search
main
0

Комплекс полноценности. Как стать родителями, которые не надоедают своим детям

Семья, по выражению мудреца, – один из шедевров природы. Как справедливо сказано, семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его с рождения питается впечатлениями, получаемыми в семье, здесь формируются его первоначальные привязанности, интересы и приоритеты. Дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается. «Ты, отчий дом, – воскликнул Песталоцци, – основа всякого истинного естественного воспитания человека, ты школа нравов и государства!»

Мать и отец – первые и главные воспитатели своих детей. Можно заменить любого работника – от рядового рабочего до министра – другим способным и даже лучшим работником, но нельзя заменить хороших родителей другими хорошими родителями. Но что такое хорошие родители? Все ли взрослые понимают свою ответственность в воспитании детей? И как понимать, что такое семейное воспитание? Язвительный Бернард Шоу как-то заметил: «Если бы только родители могли себе представить, как они надоедают своим детям». Как же избежать этого, в чем тайна семейного воспитания?Об этом мы беседуем с доктором педагогических наук, профессором Ниной ЕРОФЕЕВОЙ, которая возглавляет Академию образования по обучению родителей. – Нина Юрьевна, каждый родитель хотя бы раз испытывал чувство вины за то, что повел себя с ребенком неправильно. Но ведь профессию родителя мы не получаем ни в школе, ни в вузе, быть правильными родителями нас не учат.- Профессию родителя получить в вузе невозможно. Родительский опыт (и мастерство) накапливают годами из своего замечательного детства, общения с собственными родителями, основные знания мы выносим из той семьи, в которой выросли, а также из наблюдений жизни, из книг и журналов. Становясь родителями, мы каждый день сдаем экзамен по важнейшему предмету – воспитанию человека. Сдавать-то сдаем, а вот оценку получаем не сразу, а через много лет. Оценки выставляются самой жизнью – не только нашей собственной, но и жизнью наших детей.Что же нам делать, чтобы результаты нас радовали, чтобы наши дети стали настоящими людьми? Психогенетика выделяет два определяющих фактора развития человека – наследственность и среду. Конечно, очень многое зависит от наших генов – характер, способности, внешние данные. Естественно, наследственность определяет многое в нашей жизни, но только в какой степени?Дети сейчас перестают соответствовать нашим представлениям и желаниям, они далеко не всегда следуют примеру взрослых. Они больше нуждаются в общении с себе подобными, им уже скучно без высокотехнологичных устройств, при помощи которых они удовлетворяют жажду общения с миром. То есть у них складывается своя среда, отличная от нашей. Тем не менее влияние родителей может быть решающим, если они следуют принципам, в основе которых бесценный опыт собственного детства, здоровые семейные взаимоотношения, традиции окружения и национальные обычаи.Воспитание – это работа, постоянный труд. Чтобы выполнить главную задачу – вырастить здоровых и счастливых детей, нужно быть позитивным, уметь радоваться жизни, поддерживать хорошее настроение в общении с детьми. Это бывает нелегко, но это необходимо. Мудрость родителей поможет привить детям уверенность в себе, общительность, активность, полезные привычки.Вся тайна семейного воспитания, писал академик Петр Францевич  Лесгафт, в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому.- Нередко родители говорят: «Дети перестали нас слушаться». Что такое родительский авторитет? Как его сохранить?- Влияние отца и матери на детей основано прежде всего на нравственных достоинствах, оно приобретается с годами самоотверженной работой. Длительные исследования семейных отношений помогли выделить факторы, влияющие на родительский авторитет. Это стереотипы родительского поведения, генеалогия (раньше считалась пережитком, в итоге наши дети антиисторичны), семейные традиции и обычаи.Рассмотрим первый, главный, фактор – стереотипы родительского поведения. Семья для ребенка – первичная социальная микросреда, система, созданная родителями. В этой системе у каждого своя роль и свое место. Какова наша семейная культура? Опрос показал, что три четверти молодоженов не хотят, чтобы их семья была похожа на семью их родителей, то есть они не хотят копировать семейную культуру, в которой выросли. Многие отметили в качестве нежелательных черт разобщенность интересов родителей, отсутствие взаимопонимания, безответственность и необязательность по отношению друг к другу и к детям, брань и телесные наказания (последнее в каждой третьей семье). Эти данные показывают, что создание культуры семейной жизни остается актуальной задачей.Очень важны стереотипы отношений  в семье. Мальчиков чаще ругают, чем девочек, которых чаще жалеют. Очень влияют на эмоциональное состояние и поведение детей речевые стереотипы и речевые модели. Судите сами, какая разница в часто употребляемых выражениях «Горе ты мое!» или «Радость моя!». Речевые модели проникают в подсознание детей и остаются на всю жизнь, программируют уверенность или комплекс неполноценности. Истинная сущность воспитательной работы, говорил Антон Семенович Макаренко, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Огромное влияние на родительский авторитет оказывают семейные традиции. Это базовые ценности, вытекающие из образа жизни семьи и формирующие преемственность поколений. Можно назвать семейный стол, где за обедом взрослые и дети обмениваются новостями и мнениями. Семейные праздники, семейное чтение книг, чтение детям на ночь сказок перед сном. В каждой семье все это может быть устроено по-разному, но всегда это сплачивает семью, укрепляет родительский авторитет, оставляет глубокий след в душах детей.Как же родителям сохранить свой авторитет среди растущих детей? В одном социологическом исследовании на этот вопрос ответили сами дети: идеальные родители понимают своих детей, любят их, помогают решать их проблемы, выслушивают и поддерживают детей, не кричат на них, не читают нотаций, не пьют (по-прежнему актуально).Семья может выступать в качестве как положительного, так и негативного фактора.  Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых пожелания не расходились с практикой, в противном случае он станет подражать худшим примерам родителей. – В наше время положение семьи в обществе сильно изменилось. Как меняется сегодня роль родителей в воспитании детей?- Когда-то бразды правления семьей находились в руках родителей, чье слово было уважаемо и считалось законом. Сегодня все больше законов потворствует детям. Множество примеров свидетельствует о том, что принимаются законы исключительно в пользу детей при ущемлении интересов их родителей.  Если у женщины нет ребенка, она свободна, но, став матерью, она оказывается под контролем и может подвергаться шантажу так называемых защитников детских прав. Таким образом, семья уже не та тихая гавань, которой была когда-то. Одна из моделей семейных отношений – неполная семья, чаще семья без отца. В такой семье мальчики испытывают проблемы с дисциплиной, у девочек заниженная самооценка. Особенно сложное время для матери, воспитывающей ребенка в одиночку,  подростковый период. Мама олицетворяет для ребенка и любовь, и дисциплину, и любая ссора или конфликт приводит к тому, что плохо становится обоим.Сегодня родители должны обращать самое серьезное внимание на тенденции в области семейного права и защиты детей, имеющие место в современном мире. Чтобы стать хорошими родителями, нужно преодолевать стереотипы, учитывать изменения в жизни и обществе.- Семья и школа – как выстроить их отношения?- У нас долгое время считалось, да и сейчас многие родители считают, что их дело – кормить и одевать детей, а воспитывать должна школа. Если возникли претензии к поведению ребенка, то семья тут же предъявляет претензии к школе. Такие родители сняли с себя ответственность за воспитание детей, считая, что они целый день на работе, а ребенок в школе. Но ведь школа – это на десять лет, а родители – на всю жизнь.Там, где семья и школа не могут договориться о взаимодействии, это становится серьезной проблемой для детей и родителей. По своему психологическому статусу семья и школа – противоположные полюсы. В семье все основано на эмоциональных связях и привязанностях, на неформальных семейных ценностях и культуре. В школе ребенок сталкивается с иными нормами и правилами, со стандартами и дисциплиной, с формальными отношениями, порой противоположными привычной семейной обстановке. Вернуть душевный комфорт ребенку может только тесное взаимодействие родителей и педагогов, взаимодействие двух культур – семьи и школы. – Что можно посоветовать родителям в повседневной будничной работе по воспитанию детей?- Не пытайтесь использовать свой детский опыт в воспитании детей. Они  проживают свою собственную, другую жизнь, в других условиях, с иной средой, с иными отношениями.Будьте внимательны и осторожны, воспитывая детей. Развитие их мозга и психики содержит в себе много тайн, о которых мы пока еще слишком мало знаем.Если «семейная лодка разбилась о быт», другими словами, что бы ни случилось с вашим браком, «не разводитесь» с детьми. Не следует искать замену отцу, то есть новый партнер или муж не должен рассматриваться в качестве замены отцу. Поддерживайте отношения с бывшим мужем, соблюдайте семейные традиции, проводите с ребенком как можно больше времени и не препятствуйте общению отца и детей. Самое важное в сложившейся ситуации, что могут дать родители общему ребенку, – ощущение стабильности его жизни.И помните: наши дети – это наша старость. Как хорошо сказал Антон Семенович Макаренко: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте