Компьютер в жизни моего поколения – нечто совсем иное, чем у наших детей, которые уже тоже скоро заведут своих, и вот тогда, скажите, для того уже поколения компьютер тоже будет другим? Ведь я еще помню времена без телевизора вообще, а потом – без цветного. И представьте, ничего, жили, потому что телевизор – это не хлеб. Пушкин всю жизнь прожил и никакого телевизора не знал. В это не верится, кажется, как же так? Неужели Татьяна Ларина никогда не играла в тетрис? Нет. А это правда. Тетрис придумал один научный сотрудник, наш с вами соотечественник. И это было где-то на заре перестройки, когда появились персональные компьютеры…
Новый вредный друг
Раньше их называли иначе – ЭВМ. Молодые ребята, суперхакеры наших дней, дающие фору любому преподавателю информатики, и то затрудняются расшифровать… «Э», «В», «М»… Нет. Не знаем». «Электронный вольтметр». А этот «вольтметр» занимал в те, в общем-то, сравнительно недавние годы (примерно лет 30 назад всего)…двухэтажный дом. А по функциональным, как это говорится, возможностям уступал такому, который мы сейчас можем спокойно положить в карман. Человеческий геном записывается на трех СД, блестящих круглых зеркальных пластинках, сейчас их шоферы вешают для красоты на стекло кабины, а в одной энциклопедии садовода советуют прикреплять старые диски к веткам деревьев, чтобы отпугивать назойливых птиц. Да, быстро движется техника, правда, только в очень узких областях, буквально в нескольких «точках»… В остальных все остается по-старому или меняется, но как-то слишком медленно. Вот и человек, его психика, его анатомия не меняются: компьютер вынужден приспосабливаться, но он развивается по своим законам, законам увеличения быстродействия. Человек, в том числе ребенок, его мало интересует. Достаточно, что им интересуются взрослые и дети…
А дети не знают, что в те времена, когда их еще не было, не было и компьютеров. Им, некоторым, кажется, что компьютеры были всегда. И что человек, наверно, создавался с учетом компьютера, а потому тот никак не может быть вредным. Это только родители, не дающие сидеть до двух ночи, вредные.
Но это не так. Возле монитора, перед которым я вынужден был проводить часы и часы, однажды я поставил букет цветов. Через час ножки сломались, цветы завяли, листья присохли. Излучение. Что же происходит с нами – или мы непробиваемые? Да нет. А дети? Родителям, учителям, руководителям секций информатики нужно помнить и никогда этого не забывать: МОНИТОР ВРЕДЕН. Дешевый – вреден, безвредный – дорог. Что-то есть нечеловеческое в этом нашем новом друге-компьютере…
Курица за гороскоп
Итак, восьмидесятые годы прошлого века (двадцатого, разумеется). Мы живем в деревне. Переехали на время, сначала, чтобы спастись от астмы у детей, потом остались там на несколько лет. Компьютер? Тогда еще этого добра в России не было. Немногочисленные персональные ЭВМ – только на работе. Что же было? Программируемый калькулятор. Стек. Урезанный бейсик. Цифры под стеклышком. Никакого вам монитора – вот так бы и оставалось, но прогресс не удержать! И то – богатство! Хороша была игрушка: сами программировали и игры, и программы для астрологии. Помню, как пришла ко мне в гости женщина из другой деревни, попросила составить гороскоп для своей дочери. И в корзинке – курица за работу! Так я стал «профессиональным астрологом» (даром что всех предупреждал, что в астрологию не верю, за что купил, за то и продаю; это только теперь я стал с годами верить в астрологию).
Уже на такой примитивной по нынешним меркам машинке мои дети учились таблице умножения. Об этом надо сказать несколько слов. Издревле таблица умножения была страшным наказанием, притом незаслуженным, для детей. Переройте хоть все учебники по методике математики, хоть все журналы «Математика в школе» – настоящей методики, как безболезненно детям выучить несчастную долбицу – нет. Одно время вошел в моду «деятельностный подход». Суть его сводилась к тому, что надо детям дать «деятельность», иными словами, много-много разных числовых примеров, а знания (в том числе и таблицы умножения) – они приложатся. Тут возникло расслоение. Одни дети имели родителей, которые не верили никаким подходам, и увидев, как чадо решает арифметические примеры под угрозой ремня, заставляли таблицу умножения вы-зуб-рить. Другие не выучивали таблицу умножения до девятого класса, а потом тоже – как правило – вызубривали ее, если хотели получить диплом. В общем, на таблице обломалась вся великая педагогика сотрудничества. То есть в другом-то она вроде бы была во всем хороша, но таблица умножения оказалась в ином измерении. И никакие «творческие книжки» и «опорные сигналы» не помогали.
Зато (как я выяснил на своих собственных детях) компьютер именно в этой проблеме оказался на высоте.
Малыши мои с увлечением тыкали пальцами в кнопки и набирали очки по принципу «кто больше?» Когда мы вернулись в Москву, и я заполучил, наконец, заветную «четверку» (тогда – верх мечтаний!), сразу же сочинил на настоящем турбо-бейсике красивую звучащую программу-тренажер для обучения устному счету. Недавно я пошарил по интернету: очень много есть простых программ для изучения таблицы умножения. Хотя бы для одного этого нужен семье компьютер. Таких тренажеров много, каждый может выбрать своим детям подходящий. Это важно, потому что истина состоит в том, что таблице умножения в школе не научат, в лучшем случае зададут на дом; таблицу умножения каждый учит сам, в одиночестве. И если ребенок ее не вызубрил, то и не выучил.
Где же ты, Робби?
Как только появился первый в нашей семье «комп», сразу же стал искать обучающие программы. Тогда еще (середина 90-х) только-только входили в моду CD, и поэтому я покупал игры за полную стоимость на дискетках. Платил большие деньги, но всегда в конце концов было разочарование. Не учили эти программы. Не работали. Я много лет искал такие программы, по которым можно было бы самостоятельно выучить химию и геометрию, физику и историю… Это продолжалось долго и продолжается нынче. И именно в таком формате, в конце которого – полное разочарование в только что приобретенном, например, дорогом мультимедийном курсе «Химия для абитуриентов 7-11», или «6 репетиторов на одном диске», или «Полное собрание обучающих и развивающих программ для детей, том первый» и т.д.
Настоящая проблема компьютерной педагогики состоит в том, что какие бы дорогие программы ни лежали на прилавке или в интернете, они все равно никого ничему научить не могут. И никто не понимает, почему это так.
С одним только исключением – речь идет о программах изучения английского языка. «Золотой английский» и «Платиновый английский», да и другие программы такого рода – верю, могли бы кого-то чему-то и научить. В особенности под руководством опытного репетитора. (Но моих детей и эти программы ничему не научили – они ограничили свое знание иностранного языка минимумом, который требовался в школе, а этот минимум, как легко можно убедиться, в большинстве случаев – бесконечно малая величина: не ноль, но меньше всего, что можно вообразить…)
Крах иллюзий о возможности компьютерного обучения требует хоть какого-то объяснения.
Главное объяснение очень простое. Обучение НЕВОЗМОЖНО без человека, без учителя. Но почему? А что такое обучение вообще? Первый человек в Африке смог выжить благодаря своей (приобретенной в результате мутации) способности к обучению и обучаемости: именно это было необходимой предпосылкой передачи технологий, а заодно обычаев и мифов, то есть это – видовая специфика человека. Возможно, в этой изначальной программе обучения предполагается, что учитель и ученик принадлежат одному виду – хомо сапиенс. То есть у компьютера учиться НЕВОЗМОЖНО, потому что он не похож на человека!
Действительно, наш новый друг не имеет ни глаз, ни волос, ни носа, ни рта. Это куб с огромным-огромным светящимся глазом без зеницы (зрачка), тонкая шея в виде жгута проводов соединяет голову с маленьким карликовым телом, у которого нет ни ручек, ни ножек. Звук это существо издает посредством двух небольших коробочек. И он сам не движется, лежит неподвижно, и только на поверхности его огромного глаза появляются и исчезают разные изображения… Вот если бы он был АНТРОПОМОРФЕН! Если бы с ним можно было побегать, поиграть! А ведь ребенку не так много нужно: даже какая-то куколка из тряпочки с размалеванным лицом может стать любимой подругой, даже сестрой, на много лет! И если бы куклы могли чему-то учить, то это, возможно, как раз и запустило бы исходные программы, заложенные в каждом человеке…
Что я сказал? Вот что: компьютер сможет обучать ребенка только в том случае, если сам приобретет антропоморфные черты. То есть, получится робот. Все мы помним Робби из замечательной сказки Айзека Азимова. Я много раз пересказывал ее детям, и она стала одной из самых любимых сказок в нашей семье.
В роли лобзика
Из всего сказанного, казалось бы, должен следовать неутешительный вывод, что раз нынешние компьютеры не могут ничему ребенка научить, то они в семье нужны для детей просто только как игрушка. И тогда многие родители подумают: стоит ли детям проводить сотни часов у вредного монитора, чтобы просто играть в эти ужасные игры? Но из того, что и сейчас, и в обозримом будущем не ожидается появления «работающих» обучающих программ, НЕ СЛЕДУЕТ, что программ, которые развивают ребенка, вообще нет. Чтобы пояснить мою мысль, такой вот пример. Лобзик, обычный лобзик, он ведь не претендует на роль учителя. Это просто инструмент для работы. Для увлекательной, занимательной, исключительно развивающей работы. Так вот: почему бы компьютер ребенку не воспринимать так, как его воспринимают взрослые, для чего он и был в свое время создан: как ИНСТРУМЕНТ. Не как учителя, а как – пусть простят меня умные компьютерщики за эту аналогию – как лобзик или как перочинный ножик? Тогда понятно, ЧЕМ мог бы заниматься на компьютере наш ребенок – а именно ПРОГРАММИРОВАНИЕМ. Играя, он погружается в мир сказки (часто очень жестокой) и, погружаясь, забывает вовсе о компьютере. Он – внутри мира, созданного программистами. Но потом он возвращается в реальный мир, «в реал», и тут выясняется, что время потрачено зря. Убито. Хорошо поиграл, но это уже в прошлом, то есть ушло и ничего не оставило. Если же он научился что-то делать САМ на компьютере, сам создал программу, то он ощутил себя вдвойне человеком: как равный взрослым, заслуживший их похвалу «творец» – для других, как научившийся чему-то – для себя. И в этом основа и обучения, и воспитания. Но не все дети, сталкивающиеся с компьютером, разумеется, начинают увлекаться и программированием. Это потому что мы, взрослые, совсем не всегда понимаем, какую пользу тот ракурс взаимодействия ребенка с компьютером может ему принести. А также с тем, что большинство взрослых сами не умеют программировать и боятся этого. Во многом это наше непонимание связано с тем, что рынок программ буквально заполонен огромным количеством «увлекательных», «занимательных» и «ужасных» компьютерных игр. Это количество бьет потребителя по голове, и не дает ему заметить, заинтересоваться другим, на прилавках практически отсутствующим компьютерным товаром – простым программным обеспечением, доступным даже ребенку. Играют злую роль мода и реклама.
Окончание следует
Комментарии