От города Энгельса до села Узморье всего 18 километров по отлично асфальтированной дороге, и можно всерьез говорить о смычке города и деревни, о реализации той советской мечты, которая годами была лозунгом былых идеологов. Но смычки как таковой нет. Энгельс – большой город, в котором много хороших школ, есть гимназия. Узморье – большое село, где проживают около полутора тысяч селян, но школа одна на всех. Кстати, хоть идеологи и твердили о важности школы на селе, она в Узморье до прошлого года была старая, постройки 1872 года. В советские времена новую не построили, только в 1964 году заменили крышу на новую и все. Новая появилась во времена, так сказать, капиталистические – 25 августа 2001 года. Добротная, современная, выстроенная так, как требуется, как нужно педагогам, чтобы нормально работать, как нужно детям, чтобы в комфорте получать знания.
Тринадцать лет назад заложили в Узморье новую школу недалеко от старой и строили ни шатко ни валко, пока губернатор Аяцков в ответ на просьбу узморцев не сказал: “Школа будет!”. И она действительно появилась. Но не потому, что губернатор сказал, а потому, что появился в селе энергичный человек, который восемь лет жизни отдал строительству. Владимир Янович Бельченко.
Директор, который построил школу
Мне не раз приходилось убеждаться в том, что в педагогике и вообще в образовании очень многое зависит вовсе не от денег. Бывает, что школа мрамором выложена, компьютерами заставлена, все у нее есть, но она серая, неинтересная, ибо директор человек не интересный, равнодушный. И, наоборот, может не быть денег, но если есть энергичный, думающий директор, и школа интересная, и деньги находятся, и многое в той школе появляется.
Владимир Янович Бельченко ни педагогом, ни директором школы изначально быть не собирался. Родился в Киргизии, мечтал стать авиационным инженером, а потому закончил в Киеве институт инженеров гражданской авиации, по распределению поехал во Владивосток, отработал там четыре года. Карьера складывалась хорошо, деньги платили приличные. Но тут грянула перестройка, аэропорт расформировали, и вернулся Бельченко туда, где родился и где аэропортов отродясь не бывало. Мужчине без работы всегда трудно, ему семью кормить надо. Семья – жена и дочь – у Владимира Яновича уже была, а стало быть, была и ответственность. Совершенно случайно ему предложили возглавить межшкольный УПК, он и согласился. Так инженер превратился в педагога. Настоящего, между прочим, педагога, потому что Бельченко поступил в местный педагогический институт на истфак.
Институт закончить не удалось, по вполне объяснимым причинам пришлось семье Бельченко из Киргизии переезжать в Россию. Выбрали окрестности Саратова, а точнее, Энгельса, потому что там жили родственники. Купили недостроенный домишко в Узморье и сразу пошли работать в школу. Жена – учителем географии, а Владимир Янович – директором. Кстати, пример этой семьи – пример решения важной государственной проблемы: устройства беженцев из республик бывшего СССР. В Узморье очень много таких семей, и принимает их село очень радушно. Владимир Янович рассказывает, как соседи помогали ему достраивать дом, завести хозяйство. Учатся в Узморской школе и местные ребятишки, и множество детей-беженцев из Казахстана, Таджикистана, других республик – в последние два года поток приезжих сильно увеличился. В школе 237 учеников, для села много. А будет еще больше, уж очень хорошее, привлекательное это Узморье: четыре магазина, почта, участковая больница, клуб, словом, все, что надо для жизни, есть. А тут еще и новая школа.
Идеальная школа,
какой она должна быть
Строили школу очень умные люди – трест “Энгельсстрой” во главе с заслуженным строителем Александром Романовичем Сеноженским. Строили, что называется, “под ключ”. Сами закупали мебель, компьютеры, даже занавески и те сами повесили. И парты, и школьные кабинеты, и кабинет директора сдали в такой степени готовности, что можно было входить и начинать занятия. Удивительно, правда? Совсем по-социалистически, как кажется на первый взгляд, а на самом деле – по-рыночному. Сеноженский в составе своего треста держит коммерческий отдел, тот и закупает все там, где выгоднее, дешевле, снимая с того же Бельченко все те заботы, которые в иных местах с удовольствием строители взваливают на плечи школьных директоров. Он, правда, поначалу пытался ездить в Учколлектор, привозить проспекты, информацию, но строители сказали тактично: “Ничего не надо!” и сами справились со всем, причем отлично. Во всяком случае на открытии губернатор Аяцков новой школой остался доволен и с удовольствием стал ее “почетным учеником”. В самом деле в школе есть все: физкультурный зал, столовая, компьютерный класс, класс домоводства, учительская, про которые никогда не скажешь, что они в сельской школе (такие классы, скажем, чаще бывают только в городских). Не школа, а сказка.
Почему Узморью не нужны репетиторы?
Каждый год школу в Узморье заканчивают 12-13 одиннадцатиклассников, и все поступают учиться дальше. Половина – в вузы, половина – в ссузы. Без репетиторов, только поступают обычно на двухмесячные подготовительные курсы, чтобы сориентироваться в вузовских требованиях. Так хорошо их готовят сельские учителя. Коллектив крепкий, молодых учителей немного, больше опытных педагогов в возрасте, но это не так уж плохо, потому что, как убежден Бельченко, такой коллектив сохраняет лучшие традиции школы. И возможный единый госэкзамен школу не пугает. “Наши-то? Наши с любыми тестами справятся”, – уверен директор. Владимир Янович сторонник жесткой дисциплины для учителей. С одной стороны, для учителей все условия созданы: есть и льготы по коммуналке, и приличная для села (особенно сейчас, после повышения) двухтысячная зарплата, и расписание завуч составляет с учетом того, какое нужно учителям, чтобы справиться с подсобным хозяйством. Например, строго учитывается, кому когда нужно доить корову или покормить новорожденного теленка. С другой – у каждого учителя есть еще и огород, и солидный земельный надел в 8 гектаров, словом, забот хватает. Но директор строг во всем, что касается дисциплины, оформления различных документов, повышения квалификации (благо Саратов близко, а в институте повышения квалификации учителей обучают бесплатно). Демократом, по мнению, Бельченко учитель должен быть на уроке: тут и свобода через край в творчестве и в применении самых совершенных методик и технологий. Поэтому процесс модернизации в Узморской школе идет спокойно и логично: с первого класса уже введено изучение английского языка, есть “Основы здорового образа жизни”, трехчасовые уроки физкультуры, уроки автодела (благо губернатор подарил школе две машины – “ГАЗ” и “Жигули”).
Четыре источника, четыре составные части финансирования
Разговор о деньгах в любом учебном заведении всегда нонсенс. Та же сельская школа занимается делами возвышенными, одухотворяющими, как тут всю ее деятельность сводить к финансам. Но без финансов с одухотворением, как известно, дела идут туго. Узморская школа финансово не самостоятельная, своего счета у нее нет, есть централизованная бухгалтерия в районном управлении образования, где у школы свой спецсчет, на который зачисляются деньги, полученные от хозрасчетной деятельности. Финансирование шло, скажем, на строительство школы из трех источников – из федерального, областного и районного бюджетов. Три источника, три составные части. Но есть и еще одна часть, четвертая – родительские деньги. Их в школе не собирают, разве только на учебники, когда родители хотят, чтобы их приобретали централизованно, через школьную библиотеку. На родительские деньги собирают детей в школу. Причем деньги это чаще всего “свинские”. У каждой семьи одна-две свиньи выращиваются специально для того, чтобы на вырученные от продажи мяса деньги купить все необходимое для школьника, заплатить за курсы по подготовке в вуз и даже оплатить учебу на платном отделении. Такое бывает: узморские выпускники поступают на бюджетные отделения, но один-два ежегодно выбирают платные вузы и факультеты, если так спокойнее и комфортнее для них самих. Попечительский совет у школы есть, но вот пятого источника финансирования в результате не появляется: ни богатых членов попечительского совета, ни банкиров-выпускников пока у школы нет. Фермеры еле сводят концы с концами, а у главы администрации денег тоже в обрез. Впрочем, о необходимом финансировании, положенном по закону, директор речи не ведет. Зарплату учителям, повторяю, платят в полном объеме и в срок, компенсацию за приобретение учебно-методической литературы педагоги получают, отпускные тоже. Так что речь может идти только о поисках своих источников финансирования, внебюджетных.
Почему директор не хочет быть министром?
“Вы в министры образования пошли бы?” – спросила я Владимира Яновича. Он сразу отрицательно покачал головой: “Министерская работа – временная, а я люблю постоянную”. Он, наверное, прав, потому что судьба сельских детей требует работы постоянной, планомерной, нацеленной на перспективу. В сельской школе больше, чем в городской, важен прагматический аспект в обучении и воспитании. Сельские дети должны быть лучше, чем городские, подготовлены к взрослой жизни. “Основы экономики” и столь модную и не менее нужную “Информатику” дети постигают в Узморье с восьмого класса. Но это теория, а ведь нужна еще и практика. Бельченко считает, что сельская школа должна стать своеобразным бизнес-инкубатором. Нет, конечно, дети и сейчас работают на пришкольном участке – в школе картошка и овощи в столовую поставляются с собственного огорода бесплатно; ухаживают за кроликами в старой мастерской – мечта директора о бесплатном мясе для школьной столовой худо-бедно реализуется; в подвале новой школы (благо размеры позволяют!) выращивают круглый год зелень, огурцы для школы и детского сада, который отдали тоже под крыло Владимира Яновича. Детям дают специальности кулинара, водителя, портного. 50 своих гектаров земли школа отдает в аренду, и арендаторы дают зерно, покупают, скажем, видеотехнику или еще что-то нужное. Словом, все идет в рамках тех традиций, что были всегда. Но время-то у нас иное, чем было раньше, поэтому директор думает о том, как видоизменить хозрасчетную деятельность. Ну, скажем, была бы сельхозтехника – трактор, сеялка, плуг, можно было бы не сдавать землю в аренду, а обрабатывать самим. К этой земле можно было бы присоединить учительские наделы да 120 га, которые сельсовет имеет, но не знает, что с ними делать. А уж реализовывая урожай с этого большого, объединенного в 300 га участка, можно было бы получать хорошие деньги. Так что Бельченко радуется, что в школе есть компьютеры, но считает, что стране нужно всерьез подумать о тракторизации сельских школ(!).
Родилась идея по организации своей сферы бытового обслуживания. Сейчас учитель физики ремонтирует всему селу разную бытовую технику и учит при этом важному ремеслу своих учеников. Есть в школе свой искусный сварщик, свой электрик. Пока все заказы и просьбы сельчан они выполняют бесплатно, а можно было бы организовать некий Дом быта. Тем более что возможности для того, чтобы открыть свою парикмахерскую, свое ателье, у школы есть уже сейчас. Есть и свой плотник-искусник. Когда древесина и пиломатериалы были не столь дороги, школьники делали мебель для больницы и даже выставляли на продажу в местном магазине изготовленные в школе добротные стулья, детские кроватки, кресла. Сегодня дерево “ушло” в цене, делать мебель на прежних условиях невыгодно, но тут тоже можно было бы организовать какое-то выгодное производство, если хорошенько подумать и просчитать.
– Все это несбыточные мечты? – спросила я у Владимира Яновича.
– Почему несбыточные? – удивился он. – Постепенно все сделаем, реализуем. Но для начала до зарезу необходим трактор. Кто бы помог, дал его хоть в собственность, хоть в лизинг. И, может быть, тогда мы смогли бы обрабатывать земли не только нашей школы, а и участки школ, расположенных в окрестности, в других селах. Немалая выгода была бы для всех, и, самое главное, мы своих детей делом бы приблизили к земле, не уезжали бы они навсегда, а, отучившись, возвращались домой, занимались сельским хозяйством, животноводством, заводили свои фермерские хозяйства.
Говорят, нынче нужно крепко стоять на земле, чтобы сбылись многие планы. Бельченко крепко стоит на ней, но хочет стоять еще крепче вместе со своими учениками, педагогами. В этой приземленности просматривается явно высокая идея: вырастить для государства настоящих граждан, любящих свою землю и, самое главное, умеющих работать на ней.
Виктория МОЛОДЦОВА
Москва – Саратов – Энгельс – Узморье – Москва
Статфакт
Согласно данным Министерства образования Российской Федерации, на начало 2001-2002 учебного года общее количество сельских школ у нас в стране составляет 44826. В них обучаются 5891798 детей.
Комментарии