Как ни ругаем мы сегодня компьютер за то, что дети (да и не только дети!) стали меньше читать, просиживать часами у мониторов, ночами вести диалоги в Сети со знакомыми и даже незнакомыми, говоря при этом на «птичьем» языке «пользователей», сомнений нет – это чудо. Кто бы мог представить себе еще совсем недавно, что всего за несколько минут возможно узнать обо всех новостях в мире, увидеть, сидя дома, шедевры великих мастеров, прочитать самые популярные или, наоборот, малоизвестные литературные произведения, не бегая по книжным магазинам и библиотекам, мгновенно получить информацию самых компетентных источников по любому вопросу науки, культуры, экономики. Что же касается школы, то «до сих пор учитель не имел такого мощного средства обучения. Компьютер расширяет диапазон представления учебной информации благодаря высоким изобразительным возможностям. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения и устранить неуспех в обучении. Он активно вовлекает ребят в учебную деятельность, позволяет качественно изменить контроль над деятельностью учеников…» – говорит методист по биологии Псковского областного ИПК работников образования Валентина Кирилленкова, отвечая на вопросы газеты о том, какое место сегодня занимает компьютер в обучении учащихся Псковской области, в частности биологии. Какие новые формы работы он позволяет применить на уроке и дома?
Сегодня выпуском электронных пособий занимаются многие фирмы. Но хотелось бы остановиться на конкретных пособиях, подготовленных издательствами под учебники, по которым учатся сегодня наши школьники. Среди них издательство «Дрофа», предлагающее различные виды электронных учебных изданий, в равной степени адресованных как учащимся, так и их учителям. Это библиотеки электронных наглядных пособий, мультимедийные приложения к учебникам, практикумы, тренажеры. Информационную базу этих изданий составляют коллекции фотографий и рисунков, анимационные сюжеты, подборки видеоматериалов, интерактивные модули, позволяющие изучить новый материал и проверить полученные знания. Трехмерные модели и виртуальные лаборатории позволяют познакомиться с явлениями и объектами, изучение которых сложно реализовать при традиционном обучении.
Электронные практикумы «Дрофы» дают учащимся возможность легче понять и усвоить изучаемый материал, закрепить практические навыки, подготовиться к проверочным и контрольным работам, экзаменам. Содержание мультимедийных приложений к учебно-методическим комплектам, которые выпускает издательство, структурно повторяет оглавление учебника, что позволяет пользователю быстро найти необходимый материал.
Применение таких электронных учебных изданий не ограничивается классно-урочной системой. Насыщенный учебный материал, удобный и простой интерфейс дает возможность сделать более интересными внеклассные занятия, самоподготовку, тренинг и другие формы работы.
Успешно используется нашими учителями электронное издание для 5-6 классов, включающее в себя школьную программу по природоведению и биологии «Окружающий мир», которое создано в поддержку учебно-методического комплекта Н.И.Сонина. Основу издания составляют мультимедийные презентации, разработанные опытными учителями-практиками в соответствии с содержанием учебника. Готовые уроки могут быть расширены за счет имеющегося на диске дополнительного материала.
Например, диск «Природоведение. 5 класс» представляет собой библиотеку мультимедийных информационных объектов по природоведению. Пособие предназначено для учителей и учащихся школ, лицеев, гимназий, студентов педагогических вузов и для самостоятельного изучения природоведения.
Курс «Природоведение. 5 класс» ориентирован для проведения занятий в классах, а также самостоятельной работы учащихся как на локальных компьютерах, так и в сети «Интернет». Электронное издание дает возможность работы с обширной базой данных, мощной системой поиска и удобным программным обеспечением.
Уже на первом этапе урока при определении темы, материал CD-ROMа «Природоведение. 5 класс» обеспечивает иллюстративный и информационный ряд вопросов, которые будут изучаться на уроке. На этапе актуализации, мотивации и постановки цели урока материал CD-ROMа помогает учащимся проанализировать собственные знания по заданной теме, продемонстрировать первичные знания (себе и, возможно, одноклассникам) посредством устной и письменной речи, овладеть навыками общения, обеспечить активное участие каждого обучаемого в вызове того, что они уже знают (или думают, что знают) по данной теме. Активен каждый обучаемый, развивается интерес к изучению темы.
При изучении нового материала, осмыслении его CD-ROM позволяет учителю использовать информационные объекты (фотографии, видео, рисунки, анимацию и др.), сочетая с другими источниками информации, такими как учебник, рассказ учителя, справочники, словари. На этом этапе учитель демонстрирует заранее подготовленные самим учителем или отдельными учащимися презентации, организует частично поисковые и исследовательские виды работ с использованием информационных объектов «Природоведения. 5 класс».
На этапе рефлексии, отработки знаний и умений, применения их в новых ситуациях учащиеся возвращаются к содержанию CD-ROMа. Идет закрепление полученных знаний, активная перестройка представлений с включением новых понятий; создание нового смысла (присвоение знаний), идет формирование долговременных знаний. Это помогает отслеживать свой собственный мыслительный процесс и управлять им при самостоятельном обучении.
Главной отличительной чертой ИКТ является перераспределение потоков информации на уроке – диалог учителя с учеником опосредован компьютером, который выступает в роли компонента обучения, а школьник обучается новому методу учебной деятельности.
Во время подготовки домашнего задания, на дополнительных занятиях, во время работы кружков учитель выступает организатором творческой поисковой и исследовательской деятельности учащихся, предлагая учащимся самим решить проблемную ситуацию, обозначенную учителем. Ученик сам создает презентации, демонстрирует опыты и комментирует их, создает мультимедиа-сочинения – рефераты по теме доклада, решает тесты, создает проекты по собственным сценариям и др.
Таким образом, обучение, основанное на использовании ИКТ, способствует решению задач, ставящихся на каждом этапе урока. У учителя появляется возможность:
1. четко выделять цели учения;
2. повышать мотивацию учения;
3. обеспечивать активную учебную деятельность;
4. обеспечивать обработку информации;
5. стимулировать мышление;
6. способствовать самовыражению и задействовать чувства и эмоции учащихся.
Ученик, работающий с компьютером на уроке и дома, учится:
– критически мыслить;
– ответственно относиться к собственному образованию;
– работать самостоятельно.
Учитель, использующий компьютер на уроке:
– создает в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
– способствует развитию самостоятельности в процессе обучения.
Уроки закрепления знаний, или тренинги, которые традиционно велись с помощью плакатов, тетради, мела и доски, проводятся теперь с использованием информационных объектов CD-ROMов.
Чрезвычайно интересны и методически богаты для использования в ходе закрепления понятий интерактивные модели. Для учащихся младшего и среднего школьного возраста игра – неотъемлемая часть процесса обучения.
Используют педагоги и возможности построения индивидуальных образовательных траекторий. Объекты библиотеки существенно расширяют возможности учащихся при самообразовании, подготовке докладов и рефератов, а педагогу дают широкий простор для создания авторских программ преподавания курса.
Рассмотрим использование ИКТ на уроках природоведения в 5 классе с использованием CD-ROMа и интернета и работу учителя над становлением индивидуальности, неповторимости, уникальности ребенка через создание ситуации свободного выбора на уроке, над проявлением активности, самостоятельности, индивидуального стиля познания на разных этапах урока.
Процесс овладения знаниями включает несколько этапов.
Начнем рассмотрение с этапа проверки знаний. 1. Использование тестовых работ CD-ROMа. Они позволяют установить глубину усвоенного материала и пробелы в знаниях, сразу же корректировать их. 2. Возможно использование диска с заданием «Озвучьте ранее просмотренный материал». 3. Интересно учащимся задание «Выберите материал базы данных диска, иллюстрирующий материал по теме».
На этапе определения темы урока начинается работа над пробуждением желания узнать: «а что там?» Учащимся предлагается посмотреть материал CD-ROMа о кометах и астероидах и определить, о чем пойдет речь на уроке. Развивается познавательная потребность, которая выступает в качестве мотива обучения. Формируя познавательную потребность, очень хорошо заинтересовать обучаемых решением проблемы, используя проблемное обучение, материалы CD-ROMа.
При изучении нового материала можно использовать много разнообразных приемов. Назовем несколько. 1. Самостоятельная работа с учебником или с материалом CD-ROMа (по выбору учащихся). 2. Работа с содержанием урока CD-ROMа. Учитель предлагает просмотреть материал диска и выделить новое, что узнали, к тому, что прочли в учебнике. 3. Составление презентации на основе объектов базы данных диска.
На этапе рефлексии можно предложить учащимся озвучивание рисунков и схем CD-ROMа (с выключенным звуком). Представляют интерес для учащихся и интерактивные игры CD-ROMа. Например, после урока 53 – какие действия полезны для природы, а какие наносят ей вред. Правильно разместите картинки на экране.
Проведение практических работ. Рассмотрите образцы горных пород и минералов. Заполните схему по плану: способ образования их, приведите примеры. Работайте по желанию с текстом учебника или материалом CD-ROMа (урок 19).
На этапе рефлексии учащегося учат не столько способу действия, сколько его анализу. При этом происходит усвоение умственного действия. Знания приобретают устойчивость и легко переносятся на решение аналогичных действий в новых ситуациях. В этом помогает материал CD-ROMа: и подготовленные уроки, и возможность самостоятельного поиска в базе данных, и возможность подготовки и выступления с презентацией.
Работа с CD-ROMом продолжится и при подготовке домашнего задания. Например, учащийся подготовит компьютерную презентацию (из материала диска или интернета) о спутниках одной из планет. Или дополнит задание CD-ROMа примерами предметов, используемых человеком, изготовленных из графита, полиэтилена, золота, чугуна.
Пример построения урока природоведения с использованием CD-ROMа.
Тема урока «Спутники планет»
Цель: продолжить работу над развитием интереса к изучению темы и формированием у учащихся более глубокого представления о строении Вселенной.
Задачи:
проверить уровень знаний и умений, уровень познавательной самостоятельности учащихся;
способствовать дальнейшему формированию представления о планетах Солнечной системы и их спутниках с помощью демонстрации наглядного материала и работы с учебником;
организовать активное осознание и осмысление учебной информации;
учить разнообразным приемам работы с книгой и материалом CD-ROMа;
воспитывать умение работы в группе.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, CD-ROM (урок 10), интернет-класс, видеопроектор, акустическая система.
Ход урока
I. Проверка знаний с помощью тестовой работы CD-ROMа (10 вопросов).
II. Определение темы урока. Учащимся предлагаются фразы из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова, по которым они определят, о чем идет речь. 1. Человек, который совершает путь вместе с кем-нибудь. 2. То, что сопутствует чему-нибудь. 3. Небесное тело, обращающееся вокруг планеты.
Итак, тема урока «Спутники планет».
III. Вызов информации, опора на субъективный опыт учащихся, актуализация изучаемого материала. Учащимся предлагается написать на листочках все, что знают о спутниках. Затем учащиеся обмениваются информацией с соседом по парте. По цепочке учащиеся рассказывают о спутниках, не повторяя друг друга. Учитель принимает всю информацию, не поправляя и не дополняя, коротко (тезисно) отмечая на доске.
IV. Изучение нового материала. 1. Какое определение дается спутникам планет в материале CD-ROMа? Какие планеты имеют спутники? Просмотрите текст учебника о планетах и найдите все, что рассказано о спутниках планет, отметьте значком в учебнике этот материал. Далее учащиеся работают в диалоге, рассказывая друг другу о спутниках планет. Затем весь класс работает над вопросами, поставленными учителем. Какие планеты имеют спутники? Назовите, как называется спутник Земли. Как выглядит поверхность Луны? Чем заполнены моря Луны? Какую планету называют рекордсменом по количеству спутников? Названия каких планет вам запомнились и почему? С чем связаны эти названия?
2. Работа с CD-ROMом. Учитель предлагает просмотреть материал диска и отметить новое, что узнали к тому, что прочли в учебнике.
V. Рефлексия. Составление мини-рассказов о планетах. Класс делится на 8 групп: каждая готовит свой рассказ. I гр. – называет планеты, не имеющие спутников, где они располагаются относительно Солнца. II гр. – о Земле, III гр. – о Марсе и т.д. Представители групп ведут рассказ для всего класса.
VI. Домашнее задание. Приготовить устную с рисунками или компьютерную презентацию (из материала диска или интернета) о спутниках одной из планет.
Комментарии