Приезжих на станции Барабинск Новосибирской области было мало, встречающих – и того меньше. Тем не менее я не сразу поняла, что элегантный молодой человек и есть директор средней школы №1, победитель Новосибирского областного конкурса «Учитель года». Позже выяснилось, что ему не 25, как я решила поначалу, а все 32. Хотя для руководителя учебного учреждения все равно непривычно мало. Тем более что стал директором он все же в 25.
Барабинская средняя школа №1 показалась мне огромной – трехэтажное здание постройки 60-х годов с большими окнами и высокими потолками, окруженное участком, на котором запросто смогли бы уместиться три – четыре футбольных поля. Наверное, по контрасту – школа, как маяк, возвышается над одноэтажными деревянными улочками, вытянувшимися вдоль железной дороги. Видно ее с вокзала, но добирались мы на такси. Автобусы по Барабинску ходят редко, а Денис Валентинович Судариков экономит сначала время, и лишь потом – деньги. Вместо футбольного поля при ближайшем рассмотрении обнаружилась ледовая площадка.
– Недавно построили! – гордо сообщил Денис Валентинович. – Сами бы, конечно, не справились, помогли администрация и управление образования. Пацаны до ночи шайбу гоняют.
Школа №1 – единственный очаг культуры на железнодорожной окраине Барабинска. Поэтому для 350 учеников и их родителей двери закрываются обычно не раньше восьми часов вечера. На взгляд постороннего, в ней не очень уютно – старенькая мебель, блеклые цвета крашеных стен. Зато все блестит чистотой. И, как ни странно, дышит покоем – несмотря на деловитых учителей, задумчивых старшеклассников и шумных малышей. Все заняты чем-то важным, куда-то двигаются. И даже первоклашки, похоже, носятся не хаотично, а осознанно – без суеты и столкновений.
Маленький кабинет директора школы – образец аккуратности и аскетизма. Находится он на первом этаже, прямо перед входом, поскольку Денис Валентинович считает, что должен лично встречать всех гостей – званых и незваных. Почти невероятным кажется здесь плоский жидкокристаллический монитор суперсовременного компьютера. Он не очень сочетается с допотопными столом и шкафом, зато вполне под стать директору. Денис Валентинович тоже элегантен и подтянут. Галстук носит так, будто в нем и родился. Правда, уверяет, что официальную форму одежды любит не очень. Но положение обязывает.
У Дениса Валентиновича никогда не возникало проблем с дисциплиной – ни в классе, когда был просто учителем, ни в учительской, когда стал директором. Объясняет тем, что сам дисциплинирован, а дети и взрослые это чувствуют. Судариков очень выдержан – воспитать это качество помогла, как ни странно, молодость. Он начал работать в школе, вернувшись из армии. Тогда юному учителю все коллеги казались не просто старше, но мудрее, а все ученики – не просто младше, но совсем уж маленькими. Научился сдерживать эмоции. Подчиненные говорят, что директор надежен – всегда можно рассчитывать на его совет и помощь. Коллеги утверждают, что он никогда не приказывает – лишь предлагает. А отказать почему-то невозможно. Может быть, потому что его предложения разумны? Прежде чем принять решение, Денис Валентинович долго размышляет, перебирает варианты, просчитывает ходы… Так что с дорогим компьютером у него много общего. Его подарило, кстати, городское управление образования, когда Денис Валентинович вернулся из Москвы с золотым значком пеликана на лацкане. Надежда Леонидовна Сухорукова, начальник управления, привезла в магазин:
– Выбирай, Денис, заслужил, – сказала. На «ты» и без отчества – по праву учительницы, в свое время преподававшей учителю года историю. Судариков и теперь считает себя ее учеником. Во всяком случае, мысль о том, что педагог должен все время расти – если не вверх, то «вглубь», перенял от нее. В школе №1 действует четкая установка: дать каждому – и ученику, и учителю – возможность показать себя. Выдвинуться, как говорит Денис Валентинович, поскольку ему нравятся все слова, производные от «движения». Школа стала принципиально иной, когда пришел
25-летний директор. Курсы пользователей компьютеров к тому времени прошли все учителя, но пользовались компьютерами редко, с опаской. Теперь ПК стал рабочим инструментом. Даже Наталья Николаевна Коптева проводит уроки немецкого в компьютерном классе и удивляется, что оценила возможности современной техники, лишь став пенсионеркой. Информатику изучают здесь со второго класса, а по каждому учебному предмету собрана солидная мультимедийная библиотека. Денис Валентинович мечтает, чтобы по одной умной машине с проектором было в каждом классе, как в московской гимназии, где он давал открытый урок. Пока до этого далеко. Впрочем, нынче управление образования обещает дать еще один класс – с новейшим оборудованием. Судариков открыл компьютер для себя почти самостоятельно, учась на факультете математики и информатики Новосибирского государственного педагогического университета заочно. И с его помощью открыл для школы целый мир – находит в интернете конкурсы, викторины, в которых с удовольствием стали участвовать и учителя, и дети. Никого не заставляет, но информирует настойчиво. И все как-то поняли, что у каждого из них – масса возможностей. Последнее время маленькая школа участвует в конкурсе «Учитель года» регулярно. Сначала зарабатывали лауреатство, потом Марина Владимировна Кассихина, учитель географии, стала победителем городского турнира. По мнению Сударикова, участие в серьезных конкурсах повышает самооценку. Говорит, что, когда виден результат, и работать интереснее.
Странным образом школа, нынче справившая 40-летний юбилей, с каждым годом молодеет. И не только по статистике: средний возраст педагогов – 35 лет. Глаза загорелись. Вера Николаевна Гужева, библиотекарь с 30-летним стажем, с удовольствием демонстрировала мне новые поступления. 15 тысяч рублей, полученных за победу в конкурсе, Судариков отдал на книжки и диски. Татьяна Михайловна Павловская рассказала о созданном в школе экологическом центре. Ребята изучают уровень шума в городе, следят за чистотой улиц. С легкой руки директора свои предложения они подают в мэрию. К детям, по его мнению, прислушиваются больше – например, на улице Майской, одной из самых «громких», отменили двустороннее движение, а по маршруту автобуса расставили мусорницы. Город меняется благодаря тому, что ребятам до всего есть дело.
Ни один из педагогов, с удовольствием рассказывая мне о своей работе, даже не вспомнил о зарплате. Кстати, почти треть коллектива уже приобрела себе домашние компьютеры – в кредит, конечно, поскольку зарабатывают учителя в Барабинске не больше, чем в любом другом городе России. Жаловаться на безденежье в школе №1 не принято.
– Деньги – ведь не главное в жизни. – Даже обиделся Судариков. – Особенно когда знаешь, что хорошо делаешь дело. Конечно, администрация старается материально поддержать педагогов. Надтарифный фонд, например, у нас существует не только на бумаге. Хотя не за премии же люди работают. Важно, что школа стала коллективом единомышленников, где каждый может спокойно работать, рождать идеи, при этом по-настоящему болея друг за друга.
Сам Судариков коллективу изменил только один раз – «прогулял» первомайскую демонстрацию в 2003 году. Стоял под окнами роддома – ждал, когда на свет появится его сын. Тогда выдержка ему изменила – кричал и бросался цветами в окошко.
– Да не похож я на компьютер, – доказывал он мне. – К рыбалке вот тесть приобщил. Грибы, ягоды собираю летом. О путешествиях мечтаю. Люблю, в общем, отдохнуть. Если, конечно, работе это не мешает.
Денис Валентинович надеется, что сын вырастет достойным человеком – то есть умеющим трудиться и знающим, чего хочет. Если Никита пойдет в отца, то профессию выберет себе уже в третьем классе. Именно тогда будущий директор школы стал по поручению учительницы проверять тетрадки товарищей. Это занятие до сих пор не кажется ему скучным, потому что для него не бывает скучным то, что делается хорошо. Он решает жизнь, как задачу, – ставит перед собой четкую цель и добивается ее. Иногда медленно, но никогда не останавливаясь. После восьмого класса поступил в педучилище – чтобы скорее начать работать. Отслужив в армии, рванул в глушь, снимал угол, хотя предпочитает чистоту, комфорт и городской ритм жизни. Но там нужен был учитель, а для городской школы Судариков считал себя не готовым. Захотел освоить ПК – и стал общепризнанным «компьютерным гением».
Вера Александровна Довгаль, методист городского управления образования, подавшая Сударикову идею поучаствовать в конкурсе и предсказавшая его победу, пророчит своему «подшефному» большое будущее.
– Вы, наверное, хотите стать министром образования? – поинтересовалась и я.
– Министром? – нахмурился Судариков. – Да нет, я не думал об этом. Мне пока нравится моя работа. Я не ставил себе такой задачи.
Ну слава Богу. Министр может спать спокойно. Пока.
Барабинск, Новосибирская область
Комментарии