Здесь изложены данные о влиянии на организм человека персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) и приведены видеодисплейные термины, а также описаны меры защиты от негативных факторов этих электронных устройств. Данные методические рекомендации предназначены для педагогов, обучающих детей, имеющих постоянный контакт с электронными устройствами, работая на ЭВМ.
В последнее время видеодисплейные терминалы (ВДТ) и персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ) стали широко использоваться в процессе обучения детей школьного и даже дошкольного возраста. Вдобавок почти каждая четвертая семья имеет компьютер дома. Компьютеры эффективно расширяют кругозор, развивают образное и логическое мышление, активизируют развитие памяти, внимания, ускоряют выполнение учебных заданий и помогают лучше контролировать себя. Несмотря на отмеченные положительные стороны бесконтрольная и длительная работа на компьютерах может оказывать и неблагоприятное влияние на здоровье.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) люди, длительное время имеющие дело с видеотерминальными устройствами, часто испытывают самые разные виды недомогания. Появился новый тип заболеваний – синдром стресса, с которым связаны частые головные боли, воспаления глаз, аллергии, астматические проявления, подавленность, раздражительность, вялость.
Установлено, что ВДТ являются потенциальными источниками излучений: электромагнитного, рентгеновского, ультрафиолетового, видимого, инфракрасного и радиочастотного. Каждое из них оказывает воздействие на организм человека, тем более ребенка, с его еще несформированными адаптационно-приспособительными системами.
Вместе с тем имеются данные, что уровни рентгеновского излучения на расстоянии 5 см от экрана не превышают предельно-допустимого уровня (ПДУ). Уровни ультрафиолетового и инфракрасного излучения значительно ниже принятых гигиенических нормативов. Напротив, уровни электрических и магнитных полей нередко превышают ПДУ в 2-5 раз. Кроме того, на поверхности электроннолучевых трубок или на защитных экранах при отсутствии заземления накапливается электрический заряд, создавая около ВДТ электрическое поле, напряженность которого может достигать 20-50 кВ.
Комплекс стереотипных повторяющихся операций, действий и движений носит монотонный характер работы. Практически ограничивается движениями пальцев кисти рук на клавиатурной панели. Количество повторяющихся стереотипных движений может колебаться от 10 до 60 тысяч и более за рабочий день. Это приводит к перенапряжению периферической нервно-мышечной системы рук с последующими возможными заболеваниями: миофасцитом (воспаление мелких мышц и фасций руки), тендовагинитом (воспаление сухожилий). Очень распространены жалобы на усталость глаз, появление рези и плавающих точек в глазах, иногда слезотечение. Довольно часто указанные симптомы сопровождаются головной болью, нарушением сна, а также болью в шейно-плечевой области, спине, руках.
Дискомфорт обусловлен следующими причинами: яркостью, контрастностью экрана, неправильным расположением рабочего места и спроектированного освещения в помещении. При непрерывной работе с экраном дисплея первые признаки зрительного дискомфорта могут отмечаться через 40-45 минут, а через 2 часа зрительные функции существенно снижаются. При непрерывной работе с компьютером более 4 часов у пользователя меняется стадийность и циклическая организация сна, что чревато нервно-психическими расстройствами.
Пользование дисплейной техникой увеличивает напряженность умственного труда в связи с усложнением функций центральной нервной системы (мозга) и ее когнитивных сфер (внимание, память, мышление). В связи с этим может развиться состояние перенапряжения, являющееся одной из причин невротических нарушений и возникновения сердечно-сосудистой патологии.
Наряду с этим работа с дисплеем как новым средством отображения информации является нередко источником техногенного стресса и играет определенную роль в повышении личной тревоги, а в ряде случаев развития депрессивных состояний.
Отрицательное влияние компьютерной техники на организм человека необходимо учитывать при работе с детьми, занимающимися в компьютерных секциях и кружках учреждений дополнительного образования. Необходимо предусмотреть меры защиты и сохранения здоровья детей, организм которых более подвержен воздействию отрицательных факторов.
В настоящее время как в отечественной, так и зарубежной литературе появились работы, свидетельствующие о неблагоприятном влиянии электромагнитного поля на высшую нервную деятельность, иммунную, эндокринную и генеративную (воспроизводительную) системы. Оказалось, что электромагнитные поля воздействуют на гематоэнцефалический барьер (между сосудами и мозгом), биоэлектрическую активность клеток мозга вплоть до нарушения их функции, с последующим изменением и других органов и функциональных систем организма.
Профилактика воздействия компьютерной техники
Негативное влияние компьютерной техники на человека можно исключить, соблюдая элементарные санитарно-гигиенические правила:
– с целью уменьшения отражения на экране различных источников света необходимо рабочее место располагать таким образом, чтобы в поле зрения оператора не попадали оконные проемы или осветительные приборы;
– при совмещении искусственного света с естественным должны применяться лампы типа ЛБ. Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должно быть 300-500 лк;
– при использовании светильников местного освещения следует остерегаться бликов на поверхности экрана;
– необходимо соблюдать температурный режим в рабочей комнате;
– уровень постоянного шума не должен превышать 50 дБ;
– через каждые 15-20 минут обязателен кратковременный перерыв в работе с экраном с одновременным введением оздоравливающих процедур (гимнастика на сохранение зрения, упражнения для мелких мышц руки, мышц плечевого пояса и спины);
– клавиатуру и мышь лучше располагать на поверхности стола, а видеомонитор с процессором поставить позади стола;
– для снижения яркости экрана компьютер должен располагаться на расстоянии 1,5 м от стены с оконным проемом таким образом, чтобы плоскость экрана видеомонитора была перпендикулярна стене с окном или под небольшим углом;
– проекция светильника должна быть сбоку от компьютера, но не над ним;
– необходимо регулярно проветривать помещение, так как при выполнении умственной работы мозг потребляет в 9-10 раз больше кислорода;
– оптимальное расстояние глаз до экрана видеомонитора составляет 600-700 мм;
– расстояние между двумя столами с ВДТ и ПЭВМ должно быть не менее 2 метров;
– использовать специальные защитные фильтры типа “Русский щит”, “Восход”; фильтры, как и компьютеры, должны быть обязательно заземлены;
– продолжительность занятий детей дошкольного возраста 5 лет не должна превышать 7 минут, а для детей 6 лет – 10 минут. Для детей среднего школьного возраста занятия могут продолжаться до 15 минут, старшего – до 25-30 минут;
– работу на компьютере следует проводить с детьми не чаще двух раз в неделю;
– между отдельными занятиями должен быть перерыв на 20 минут и в общей сложности продолжительностью не более 60 минут для учащихся 2-5-х классов и не более 90 минут для учащихся 6-11-х классов:
– все виды компьютерной техники покупаются при наличии гигиенического сертификата;
– использовать для очищения воздуха от крупных аэронов лампы Чижевского.
Прежде чем организовывать занятия с детьми на той или иной компьютерной технике, каждый педагог должен знать о ее влиянии на организм ребенке. В своей деятельности педагог обязан (для исключения негативного воздействия ВДТ и ПЭВМ) не только знать санитарные нормативы, но и включать в свои занятия элементы здоровьесберегающей педагогики (различные гимнастические упражнения для сохранения зрения и снятия статистического напряжения мышц тела). Первые уроки на ПЭВМ следует посвятить факторам вредного влияния этой техники на организм человека и мерам их профилактики.
Н.СОКРАТОВ,
кандидат медицинских наук
Оренбург
Комментарии