search
main
0

Компьютерные науки. Новый предмет в Пензенскую область привезли из Израиля

​Совместный израильско-пензенский проект по созданию и апробации нового учебного предмета «Компьютерные науки» начался практически год назад – в октябре 2010 года.

После 21 года отсутствия я вернулся в гости в родной город и предложил такой эксперимент, а Министерство образования Пензенской области оказалось готово его опробовать. Создали группу из учеников 3-го губернаторского лицея, нашли учителя, только что с университетской скамьи, и начали заниматься: я по скайпу вел уроки из своей школы в Беэр-Шеве (Израиль), а человек 15 десятиклассников работали в своем классе в Пензе. За основу, как я и предложил, взяли преподаваемый у нас курс «Компьютерные науки» – и дело пошло очень хорошо.Буквально через месяц позвал меня на разговор губернатор Пензенской области Василий Бочкарев и «поставил задачу»: попросил создать для региона новый предмет для школ на основе курса «Компьютерные науки», который мы преподаем в Израиле. Задача показалась нам увлекательной, и в декабре к нам в Израиль для окончательного решения вопроса приехала рабочая группа: министр образования Пензенской области Светлана Копешкина, два сотрудника из министерства, курирующих информатизацию, представитель педуниверситета, директор и учитель из лицея, с которыми мы работали. Для них мы организовали серьезный трехдневный семинар: посещения педагогического колледжа «Бейт-Берл», встречи и обсуждения с ведущими специалистами Израиля по нашему предмету, с учителями, с руководителем Центра для школьников при университете Бен-Гуриона, с работниками министерства образования Израиля…В итоге уже в апреле в Пензе организовали семинар, на котором в течение 5 дней мы с коллегой, доктором Канелем, одним из ведущих учителей Израиля по нашему предмету, работали с 56 учителями информатики из Пензы и области. Обязан сказать: результаты были для нас просто впечатляющими – и в смысле готовности учителей освоить нечто совершенно новое, и в смысле серьезности их участия в обсуждениях, и даже в плане результатов тестовой контрольной, которую мы провели для учителей безо всяких скидок.За лето мы написали учебник, и с сентября более чем в полутора десятках школ Пензы и области учителя начали преподавать новый предмет!..Все происходило, происходит и, мы уверены, будет происходить в полном соответствии с принципом: начать – на энтузиазме, реализовать – на серьезной основе. Ограничься все энтузиазмом – и проект остался бы экзотической игрушкой: ну еще десяток-другой российских школьников выучился бы чему-то не такому, чему учат на уроках информатики.Вот везде принято ругать чиновников – в России, в Израиле, в Америке, в Европе… А я вам скажу: проект реально заработал, потому что в него вкладывались и вкладываются сверх всяких норм чиновники – губернатор Пензенской области Бочкарев, министр образования Копешкина, Демин и Хромов из областного Института развития образования. Дело-то не просто новое – оно чистая инновация, эксперимент, нигде более в России не проверенный.И учителя пензенские – без них, без их готовности взвалить на себя никем и ничем не гарантированный к успеху проект – это, знаете ли, дорогого стоит!И, судя по первым месяцам, дело идет без особых сбоев; позитив совершенно явно превышает всякий ожидаемый и неизбежный негатив.Более того, доказательством того, насколько эффективен союз чиновников и энтузиастов, в нашем проекте стало участие в нем гимназии №2 г. Салавата из Башкортостана. Завуч школы узнала о проекте в Интернете, связалась со мной, убедила директора и учительницу информатики – и сегодня группа Азалии Басыровой просто одна из самых сильных в нашем проекте!Мы не ставили и не ставим перед собой задачи создать замену существующего предмета «Информатика и основы ИКТ». Мы строим новый предмет – «Компьютерные науки». Строго говоря, он уже 30 с лишним лет с успехом преподается в Израиле, и по этому курсу Израиль – мировой лидер в школьном образовании. Вот этот-то наш высокоэффективный и результативный опыт мы и адаптируем для России: нет абсолютно никакой причины, чтобы то, в чем преуспевают наши израильские старшеклассники, не стало материалом для успеха и преуспевания школьников российских.Наши системы школьного образования очень разные, но есть в них одно общее: хорошие учителя и хорошие ученики.То, что мы сейчас реализуем с участием наших коллег в Пензе и Салавате, – только первый шаг на серьезном пути. За этот учебный год учителя обкатают написанный курс и учебник, накопятся корректировки, замечания и опыт, летом мы внесем изменения на основе опыта работы, вдвое-втрое увеличим базу задач для работы в классе и дома и к сентябрю сделаем печатный вариант, готовый к использованию.К лету же мы напишем как минимум еще два курса: один – для работы на год раньше, второй – в продолжение уже созданного. Генеральная цель – создать трехлетний курс от практической алгоритмики до продвинутых разделов компьютерных наук.Разумеется, базой по-прежнему будет тот чрезвычайно удачный курс, который сегодня читается в наших израильских школах. В известном смысле, как это ни прозвучит парадоксально после всего сказанного, никакого особого эксперимента нет: есть реально работающий высокоэффективный учебный предмет, который мы адаптируем с учетом специфики и требований российской школьной системы.Повторю еще раз: в том, в чем сильны школьники одной страны, могут (и, по нашему мнению, даже должны!) быть сильны школьники другой. В данном случае Израиля и России.Вот как раз на этот вопрос ответ до чрезвычайности прост: кто угодно – при условии, что этот «кто» сумеет соединить две компоненты. Чиновников-энтузиастов и учителей-энтузиастов. Это реально. В Пензенской области это уже доказали. Владимир Фрайман, преподаватель предмета «Компьютерные науки» Беэр-Шева, Израиль

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте