Что могут предложить нам книжные издательства, в частности “Дрофа”, для изучения родного языка? Хочется в первую очередь назвать учебно-методический комплекс “Русский язык” (для 5, 6, 7, 8, 9-х кл.) под редакцией Разумовской М.М. и Леканта П.А., включающий собственно учебник и методическое пособие для учителя.
Мне довелось преподавать русский язык по данному учебному комплексу с 1996 г., и первое, что хочу сказать о нем: это актуально, интересно, глубоко и заслуживает доверия.
Отдавая дань уважения так называемым стабильным учебникам (имена их авторов хорошо известны нашим учителям), по которым обучалось не одно поколение школьников, хотелось бы поделиться с коллегами-словесниками своим впечатлением-опытом работы по сравнительно новым, но уже неплохо зарекомендовавшим себя учебникам русского языка под редакцией Маргариты Михайловны Разумовской и Павла Александровича Леканта.
Итак, что же отмечает этот учебный комплекс, с чем встретится учитель на его страницах?
Прежде всего это повышенное (приоритетное) внимание авторов (М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов) к речевому развитию школьников. На первый план здесь выходит коммуникативная функция языка средства общения. Сегодня это актуальнейшая проблема: язык и культура речи, нормы русского литературного языка. Как это представлено? В каждом учебнике дается собственно языковой курс: повторение, новый материал, а затем раздел “Речь”. Изучается весь этот материал в перемежающемся режиме: 5-6 уроков – изучение языкового курса, 1 урок – развитие речи… Мало того, на завершающем этапе изучения той или иной части речи есть параграф “Произношение слов изучаемой части речи”, “Употребление в речи”. Также при изучении всех языковых тем в заданиях к текстам даны вопросы, связанные с развитием речи. Например: N 3 (5-й кл.), N 346. С помощью каких слов автор рисует образную картину природы, которую мы легко можем представить по этому описанию? Какие слова выражают отношение к увиденному – состояние восторга, удивления? N 589. Сравнить предложения. В каком из них глаголы не только выражают значение качества действия, но и передают живость, стремительность действия? Каким средством языка это достигается? И т.д.
Мне как учителю нравится, как изложен теоретический материал в данном комплексе. Есть рубрика “Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст”. Теория дается по частям (каждая отдельная тема). Части текста – микротемы – пронумерованы, к каждому тексту предлагаются задания. Расширенная понятийная основа включает такие понятия, как “производящая основа”, “именные и глагольные словосочетания”, “словообразовательная модель”.
На определенное отношение к материалу учащихся ориентируют такие рубрики, как “Возьмите на заметку”, “Вспомните!”, “Размышляйте на лингвистические темы”, “Это интересно”, “Запомните!”, “Обратите внимание”. Интересны отзывы детей на эти рубрики. Вот отрывок из одной работы семиклассницы: “Учебник помогает нам не только выучить что-то, но и порассуждать над этим. Это играет большую роль в умственном и духовном развитии. И, на мой взгляд, является одним из важнейших качеств этого учебника”.
Авторы этого учебного комплекса разработали не только содержание обучения по русскому языку в 5-9-х классах, но и систему контроля, которая позволяет учителю внимательно следить за ходом усвоения знаний, умений и навыков. В серии методических пособий к каждому учебнику даны задания двух уровней сложности, для итогового контроля и организации поэтапной текущей проверки. При итоговом повторении в 5,6,7,8 и 9-х кл. предлагаются варианты тестов.
Наконец, на последних страницах учебников приведены образцы разных типов словарей: орфографического, орфоэпического, толкового, этимологического, синонимов, антонимов, словообразовательного. В учебнике 5-го кл. есть даже “Словарь значения морфем”. Приведены планы и образцы морфологического разбора разных частей речи.
Конечно, учитель, выбирая учебник, должен адаптировать, приспосабливать его к себе. Если методические принципы авторов этого комплекса вам близки – дерзайте! Если нет – приспосабливаться, на мой взгляд, труднее.
Лариса РЕЧКИНА,
учитель лицея N 3
Воронеж
Комментарии