Нередко мои юные химики задают самые неожиданные вопросы, например: «А что будет с автомобилем, если его заправить бензином с более низким октановым числом, чем рекомендовано в инструкции по эксплуатации?»
«Конечно, – говорю я, – небольшое понижение качества бензина, возможно, и не приведет к поломке двигателя, но произойдет нарушение работы топливной системы. В результате автовладельцу, как правило, приходится тратить большие средства и немало времени на замену или чистку деталей автомобиля». Этот пример я привела не случайно. Ведь, не получив качественного образования, человек в будущем сталкивается с множеством проблем как на работе, потому что ему не всегда удается самореализоваться, так и в быту, потому что он не может применить для решения практических проблем те знания, которые ему так старательно преподносили в школе. В результате, для того чтобы добиться успеха, ему приходится тратить немалые средства на «дообучение». Как важно еще в юношестве, в школьные годы построить прочную платформу, от которой в будущем можно было бы оттолкнуться, совершить профессиональный рывок! Такой платформой должны быть не просто прочные и объемные знания, но еще и умения использовать эти знания для решения проблем и задач из реальной жизни, так называемые компетентности. Компетентностный подход не на слуху, а на деле! Не так-то просто переориентировать такой привычный для учителя знаниевый подход на компетентностный, не декларировать, а создавать условия для самостоятельного поиска знаний; не навязывать свое мнение, а поощрять дискуссии; не использовать только индивидуальные задания, а организовывать сотрудничество учащихся. Вот лишь некоторые изменения, которые должны произойти в организации работы современного учителя. Обучение в сотрудничестве – воспитание будущих конкурентоспособных специалистов. Коммуникативные компетенции просто необходимо развивать у учащихся. Владение культурой общения, умение аргументированно высказать свою точку зрения, умение пользоваться совместными методами творческой деятельности важны для самореализации, достижения высоких результатов в любой области нашей жизни. В условиях многокультурного многообразия важно проявлять терпимость и быть открытым для новых контактов и культурных связей. Такие качества успешно формируются и развиваются в разных по составу и профилю группах. Обучение самостоятельному познанию – ключ к успеху и самореализации. В современном мире информация обновляется и устаревает в бешеном темпе. Научить всему невозможно, да и не нужно! Важно научить самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. До недавнего времени качество образования оценивали показателями успеваемости и воспитанности ученика, но ведь не всегда отличник, примерный ученик становится успешным после окончания школы. Более того, такому ученику не всегда комфортно и в школе: он не может самореализоваться, например, в общении со сверстниками, не способен проявить себя в творческом плане. Получается, что социализация и успешность ребенка слабо связаны с показателями успеваемости и хорошим поведением, хотя, безусловно, эти показатели очень важны. Успешная личность формируется в такой образовательной среде, где созданы условия для ее непрерывного и разностороннего развития и совершенствования, где имеются возможности для ребенка реализовать себя в самых различных направлениях, не только учебных. Тогда личный успех в будущем обеспечен, и сработает он не только на самого человека, но и на общую пользу, на качество жизни в целом.
Комментарии