Попробуйте предложить учителям математики пройти ВПР по литературе, а учителям химии – ВПР по русскому языку. И сразу станет ясно, насколько все неоднозначно. Но это учителя! А что же делать ученикам? Да, нас пытаются уверить, будто все задания полностью соответствуют школьной программе. Однако с этим вряд ли согласится большая часть учителей. Просто потому, что ВПР – это «про другое».
Нам говорят, что «ВПР полностью соответствуют школьным стандартам». Напомню, что стандарты делятся не по классам, а по ступеням – например, «стандарт начальной школы», а не 3‑го или 4‑го класса. Хотя проверяют именно классы, а не ступени. Плюс ко всему проверка не учитывает, по какой программе работают в этой школе, а в разных программах последовательность тем может быть разной, да и акценты там сделаны свои, в зависимости от авторов.
И уж, конечно же, с чем я никак не могу согласиться, так это с тем, что результаты ВПР в последнее время расцениваются как некий мониторинг. Позвольте, но ведь сама суть мониторинга предполагает, что должна быть проведена независимая оценка знаний – как это делается в исследованиях PISA, PIRLS и других аналогичных. Этим должен заниматься кто-то другой, а не сами же учителя школ. И тут никак не обойтись без валидации учебных заданий, что сложно и дорого.
Самое же неприятное – ВПР превратились в средство оценки работы учителя и школы, их результаты принимают во внимание, когда награждают лучших или наказывают худших, исходя из позиции в рейтинге. Изначально речь шла о том, что «это нужно только самим учителям!». Но разве учителям нужны те отчеты, которые они готовят по итогам испытаний и отправляют куда-то «наверх»?
NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ – научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
Верить Болотову, который был одним из тех “инноваторов”, кто разрушал наследие советской системы образования и активно продвигал введение в России хаоса образовательных программ и учебников, а затем ЕГЭ – значит, не дружить с критическим мышлением. Название его докторской диссертации по “педагогическим наукам” (2001, диссертация «Теория и практика реформирования педагогического образования в России в условиях социальных перемен») многое говорит о его “заслугах”.
Первоначально ВПР вводились для того, чтобы выяснить, в каких классах возникают проблемы, выявляемые в выпускных классах по математике – на ЕГЭ в 11 классе и ОГЭ в 9 классе. Но быстро выяснилось, что в том хаосе образовательных программ, который ввели Болотов и его единомышленники-“инноваторы”, невозможно сделать даже примерную привязку изучаемых тем по классам. В статье Болотов пишет “Напомню, что стандарты делятся не по классам, а по ступеням – например, «стандарт начальной школы», а не 3‑го или 4‑го класса. Хотя проверяют именно классы, а не ступени”. В том-то и беда, что разрушительные ФГОС, введённые Болотовым и его единомышленником Александром Кондаковым, не фиксировали не только последовательность изучаемых материалов по предметам, но и вообще содержание образования. В итоге от полного разрушения единого образовательного пространства страну спасли ОГЭ и ЕГЭ – пусть в целом и разрушительные, но фиксирующие темы, необходимые для сдачи итоговых экзаменов. А значит, и для изучения. Но без ликвидации столь любимого Болотовым хаоса образовательных программ и задания единой для всех школ последовательности изучаемых тем в принципе невозможно выявить ни проблемные учебники или разделы в них, ни сравнить успешность изучения материала в разных школах. Потому что в одних школах тему изучают в пятом классе, а в других – в восьмом или даже девятом.
Но выкинуть “достижения” Болотова, Кондакова и компании и вернуть нормальную систему изучения тем, как было в СССР, и реализовать первоначальное назначение ВПР – это признать длящиеся десятилетия ошибки. Поэтому тщательно забыли и превратили в ритуальное бюрократическое действие. Хотя от ВПР могла бы быть огромная польза.
Я убежден, что к точке зрения и мнению Виктора Александровича Болотова надо прислушаться и реализовать идею, которая им поставлена и озвучена!