В 2016 году на портале «Активный гражданин» был проведен опрос о том, кто должен выбирать секции для детей. 66% москвичей ответили, что должно быть сочетание двух подходов: решение родителей и компетентный взгляд специалиста. На основании этого голосования в центре спортивных технологий Москомспорта «ЦСТиСК» при поддержке Правительства Москвы был создан проект «Помощь родителям в выборе вида спорта для детей».
С сентября 2016 года на 11 площадках учреждений Москомспорта был запущен проект. В августе 2019 года Департаментом спорта и Департаментом образования и науки было принято решение о передаче 10 комплексов оборудования в образовательные организации Москвы для развития проекта и совершенствования подходов к организации занятий физической культурой в образовательных организациях.
Роль данного тестирования в определении направления развития ребенка очень высока и ставит перед собой несколько задач: первая связана с государственной задачей по вовлечению детей в занятия физической культурой и спортом, также с физической готовностью школьников к жизнедеятельности в мегаполисе; вторая характерна в целом для развития нашей страны и направлена на формирование новых подходов к содержанию урока физической культуры; третья связана с индивидуализацией процессов физического развития обучающихся, является прикладной и направлена развитие дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в школе, а также на создание оптимальных условий для личностного роста ребенка.
При разработке методики тестирования были учтены не только физические и антропометрические данные, но и их психологические особенности, такие как тип темперамента, скорость сенсомоторной реакции, уровень внимания и многое другое. Благодаря такому комплексному подходу у родителей появилась возможность подобрать правильный вид спорта, который будет учитывать все индивидуальные особенности ребенка и позволит ему добиваться высоких спортивных результатов.
Школа №1694 «Ясенево» стала одной из тех школ, которые вошли в список пилотных и получили оборудование для разработки индивидуальной траектории развития ребенка физически.
Комплексное тестирование можно поделить на три этапа: психофизиологический, антропометрический и спортивный.
Психофизиологическое тестирование
Направлено на выявление психических особенностей ребенка. С помощью программы «ПсихоТест», разработанной компанией «НейроСофт», проводится тест на выявление типа темперамента, данный тест содержит 20 различных вопросов, затрагивающих большинство жизненных ситуаций. Тип темперамента помогает понять родителям и специалисту, к какой группе видов спорта отнести данного ребенка (командные, индивидуальные, цикличные, экстремальные, творческие). После определения темперамента ребенок приступает ко второму тесту, а именно ПЗМР – простая зрительно-моторная реакция, такой тест необходим для получения данных о скорости проведения нейронных импульсов. Во многих видах спорта скорость принятия решения играет огромную роль, и пропускать этот показатель ни в коем случае нельзя. Следующий тест, который будет проходить ребенок, – это таблицы Шульте, данная методика необходима для оценки уровня внимания и развитости переферического зрения. И последний тест на этом этапе тестирования – «Геометрические матрицы». Данный тест направлен на оценку зрительной памяти, во многих интеллектуальных видах спорта тест доказал свою эффективность на тренировках и вывел результативность подопечных на новый уровень.
Антропометрическое исследование
Необходимо для определения размеров тела и сравнения их с возрастными показателями ребенка. Антропометрия играет чуть ли не самую большую роль в выборе вида спорта, ведь если психические и физические качества ребенка со временем могут меняться, то антропометрические данные во многих случаях будут меняться незначительно. К данному этапу тестирования относятся длиннотные показатели, которые в основном измеряются сантиметровой лентой (рост, длина рук, размах рук, длина ног, длина стоп), обхваты тела (обхват бицепса, обхват грудной клетки и ее экскурсия, обхват бедра и голени), диаметры тела измеряются с помощью толстотного циркуля (акромиальный диаметр, дистальный диаметр плеча, тазогребневый диаметр и дистальный диаметр бедра), кожно-жировые складки измеряются калипером (под лопаткой, на трицепсе, над подвздошной и под коленом). Многие из этих данных идут в уравнение для определения уровня развития (ретардант, медиант, акселерат) и прогноза роста. В ходе антропометрического исследования мы также проводим морфофункциональное тестирование: измерение артериального давления на тонометре, проведение спирометрии на спирометре для выявления максимального объема легких, проведение динамометрии на динамомометре для оценки работы мышечной системы организма.
Спортивный этап тестирования
Необходим для оценки физической подготовленности и спортивного потенциала ребенка. Первым тестом на этом этапе тестирования является стабилография. Данный метод диагностики позволяет проанализировать перемещение центра тяжести тела относительно центра опоры и оценить устойчивость стояния и равновесия ребенка. Платформа производит пространственный и количественный анализ устойчивости состояния. Эта процедура успешно используется в диагностике заболеваний опорно-двигательного аппарата, атаксии (расстройстве координации движения), неврологических патологиях. Следующим тестом является проба Руфье: на ребенка надевают спортивный пульсометр для мониторирования ЧСС. После завершения данного теста начинаются суставная разминка и растяжка всего тела для предотвращения травм во время выполнения спортивных нормативов.
Для школы данный проект обладает большим потенциалом, так как открываются новые пути развития в плане воспитания спортивной молодежи. В школе №1694 «Ясенево» педагоги физической культуры уже высоко оценили результаты тестирования школьников. Это помогает им определить правильность распределения нагрузки и выбора направления занятий на уроках физической культуры. Такой инновационный подход к урокам физической культуры позволит детям получить максимальную пользу не только в спортивном плане, но и в психологическом, ведь, как все знают, в здоровом теле – здоровый дух.
Специалисты данного проекта помогают и руководителям секций дополнительного образования, находящихся на базе образовательного учреждения. Во время соревновательного сезона многие тренеры субъективно оценивают уровень подготовки своего спортсмена, что влечет за собой травмы и поражения на спортивных соревнованиях и, как следствие, уход из спортивной карьеры, которая не успела даже начаться. Благодаря выработанной методике тестирования и большому опыту специалистов комплексного тестирования можно искоренить данную проблему вовсе и изначально объективно оценивать состояние спортсмена (физическую подготовленность, перетренированность, недомогание, психическую напряженность). Стоит отметить, что данный подход играет большую роль в формировании спортивной молодежи не только на территории образовательного учреждения, но и всего района. А в районе Ясенево школа №1694 пока единственная, которая предоставляет возможность комплексного тестирования ребенка.
Развитие проекта предполагает разработку программ тестирования для детей в возрасте старше 12 лет, а также граждан различных возрастных категорий. Полученный по результатам тестирования массив данных позволит разработать методические рекомендации для обеспечения гармоничного физического развития и укрепления здоровья в рамках наиболее подходящих для ребенка видов физкультурно-спортивной деятельности. Использование тестирующего оборудования в перспективе позволит выстроить систему индивидуального сопровождения и поддержки развития ребенка в рамках образовательного процесса.
Мухамедяр УТЕУЛИЕВ, инструктор по физической культуре школы №1694 «Ясенево»
Комментарии