Когда современному взрослому человеку говорят: «Напиши (письмо, записку, доклад, статью…)», он не берет ручку и листок бумаги, а садится за клавиатуру компьютера и смотрит на его экран. Этот компьютер может быть стационарным или ноутбуком, клавиатура может быть обыкновенной или виртуальной, но в любом случае буквы не выписывают ручкой на бумаге. Так уж случилось, что слово «писать» для огромного большинства современных людей связано с клавиатурой компьютера, а не с привычной большинству учителей ручкой.
Часто говорят, и говорят уже немало лет, что традиционной клавиатуре – прямой наследнице клавиатуры пишущей машины – осталось прослужить недолго. Появляются разные другие устройства, позволяющие вводить текст в компьютер: распознавание ввода письменного текста, введенного стилусом на активном экране, распознавание голосового ввода. Но основным устройством для ввода текста все же пока остается клавиатура, позволяющая легким нажатием сразу получать букву на экране. Можно с достаточной долей уверенности предположить, что клавиатура компьютера долгие годы еще будет оставаться основным инструментом письма, так же как появление самолетов не уменьшило роли колеса. Умение свободно использовать клавиатуру для создания текстов уже перешло из разряда профессиональных умений в разряд умений, необходимых каждому человеку. Но если основным инструментом письма для людей стала клавиатура и основным инструментом работы с текстом стал компьютер, то почему-то в школе продолжают учить писать только ручкой, затрачивая огромное время в первом классе на постановку руки и обучение написанию букв. Еще 10-15 лет назад это было необходимо, поскольку без умения писать ручкой практически невозможно было изучать русский язык, да и вообще учиться, выполнять задания в тетради. Сейчас тетрадь во многом может заменить компьютер. Клавиатура сегодня остается основным средством общения человека с компьютером, а через компьютер – со всем огромным миром информации. Основная масса текстов в современном мире возникает с ее помощью и создается именно автором, а не перепечатывается специально обученной машинисткой. Клавиатура будет использоваться еще очень долго, настолько долго, что умению эффективно ее использовать необходимо учить каждого школьника. Если же мы хотим использовать компьютер в школе, то учить использовать клавиатуру нужно именно в начальной школе. Если бы все взрослые вокруг печатали слепым десятипальцевым способом и помногу, то ребенок начал бы печатать сам, так же как он начинает ходить и говорить безо всяких тренажеров и понуканий. К сожалению, таких условий нет, процесс обучения машинописи сам себя не поддерживает. Без участия школы обойтись тут не удастся. Только и в школе далеко не каждый учитель умеет правильно использовать клавиатуру. А тот, кто не умеет что-то сам, не верит, что этому можно научиться и научить. Первым шагом к обучению детей должно стать обучение учителя. Причем такое обучение может идти и вместе с детьми, обучающийся рядом взрослый – большой стимул учиться для ребенка. Любая методика или программно-методический комплекс может только помочь учителю, но не заменить его. Главное – самому учителю захотеть и попробовать овладеть слепым десятипальцевым методом создания текстов на клавиатуре, и результатом этого явится желание научить детей, чтобы издавать свои собственные классные или школьные газеты и журналы, а может быть, и переписываться в Интернете. Умение быстро и безошибочно работать на клавиатуре компьютера позволит эффективно использовать его во всем процессе обучения, а значит, навык надо приобретать как можно раньше. Не обученного печатать ученика трудно просить представить реферат или сочинение в электронном виде. Существует и еще один очень важный аспект. При обучении письму с помощью клавиатуры по-другому формируется грамотность. Компьютер в отличие от учителя может «ловить ученика за руку» (точнее, за палец) при каждой попытке совершить ошибку. Поэтому в начальной школе надо говорить не столько об обучении десятипальцевой слепой печати, сколько об обучении второму, и возможно основному, способу письма. Обучая учащихся письму ручкой, школа ставит перед собой задачу не только научить переписывать буквы, слова и предложения из учебника в тетрадь или записывать мысли учителя, но и научить создавать на бумаге свои тексты (изложения, сочинения, рефераты и другие творческие работы). Произведение, написанное учеником ручкой в тетради, как правило, бывает прочитано только учителем и остается в единственном экземпляре. Его очень сложно улучшить, получив замечания учителя. Совсем другое дело, когда мы используем в качестве инструмента письма клавиатуру компьютера, а его память – в качестве хранилища созданного произведения. Такой текст легко распечатать в любом количестве экземпляров, дополнить новой информацией, изменить или использовать часть его в другой работе. Отдельная проблема – обучение учащихся созданию гипертекстов, правильному структурированию материалов. Это необходимо учитывать при обучении письму современного школьника.Собственно для работы, которую делает человек, сочиняющий или редактирующий текст у экрана компьютера, не очень подходит термин «машинопись». Нам кажется, что скорее стоит использовать термин «клавиатурное письмо». Ну а какой учитель в школе должен взять на себя ответственность за обучение клавиатурному письму? Поскольку ключевое в этом словосочетании слово «письмо», то и учить должен учитель начальной школы. Думаю, что большинство читателей в той или иной степени знакомы со слепой десятипальцевой печатью и представляют себе расположение пальцев на клавиатуре, знают, что за каждым пальцем строго закреплена определенная группа клавиш. Запрещается смотреть на клавиши, на руки и на то, что получается. Можно только слушать диктовку или смотреть в оригинал. При обучении можно смотреть еще и на схему клавиатуры. На мой взгляд, обучение клавиатурному письму может идти параллельно с обучением традиционному письму ручкой. При этом объем занятий с клавиатурой должен приблизительно равняться объему занятий по обучению письму ручкой. Хорошо, если на каждом уроке используется письмо и с помощью клавиатуры, и с помощью ручки. Причем это обучение должно содержать не только работу в классе, но и домашнюю работу. Быстрое проникновение компьютеров в дома позволяет уже сейчас многим учащимся приносить домашние сочинения в виде отпечатанного текста или файла. Главное – предоставить возможность каждому желающему учащемуся напечатать свой текст и приучиться хранить все работы учащихся в информационной среде школы. Первокласснику трудно долгое время заниматься одним и тем же видом деятельности. На уроках обучения грамоте он учится потихоньку, буква за буквой. Поэтому и учиться писать с помощью клавиатуры медленно, буква за буквой, для него очень естественно. Клавиатурным письмом, как и письмом с помощью ручки, надо заниматься ежедневно, посвящая ему 10-минутные упражнения. За каждое занятие удается изучить одну или несколько букв и набрать достаточное для тренировки количество слов или фраз с уже изученными буквами. Вернее, даже не изучить, а потренироваться в нажатии соответствующих клавиш. Первый раз дети знакомятся с положением буквы на клавиатуре при ее изучении на уроке обучения грамоте. Научившись писать письменную букву, ребята вписывают ее в схему клавиатуры и в специальную схему с пальцами. Учитель начальной школы находит время на уроках и для того, чтобы показать правильные движения пальцев для ввода пройденной буквы и потренироваться с ребятами на бумажной схеме клавиатуры. Без его помощи нам бы справиться с задачей не удалось. Необходимо регулярно делать гимнастику пальцев, рисовать пальцы и раскладывать по группам вырезанные буквы. Если ставить задачу обучения слепой печати в начальной школе, можно удерживать близкую скорость овладения двумя способами письма – с помощью ручки и с помощью клавиатуры. К концу начальной школы, как показывает опыт, на клавиатуре дети пишут быстрее, чем ручкой. К концу первого полугодия дети должны знать все буквы и уметь печатать предложения. Конечно, им еще нужно посматривать на схему клавиатуры, да и скорость у них еще маленькая, но они должны использовать все десять пальцев, правильно ставить руки и стараться не смотреть на клавиатуру. Такая схема позволяет ребенку проще ориентироваться на клавиатуре и запоминать связки «палец – буква». Остается только научиться правильно ставить руки на клавиатуру в основную позицию, а дальше по рисунку ориентироваться очень просто. Десятиминутки, проведенные учеником за клавиатурой во втором полугодии первого класса, воспринимаются нами как кусочки уроков русского языка. Материал каждого урока готовит учитель начальной школы. На каждом таком уроке ребята тренируются в работе с клавиатурой, набирая слова, пройденные на уроках русского языка. За пределами уроков информатики ребята продолжают играть с моделью клавиатуры. В результате к концу года учащиеся печатают приблизительно с той же скоростью, что и пишут ручкой. То есть можно говорить об овладении двумя способами письма. Это, конечно, очень медленное письмо, но впереди еще два года начальной школы. Алексей МУРАНОВ, заместитель директора Центра образования №1811, кандидат педагогических наук
Комментарии