search
main
0

Компьютер вместо тряпки? Книжки с мультимедийными картинками

На своих страницах «УГ» много пишет о создании довольно большого числа электронных моделей учебников. В последнее время, особенно от представителей крупнейших издательств, выпускающих школьные учебники, прозвучали не очень новые мысли о том, что нужна электронная поддержка уже апробированных бумажных учебников. Этим, по их мнению, с одной стороны, обеспечивается педагогическая целесообразность электронных изданий, а с другой – комфортность в работе современного учителя.

Создано и внедрено в практику работы школ России двадцать электронных моделей учебников по различным предметам. Этот опыт был описан на страницах «Учительской газеты», а наша базовая школа №89 города Челябинска была признана лучшей школой России на Образовательном форуме в Москве в 2004 году.

Хотелось бы подробнее остановиться на тезисе – педагогическая целесообразность современных электронных изданий для школы. Любая педагогическая технология по определению является информационной, то есть во все времена в школах, сами того не подозревая, применяли информационные технологии и вдруг появились НИТ. И тут встает, пожалуй, главный вопрос – к чему относится ключевое в этом определении слово «новые»? Именно для акцентирования внимания на этом принципиальном моменте мы и применили термин НИТ вместо более «современного» термина ИКТ (информационные и коммуникационные технологии).

Анализ многочисленной литературы и большого количества программных продуктов показал, что, по мнению их авторов, главное в НИТ – это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением, отсюда и определение: новые информационные технологии обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер. То есть, если в процессе обучения применяется компьютер, то в школе используются НИТ, а если не применяется, то в школе используются ИТ. Такой подход отражает первоначальное понимание педагогической технологии, как применение технических средств обучения, а компьютер в таком представлении – еще одно ТСО в школе (как известно, ТСО – это Тряпка Сырая Обыкновенная).

Таким образом, слово «новые» просто характеризует применение или неприменение компьютера в процессе обучения. Действительно, кодоскоп, эпидиаскоп, разного рода таблицы и фолии, кинопроектор, учебное телевидение, устройства для программированного контроля. Современный персональный компьютер, как это понимают подобные разработчики, вполне вписывается в этот ряд, обладая мощью всех предшественников вместе взятых. При таком подходе слово «новые» характеризует действительно новое техническое средство обучения.

В педагогическом же смысле слова никакой новизны нет и в помине. Дело в том, что все указанные устройства, включая и компьютер при таком подходе, всегда были и остаются лишь инструментами, а не подлинными машинами. Это связано с тем, что каждый шаг по преобразованию информации контролируется и направляется человеком.

Как мы знаем из опыта внедрения компьютеров в других областях человеческой деятельности, решающее значение для высокой эффективности систем подобного рода имеет то обстоятельство, что они опираются на автоматизированные информационные базы. Это означает, что в памяти компьютера постоянно сохраняется информация, нужная для решения тех задач, на которые рассчитана система.

Достаточно очевидно, что создаваемая система должна решать педагогические задачи. Следовательно, в базе данных должна храниться вся необходимая информация для решения таких задач: кого учить (информационная модель ученика), чему учить (информационная модель содержания образования) и кто учит (информационная модель учителя).

Содержание образования должно быть представлено в компьютере в таком виде, чтобы:

1) компьютер мог сам проанализировать это содержание и на основе результатов такого анализа и других информационных моделей предложить учителю оптимальное для этих условий решение поставленной задачи;

2) информационную модель можно было использовать как обучающую, иллюстрирующую, контролирующую и иную, но действующую в соответствии с результатами первого пункта, систему.

Отвечают ли этим требованиям те электронные модели учебников, которые на сегодняшний день имеются на рынке? В абсолютном большинстве – нет. Причина этого очевидна – они представляют собой обыкновенные книжки с картинками, правда, картинками мультимедийными, но это совершенно не меняет существа дела: никакого анализа содержания учебника такая модель не дает возможности провести. А значит, и никаких самостоятельных рекомендаций компьютер не в состоянии предложить.

То есть школа получает еще один инструмент на уровне соответствующих технических достижений. Данное утверждение подтверждается и тем, что при таком подходе любое применение компьютера в процессе обучения может быть заменено применением некоторой комбинации других технических средств.

Построенная нами электронная модель школьного учебника основана на совершенно других принципах и удовлетворяет описанным выше двум требованиям. В прилагаемой таблице приведено краткое сравнение этой модели с другими.

Дмитрий МАТРОС, декан факультета информатики ЧГПУ, д.п.н., профессор, Челябинск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте