search
main
0

Компетентность – ресурс качественного образования

Игорь АГАПОВ, директор школы №1151, профессор Московского института экономики, политики, права: – Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования, которая напрямую связана с экономическими процессами через подготовку производительных сил. Это положение объясняется комплексом социально-экономических причин, связанных с современным взглядом на задачи образования: обострение опасности потери уникальности каждого человека, его способности выбрать свою судьбу, наличие диалектической связи независимости со свободой и развитием других; невозможность человека усвоить большие потоки информации в информационном обществе; соперничество в достижении успехов наряду со стремлением к равенству возможностей; проведение рыночных реформ без учета социальной ориентации.

Та система образования, которая существует сегодня, сложилась в эпоху нового времени и основана на передаче знания о чем-то, то есть это знание всегда содержательно. Новая европейская культура – культура отраслевая, рациональная (каждое знание или каждая деятельность разделяются на последовательность операций), монологичная (есть только голос разума, который глаголет истину, а истина одна на всех), утилитаристская (все требует оправдания, а польза сама и есть оправдание, поэтому все для чего-то существует).

Все эти характеристики культуры переносятся в систему образования. Отрасли знания и отрасли дела порождают урок, специализацию. Последовательность движения знания, развития действия порождает классы – деление учеников по уровню знаний. Монологичность порождает то, что в школе звучит только один голос – голос учителя. Он представитель знания. Если это утилитаристская культура, то школа всегда готовит для чего-то.

Все параметры культуры изменились, поэтому система образования не может в этой культуре эффективно передать ее содержание. Контуры информационной цивилизации формируют принципиально иную систему ценностей. В центре ее – свободно самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности. Основу новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенцией. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности – знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция – это владение, обладание человека соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентность – это прежде всего общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум.

Для более четкого описания процесса интеграции учащейся молодежи в социум я вел поиск целей, которые можно было бы формализовать. Использование операционного подхода к результатам педагогической деятельности определило место компетенций в образовательном процессе. В этом смысле я рассматривал компетенции как цели образования, но цели формализованные, операционно-проверяемые. С одной стороны, компетенции – более мелкое деление обобщенных целей образования и более высокий уровень конкретизации, с другой стороны, компетенции – деятельностная составляющая полученного образования, которая помогает проявиться или обнаружиться знаниям, умениям и навыкам в незнакомой ситуации, то есть более высокий уровень их обобщения.

Компетенция не может быть определена через определенную сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Обладать совокупностью компетенций, необходимых для успешной интеграции молодежи в современный социум, значит уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Компетенция одновременно тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности. Специфика педагогических целей по развитию общих компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, с точки зрения эффекта его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта. Что бы учитель ни делал, в итоге он формирует и развивает у школьника способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как ее субъектом. Совершенно ясно, что такое самоуправление может состояться только в том случае, если у школьника будет сформирована соответствующая регуляторная основа его деятельности, а именно понятийная основа – формирование знаний и понимания окружающей действительности, эмоционально-ценностная основа – формирование отношений личности к окружающему миру и другим людям, операциональная основа – формирование умения действовать с объектами окружающей действительности.

Я предлагаю структуру содержания общих компетенций, развитие которых способствует эффективной интеграции обучающихся в общество, представляющую собой следующую совокупность: способность и готовность искать – запрашивать различные базы данных, получать информацию; способность и готовность изучать – организовать взаимосвязь знаний и систематизировать их, организовывать свои собственные приемы обучения; способность и готовность думать – критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ, занимать позицию в дискуссиях и формировать свое собственное мнение; способность и готовность включаться в деятельность – входить в группу или коллектив и вносить свой вклад, нести ответственность; способность и готовность сотрудничать – сотрудничать и работать в группе, договариваться на основе разумного компромисса; способность и готовность адаптироваться – использовать новые технологии усвоения информации и коммуникации, показывать стойкость перед трудностями.

Традиционное обучение осуществляется в условиях реализации монологического типа межличностного общения, при котором инициатива и ответственность за ход этого процесса принадлежат, как правило, учителю при относительной пассивности ученика. Кризис личностного самоопределения и возрастного развития можно понимать как противоречие между диалогическим содержанием внутренней организации человека и монологическим, закрытым характером внешней организации, изначально ориентированным на неосуществление потребности в самореализации, самораскрытии, саморазвитии. В отличие от этого личностно-ориентированная стратегия обучения может возникать только в контексте общения на уровне открытого диалога, где участники этого процесса, вступая в равноправные и доверительные отношения, несут и равную ответственность за него.

Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.

Образовательная компетенция – совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Вспоминая Дьюи, хочу подчеркнуть, что метод никогда не может быть чем-то внешним по отношению к материалу. Он означает такую организацию содержания обучения, которая делает его наиболее эффективным. Еще более явно этот же тезис представлен в работах Маклюэна: «средство само содержание». Мы есть то, что мы делаем. А то, что мы делаем, решающим образом зависит от того, какими средствами мы пользуемся. Таким образом, мы – те средства, которые мы используем, чтобы действовать и думать.

Нам необходимо формировать у ребенка позицию исследователя, организатора, коммуникатора, назвав это деятельностной позицией. В качестве регионального компонента можно выбирать учебные надпредметные занятия по формированию компетенций. Так, например, в качестве такого рода занятий можно ввести курс «Введение в современные социальные проблемы: деятельностные позиции».

Фиксация в стандартах перечня обязательных для изучения объектов действительно призвана предупредить распространенное в школах негативное явление, когда изучение реальности подменяется изучением готовых знаний, а точнее, информацией о ней. Например, вместо наблюдения реального природного объекта и выполнения настоящего опыта ученики изучают его картинку в учебнике. В результате у выпускников не формируются обусловленные реальной практикой способы деятельности и компетенции. Информационный тип образования делает выпускников неспособными осуществлять элементарные функции, связанные с изучаемыми предметами: выполнить наблюдение, провести опыт, создать простейший продукт деятельности.

Все менее ценными сегодня становятся прочные знания. Все более ценным становится способность самому получать новые знания, способность отказываться от устоявшихся образцов деятельности и переходить к новым. Появление такого рода подходов к оценке результатов образования позволяет говорить о новом качестве системы образования, центрированной не на учителе, не на ученике, а на учении. В качестве основного ресурса получения образовательных результатов мы должны рассматривать учение.

В современных условиях образование перестает быть только транслирующим, передающим механизмом культуры и все в большей степени начинает становиться механизмом ее порождения. Сейчас интеллект ценен вместе со всем его аппаратом не как самоцель, а как единственное и всеобщее средство выращивания самостоятельности. «Самостоятельный» по Эльконину – «осредственный».

В информационном обществе, где каждое десятилетие информация удваивается, категория «объем знаний» перестает играть ведущую роль, ибо при старой доминанте «объема» не работают даже традиционные педагогические приоритеты – «глубина» и «прочность» знаний. Не случайно, затрагивая учебную, «знаниевую» проблематику, в последние годы акцент закономерно сместился с вопроса «Что учить?» на вопрос «Как учить?». Еще Дьюи писал, что первым к людям приходит и укореняется глубже всего знание о том, как делать. Например, для получения водительских прав 20 лет назад нужно было сдать вождение, ПДД и устройство автомобиля. Теперь достаточно уметь водить и знать ПДД. Это очень важно, в этом состоит парадигмальный сдвиг. Он уже состоялся на уровне государства, но не в образовании. В системе образования мы по-прежнему считаем, что для того чтобы водить автомобиль, нужно знать его устройство.

Из знаменитого триединства «ЗУН» давно уже исчезли «УН» – умения и навыки, которые, по сути, и остаются прямым мостом к компетенциям, к новому компетентностному подходу. В итоге остались лишь «голые» знания. Но это, во-первых, отчужденный от ребенка, а не добываемый, не конструируемый вместе с ним продукт. Во-вторых, что главное, – это псевдознания, лишь очередной и крайне насыщенный набор фактов и сведений, за которым нет реальных знаний.

Многие исследователи в педагогике термин «компетенции» не принимают в силу пока еще недостаточно четкого его позиционирования в существующей системе психолого-педагогической терминологии, в подобной критике много справедливого. Однако совершенно очевидна необходимость разработки механизмов интеграции выпускников общеобразовательных учреждений в современный социум. характеризующийся изменением структуры рынка труда; повышением требований, предъявляемых к квалификации человека, способного к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа, а также возросшей ответственностью самого человека за получение работы, что требует дальнейшего теоретического и экспериментального исследования методического и технологического обеспечения подготовки молодежи к успешной интеграции в современный социум. Мы предлагаем найти подобающее место компетенциям в системе целеполагания в образовании и тем самым избавить компетентностный подход от мишуры и мусора, возникшего вокруг этого термина благодаря персонажам, ищущим в компетенциях панацею от всех бед образования взамен системной, многотрудной и непрерывной работы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте