search
main
0

Компетентность гражданина – источник его активности Единый государственный экзамен по обществознанию

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ

Прежде чем приступить к выполнению работы, внимательно прочитайте данную инструкцию. Она поможет Вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.

Экзаменационная работа по обществознанию состоит из 61 задания, которые разделены на две части.
Часть 1 содержит 30 несложных заданий с выбором ответа (А1-А30).
Часть 2 состоит из более сложных заданий трех типов: 20 заданий с выбором ответа (А31√А50), 6 заданий с краткими ответами (В1-В6) и 5 заданий (С1-С5), на которые вам нужно дать развернутый ответ.
К каждому заданию А1√А50 даны четыре варианта ответа, в которых один верный. В бланке ответов под номером задания поставьте крестик (Х) в клеточке, номер которой соответствует номеру ответа, который Вы считаете верным.
При выполнении заданий В1-В6 надо дать краткий ответ (одно-два слова или число), который записывают на бланке ответов рядом с соответствующим номером задания (В1-В6), начиная с первого окошка. Если ответ состоит из двух слов, то эти слова напишите подряд без промежутка между ними. Ответы записывайте разборчиво.
Последние задания (С1-С5) выполняются на специальном бланке для записи ответов в свободной форме.
На выполнение работы отводится 3 часа (180 минут). Рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
Проверьте, заполнили ли Вы все поля “бланка ответов”, которые должны были заполнить ДО начала выполнения работы.
Приступайте к выполнению работы.
Желаем успеха!

Вариант 2

ЧАСТЬ 1

К каждому заданию группы А дано несколько ответов, из которых только один верный. Укажите в бланке ответов выбранный Вами номер правильного ответа (поставив значок “х” в соответствующей клеточке бланка под каждым номером задания).

А1. Направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному называют
1) социальной стратификацией
2) общественной мобильностью
3) социальной революцией
4) общественным прогрессом

А2. Верны ли следующие суждения?
А. Глобальными называют те современные проблемы, которые представляют угрозу всему человечеству.
Б. Глобальными называют те современные проблемы, которые могут быть преодолены лишь совместными усилиями всех государств и народов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны и А, и Б
4) оба суждения неверны

А3. В стране установился тоталитарный режим, о чем свидетельствует следующее:
1) существует монополия на власть одной политической партии
2) граждане обязаны подчиняться законам
3) государство не вмешивается в дела гражданского общества
4) выборы в органы государственной власти осуществляются на альтернативной основе

А4. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется
1) прогрессом
2) революцией
3) регрессом
4) эволюцией

А5. Верны ли следующие суждения?
А. Деятельность человека целенаправленна.
Б. Поведение животных не является целесообразным.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения неверны

А6. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего “я”?
1) самообразование
2) самопознание
3) самовыражение
4) самолюбие

А7. Деятельность, результатом которой является создание качественно новых материальных и духовных ценностей, обозначается словом
1) общение
2) понимание
3) творчество
4) познание

А8. Отличие познавательной деятельности ученого от познавательной деятельности школьника состоит в том, что ученый
1) использует эксперимент
2) подходит к работе творчески
3) развивает свои интеллектуальные возможности
4) добывает знание, новое для всего человечества

А9. Все то, что создано человеком, в своей совокупности называется
1) наукой
2) культурой
3) искусством
4) экономикой

А10. Создание художественных образов обязательно присуще
1) науке
2) искусству
3) образованию
4) производству

А11. Элитарная культура в отличие от массовой
1) ориентирована на получение коммерческой выгоды
2) учитывает запросы самых широких слоев общества
3) характеризуется сложностью форм художественного освоения мира
4) имеет развлекательный характер

А12. К обязательным элементам религии относится
1) вера в существование сверхъестественного
2) законодательство о свободе совести
3) активное участие деятелей церкви в политике
4) научное доказательство религиозных догматов

А13. В процессе научного познания обязательно происходит
1) теоретическое обобщение
2) создание художественного образа
3) создание материальных ценностей
4) отрицание предыдущих достижений

А14. Признаком рыночной экономики является
1) преобладание государственной собственности
2) директивное планирование
3) централизованное ценообразование
4) конкуренция товаропроизводителей

А15. В перечне функций рынка является лишним
1) обеспечение полной занятости
2) регулирование общественного производства
3) обеспечение связи производителей и потребителей
4) учет затрат на производство продукции

А16. Верны ли следующие суждения?
А. Система свободного предпринимательства не зависит от конкуренции.
Б. Конкуренция оказывает влияние на установление рыночных цен.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны и А, и Б
4) оба суждения неверны

А17. Спрос и предложение на рабочую силу формируется на
1) рынке капитала
2) рынке потребительских товаров
3) рынке труда
4) рынке материалов и сырья

А18. В перечне прав потребителя является лишним
1) право на информацию о товаре
2) право на установление объемов производства товара
3) право на замену товара изделием лучшего качества
4) право на безопасность товара

А19. Если доход фирмы больше ее издержек, то фирма
1) получает прибыль
2) терпит убытки
3) снижает капитальные вложения
4) пользуется льготным налогообложением

А20. Элементом социальной структуры общества является
1) сословие
2) банк
3) кооператив
4) государство

А21. Моральные нормы
1) ведут к социальному расслоению общества
2) обеспечиваются силой государственного принуждения
3) имеют оценочный характер, их нарушение встречает общественное осуждение
4) вводятся правовыми актами

А22. Социальное неравенство √ это
1) существование в обществе различных социальных групп
2) социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам
3) любые социальные перемещения
4) изменение социального статуса

А23. Какая сфера жизни общества включает в себя отношения людей по поводу власти?
1) экономическая
2) политическая
3) социальная
4) духовная

А24. Выраженное в государственных актах, охраняемое государством и обязательное правило поведения называется
1) нормой морали
2) партийной нормой
3) правовой нормой
4) традиционной нормой

А25. Что из перечисленного ниже характеризует восходящую вертикальную социальную мобильность?
1) Назначение ведущего инженера директором фирмы.
2) Назначение инженера одной фирмы инженером другой.
3) Разжалование офицера в рядовые.
4) Переезд из одного поселка городского типа в другой.

А26. Наиболее полно права и свободы гражданина Российской Федерации законодательно закреплены в
1) Гражданском кодексе РФ
2) Всеобщей Декларации прав человека
3) Конституции РФ
4) Декларации прав человека и гражданина

А27. Исключительным признаком правового государства является(-ются)
1) периодические выборы в органы власти
2) охрана и гарантии прав человека
3) наличие правоохранительных органов
4) разработанность всех необходимых для жизни людей отраслей права

А28. Политическая партия
1) участвует в борьбе за власть
2) является частью социальной структуры общества
3) определяет рыночные цены
4) взимает налоги с населения

А29. К признакам государства относится
1) уважение к законам
2) наличие парламента
3) унитарное устройство
4) наличие публичной власти

А30. Лицо, наделенное всей полнотой прав, свобод и обязанностей, √ это
1) человек
2) подданный
3) гражданин
4) индивид

ЧАСТЬ 2

А31. К числу основных подсистем общества как системы относится
1) экономика
2) сословие
3) профсоюз
4) идеология

А32. Отличие индустриального общества от аграрного состоит в том, что
1) развивается торговля между городом и деревней
2) господствуют общинные принципы социальной жизни
3) центрами социально-экономической жизни являются промышленные предприятия
4) производство ориентировано не на объем, а на качество продукции

А33. Верны ли следующие утверждения?
А. В современном обществе трудовая занятость женщин вне дома снижается.
Б. Семья остается одной из ценностей общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны и А, и Б
4) оба утверждения неверны

А34. К предотвращению межнациональных конфликтов ведет
1) создание национально однородных государств
2) компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства
3) обеспечение прав и свобод граждан независимо от национальной принадлежности
4) последовательное наращивание военного потенциала государства

А35. Происходящее в развитых странах относительное сокращение численности рабочего класса вызвано
1) уменьшением численности населения
2) спадом промышленного производства
3) возрастанием роли сельского хозяйства
4) переходом в постиндустриальную стадию развития

А36. Внутренний мир чувств, мыслей, идей, способность индивида выявлять себя из окружающего мира называется
1) отражением
2) знанием
3) сознанием
4) деятельностью

А37. Человека как личность характеризуют(-ет)
1) особенности строения тела
2) общественная активность
3) особенности темперамента
4) состояние здоровья

А38. Человек от животного отличается тем, что он
1) имеет природные инстинкты
2) обладает наиболее совершенным слухом
3) не зависит от природных условий
4) обладает членораздельной речью

А39. Внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм и институтов, регулирующих различные виды деятельности, называется
1) отраслью права
2) системой права
3) источником права
4) системой законодательства

А40. Что является примером нормы административного права?
1) Граждане РФ имеют равный доступ к информации.
2) Непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками влечет предупреждение.
3) Лицо, совершившее преступление в состоянии алкогольного опьянения, не освобождается от уголовной ответственности.
4) Земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, предоставляются прежде всего для сельскохозяйственных целей.

А41. Источником права является
1) институт права
2) отрасль права
3) правовой акт
4) правовая культура

А42. В познавательной деятельности в отличие от трудовой
1) средства должны соответствовать целям
2) субъектом выступает отдельная личность
3) цель состоит в получении достоверного знания
4) результатом является создание нового продукта

А43. Только познавательной деятельности присущи
1) наличие объекта и субъекта деятельности
2) определенная последовательность действий
3) нацеленность на приобретение новых знаний
4) творческий характер

А44. Результатом чувственного познания в отличие от рационального является
1) обобщенное суждение о предмете
2) конкретный образ предмета
3) мысленная модель предмета
4) понятие о предмете

А45. Спрос √ это
1) потребность покупателя в товаре
2) количество товара, которое сможет удовлетворить желание покупателей
3) потребность в товаре и способность его оплатить
4) количество денег, имеющееся у покупателя для приобретения товара

А46. Специальный налог на товары, ввозимые из-за границы, называется
1) подоходным налогом
2) таможенной пошлиной
3) налогом на имущество
4) налогом на прибыль

А47. Государство регулирует рыночную экономику,
1) устанавливая цены на товары
2) изменяя систему налогов
3) определяя объемы производства
4) снабжая предприятия сырьем и материалами

А48. К политическим институтам относятся
1) политические партии
2) творческие союзы
3) производственные объединения граждан
4) научные учреждения

А49. Показателем политического плюрализма является
1) наличие в стране политической оппозиции
2) партийное руководство всеми сферами общества
3) выборность органов власти
4) наличие политической системы

А50. Верны ли следующие суждения?
Социальная функция образования заключается в том, что
А. в его процессе человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности.
Б. оно непосредственно управляет социальными процессами в обществе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны и А, и Б
4) оба суждения неверны

При выполнении заданий части В требуется на бланке ответов после номера задания записать Ваш ответ. Ответом может быть только слово или слова, набор цифр или букв. Каждую цифру и букву слова пишите в отдельном окошке по приведенным образцам. Между цифрами, буквами или словами не делайте пропусков и не ставьте знаки препинания.

В1. Назовите понятие, соответствующее определению.
“Человек как активный участник общественной жизни √ это…”.

В2. Вставьте вместо пропуска.
“Экономическая жизнь включает в себя элементы соперничества, то есть конкуренции, и стремление добиться исключительного положения, диктовать свои условия на рынке, то есть…”.

В3. Задания В3 и В4 √ задания на соответствие. Выполняйте их следующим образом.
К каждому пункту первого столбца, обозначенному определенной буквой, подберите соответствующий(ие) пункт(ы) из второго столбца и запишите букву, которой он обозначен. Не нарушайте последовательность первого столбца. Запись ответа должна представлять собой ряд букв, например:

Установите соответствие видов знания и их характеристик.

В4. Установите соответствие между отраслями права и свойственными им понятиями.

В5. Перечислите, что из нижеприведенного является результатом учебной деятельности.
Впишите цифры, соблюдая предложенную последовательность.
1. учителя
2. компьютерное обеспечение
3. знание основ наук
4. наглядные пособия
5. учащиеся
6. умения применять знания
7. практические навыки

В6. Распределите перечисленные ниже организации следующим образом. Три первые должны представлять гражданское общество, три последующие √ государственный аппарат. Впишите цифры, соблюдая предложенную последовательность.
1. союз предпринимателей
2. общество филателистов
3. генеральный штаб
4. комитет солдатских матерей
5. министерство образования
6. Конституционный суд

Ответы на задания части С запишите аккуратно и разборчиво на специальном бланке для записи ответов в свободной форме.

С1. Перечислите характерные черты рыночной экономики.

С2. На схеме “Тенденции развития семьи в индустриальных странах” указаны две из таких тенденций. Запишите в листе ответов остальные три в любой последовательности.

С3. Раскройте на примере суть правового регулирования рыночной экономики.

С4. Какой из принципов демократического государства нарушается, если в парламент страны может избираться только человек, владеющий недвижимой собственностью? Аргументируйте свой ответ.

С5. Верно ли суждение:
“Каждый человек от рождения занимает определенное положение в обществе”?
Аргументируйте свой ответ.

Вариант 3

ЧАСТЬ 1

К каждому заданию группы А дано несколько ответов, из которых только один верный. Укажите в бланке ответов выбранный Вами номер правильного ответа (поставив значок “х” в соответствующей клеточке бланка под каждым номером задания).

А1. Проблемы предотвращения угрозы новой мировой войны, преодоления мирового экологического кризиса принято называть
1) вечными
2) глобальными
3) гуманитарными
4) неразрешимыми

А2. Верны ли следующие суждения?
А. Характерным признаком регресса можно считать ситуацию, когда общество утрачивает способность к выполнению той или иной значимой функции.
Б. Характерным признаком регресса можно считать ситуацию, когда власть осуществляет перемены в обществе насильственным путем.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны и А, и Б
4) оба суждения неверны

А3. Демократия проявляется в
1) запрете политических партий
2) отмене выборов в парламент
3) участии граждан в альтернативных выборах
4) усилении контроля за личной жизнью граждан
А4. Тот факт, что развитие техники ведет к возникновению как средств созидания, так и средств разрушения, является свидетельством
1) противоречивости общественного прогресса
2) цикличности общественного развития
3) необратимости социальных процессов
4) регресса технического развития

А5. В отличие от поведения животного, в основе деятельности человека лежит(-ат)
1) биологическая программа
2) осознанная цель
3) инстинкты
4) зависимость от среды обитания

А6. Процесс, связанный с получением знаний о своих возможностях, качествах называется
1) самореализацией
2) самовыражением
3) самодеятельностью
4) самопознанием

А7. Творчество √ это всегда
1) появление нового качества
2) следование обычаям
3) длительный процесс изменений
4) возвращение к старому

А8. Только научное познание включает
1) создание новых материальных ценностей
2) выработку нравственных норм
3) раскрытие смысла жизни
4) выявление закономерностей развития мира

А9. На материальную и духовную традиционно разделяют
1) культуру
2) мораль
3) науку
4) искусство

А10. Формула “искусство для искусства” характерна для
1) народной культуры
2) массовой культуры
3) элитарной культуры
4) национальной культуры

А11. Для науки характерным видом деятельности является
1) создание художественного образа
2) формирование чувства прекрасного
3) выдвижение гипотезы
4) создание материальных ценностей

А12. Свобода совести проявляется в
1) выборе выпускником школы рабочей специальности
2) вступлении гражданина в религиозную общину
3) создании специализированной физико-математической школы
4) открытии промышленного предприятия

А13. Такие действия, как выдвижение гипотезы, наблюдение, эксперимент, совершаются в процессе
1) художественного творчества
2) научного познания
3) производственной деятельности
4) получения образования

А14. Признаком рыночной экономики является
1) преобладание государственной собственности
2) директивное планирование
3) централизованное ценообразование
4) конкуренция товаропроизводителей

А15. Росту объемов производства способствует
1) снижение капитальных вложений
2) внедрение новой техники и технологий
3) увеличение налогов на производителя
4) рост административного аппарата

А16. Цены в условиях рыночной экономики формируются под воздействием
1) формы государственного правления
2) уровня политической культуры общества
3) спроса и предложения
4) нравственных представлений

А17. Соотношение числа рабочих мест и количества людей, стремящихся их занять, проявляется на рынке
1) товаров
2) ценных бумаг
3) инноваций
4) труда

А18. Человек в роли потребителя проявляет себя в процессе
1) покупки товара
2) участия в политических выборах
3) создания произведения искусства
4) сельскохозяйственных работ

А19. Спрос и предложение на акции формируется на
1) рынке недвижимости
2) рынке товаров и услуг
3) рынке ценных бумаг
4) рынке труда

А20. Элементом социальной структуры общества является
1) сословие
2) банк
3) кооператив
4) государство

А21. Социальное неравенство проявляется в различии в
1) доходах
2) способностях
3) темпераменте
4) духовных запросах

А22. Что из перечисленного ниже характеризует горизонтальную социальную мобильность:
1) повышение по служебной лестнице
2) разжалование офицера в солдаты
3) получение второй рабочей специальности
4) понижение в должности

А23. Эстетические нормы
1) закрепляются в государственном законодательстве
2) обеспечиваются силой государственного принуждения
3) основаны на вере в сверхъестественные силы
4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном

А24. Какая сфера жизни общества включает в себя взаимодействие классов, общественных слоев и групп?
1) экономическая
2) политическая
3) социальная
4) духовная

А25. Юридической нормой является
1) право на понимание
2) право на сочувствие
3) право на образование
4) право на уважение

А26. Что из перечисленного ниже правильно характеризует связь между Конституцией и остальными нормативными актами?
1) Все нормативные акты принимаются в соответствии с Конституцией.
2) Конституция принимается в соответствии с остальными нормативными актами.
3) Нормы Конституции равнозначны нормам остальных нормативных актов.
4) Нормативные акты принимаются без согласования с положениями Конституции.

А27. Что из нижеприведенного характеризует положение граждан в правовом государстве?
Граждане
1) обладают широкими правами и свободами
2) освобождаются от уплаты налогов
3) обязаны вступать в политическую партию
4) имеют ограниченный доступ к информации

А28. Политическая партия
1) участвует в борьбе за власть
2) является частью социальной структуры общества
3) определяет рыночные цены
4) взимает налоги с населения

А29. Форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная власть, называется
1) парламентской республикой
2) абсолютной монархией
3) конституционной монархией
4) президентской республикой

А30. Гражданин участвует в политике, когда
1) высказывает свое мнение на референдуме
2) получает высшее образование
3) платит государственные налоги
4) открывает новое в физической картине мира

ЧАСТЬ 2

А31. К числу основных подсистем общества как системы относится
1) экономика
2) сословие
3) профсоюз
4) идеология
А32. В индустриальном обществе в отличие от аграрного
1) господствует сословная иерархия
2) существуют города
3) существенно ограничена социальная мобильность
4) производство ориентировано на рынок

А33. Верны ли следующие суждения?
А. В современном обществе преобладает патриархальный тип семьи.
Б. В ряде стран увеличивается число “свободных союзов”.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны и А, и Б
4) оба суждения неверны

А34. Тенденциями развития межнациональных отношений в современном мире является:
1) усиление социального неравенства
2) углубление различий между городом и деревней
3) развитие политического плюрализма
4) межнациональная интеграция и национальная дифференциация

А35. К признакам, которые могут характеризовать социальную группу, относится(-ятся)
1) физические особенности организма
2) особенности темперамента
3) умственные способности
4) профессия

А36. Внутренний мир чувств, мыслей, идей, способность индивида выявлять себя из окружающего мира называется
1) отражением
2) знанием
3) сознанием
4) деятельностью

А37. Термин “индивидуальность” характеризует в человеке
1) неповторимые черты
2) типичные проявления
3) социальные качества
4) физические свойства

А38. И человеку, и животному свойственны потребности в
1) социальной активности
2) целенаправленной деятельности
3) заботе о потомстве
4) изменении среды обитания

А39. Какому понятию соответствует следующее определение:
Систематизированная группа правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, называется
1) системой права
2) отраслью права
3) источником права
4) инструментом права

А40. Что является примером нормы гражданского права?
1) Каждый обязан охранять природу и окружающую среду.
2) Сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная форма, может быть совершена устно.
3) В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
4) Умышленное убийство, совершенное без отягчающих обстоятельств, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

А41. Правовым актом называется
1) любое принятое в обществе правило поведения
2) норма морали
3) административное решение по конкретному делу
4) документ, который устанавливает и вводит в действие нормы права, изменяет и отменяет правила общего характера

А42. В познавательной деятельности в отличие от трудовой
1) средства должны соответствовать целям
2) субъектом выступает отдельная личность
3) цель состоит в получении достоверного знания
4) результатом является создание нового продукта

А43. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно
1) создается в результате познавательной деятельности
2) требует усилий для своего понимания
3) соответствует предмету познания
4) выявляется в ходе эксперимента

А44. Какое суждение верно?
А. Речевая деятельность человека связана прежде всего с чувственным познанием.
Б. Речевая деятельность человека связана прежде всего с мыслительной деятельностью.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны и А, и Б
4) оба суждения неверны

А45. Равновесной называется цена, при которой
1) предложение превышает спрос
2) величина спроса равна величине предложения
3) продавцы не могут продать свой товар
4) спрос превышает предложение

А46. Сокращение дефицита государственного бюджета приведет к
1) уменьшению внутреннего долга
2) снижению потребностей
3) росту импорта
4) увеличению налогов

А47. Проблема выбора способа использования ограниченных ресурсов в свободной рыночной экономике в отличие от экономики других типов решается
1) с помощью государственного плана
2) путем введения запретов и ограничений
3) на основе личных интересов свободных производителей
4) воздействием как государства, так и рыночного механизма

А48. Государство в отличие от партии
1) является политической организацией
2) имеет право издавать законы
3) разрабатывает политику
4) имеет органы управления

А49. Какой тип избирательной системы действует в стране, если выборы в представительные органы осуществляются по одномандатным избирательным округам и победителем считается кандидат, набравший 50+1 голос?
1) мажоритарная
2) пропорциональная
3) смешанная
4) правовая

А50. Какое утверждение является верным?
Согласно Закону РФ “Об образовании” обязательным является
А. основное общее образование.
Б. среднее (полное) общее образование.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны и А, и Б
4) оба утверждения неверны
При выполнении заданий части В требуется на бланке ответов после номера задания записать Ваш ответ. Ответом может быть только слово или слова, набор цифр или букв. Каждую цифру и букву слова пишите в отдельном окошке по приведенным образцам. Между цифрами, буквами или словами не делайте пропусков и не ставьте знаки препинания.

В1. Назовите понятие, соответствующее определению.
“Особая система знаний, содержащая описание, теоретическое объяснение и обоснованное предсказание процессов и явлений действительности √ это…”.
В2. Вставьте вместо пропуска.

“Играя социальные роли, человек выполняет функции, соответствующие его социальному…”.

В3. Задания В3 и В4 √ задания на соответствие. Выполняйте их следующим образом.
К каждому пункту первого столбца, обозначенному определенной буквой, подберите соответствующий(ие) пункт(ы) из второго столбца и запишите букву, которой он обозначен. Не нарушайте последовательность первого столбца. Запись ответа должна представлять собой ряд букв, например:

В4. Установите соответствие между религиями и характеристиками религий.

В5. Что из перечисленного ниже представляет местное самоуправление, а что √ государственный аппарат?
Впишите цифры, соблюдая предложенный порядок.
1. администрация области
2. сельский сход
3. собрание жителей микрорайона
4. прокуратура
5. муниципальная милиция
6. служба внешней разведки

В6. Укажите, что из нижеприведенного списка представляет собой средства для достижения цели в деятельности сельскохозяйственных работников. Впишите цифры, соблюдая предложенный порядок.
1. возделанные поля
2. бригада трактористов
3. посадочный материал
4. сельскохозяйственная техника
5. сеятели
6. система агротехнических приемов
7. цветущие сады

Ответы на задания части С запишите аккуратно и разборчиво на специальном бланке для записи ответов в свободной форме.

С1. Перечислите основные виды социальных норм.

С2. На схеме “Государственное регулирование рыночной экономики” указаны два способа влияния государства на экономику в условиях рынка. В листе ответов в любой последовательности запишите недостающие способы.

С3. Государственный тракторный завод, находящийся в тяжелом финансовом положении, был передан в собственность трудовому коллективу. Работники, восстановив конкурентоспособность предприятия, участвуют в управлении им и распределяют полученный предприятием доход.
Какую форму собственности иллюстрирует данный пример? Объясните свой ответ.

С4. Верно ли суждение:
“В гражданском обществе человек абсолютно независим от других людей, общества в целом”?
Ответ объясните.

С5. Кратко охарактеризуйте значение политической культуры в жизни общества.

Инструкция по проверке и оценке экзаменационных работ по обществознанию

В работу включены задания трех типов: с выбором ответа, с кратким ответом и со свободным полным ответом.

Оценка заданий с полным свободным ответом

Все задания с полным свободным ответом (С1-С5) помещены в конце второй части. Выполнение заданий данного типа оценивается от 0 до 2 баллов или от 0 до 3 баллов.
По каждому заданию проверяющий выставляет балл в соответствующую клетку формы 4Р “Протокола проверки ответов”.
В ответе допускается другая структура ответа по сравнению с эталоном или иные формулировки, не нарушающие смысл каждого элемента ответа. Элементы ответа (верные или неверные), не указанные в эталоне ответа, не учитываются.
Ниже приводятся рекомендации по выставлению баллов за выполнение заданий С1-С5.

Вариант 2

С1. Перечислите характерные черты рыночной экономики.

Ответ должен содержать следующие позиции:
1) свободное ценообразование
2) конкуренция
3) частная собственность на средства производства
4) свободное предпринимательство
5) ограничение вмешательства и контроля со стороны государства
6) разорение убыточных предприятий

3 балла – ответ содержит не менее четырех из указанных позиций
2 балла -3 указанные позиции
1 балл – 1-2 позиции
0 баллов – ответ неправильный или отсутствует

С2. На схеме “Тенденции развития семьи в индустриальных странах” указаны две из таких тенденций. Запишите в листе ответов остальные три в любой последовательности.

Ответ будет считаться правильным, если ученик указывает такие тенденции как
1) ослабление прочности браков в связи с развитием личной свободы
2) возрастание трудовой занятости женщин вне дома
3) разработка государственных мер поддержки семьи

3 балла – указаны три тенденции
2 балла – указаны две тенденции
1 балл – указана одна тенденция
0 баллов – ответ неправильный или отсутствует

С3. Раскройте на примере суть правового регулирования рыночной экономики.

В ответе:
1) раскрыта суть правового регулирования экономики (принятие законов, регулирующих экономические отношения),
2) использована в качестве примера конкретная правовая норма (закон, кодекс),
3) показано влияние этой нормы на рыночную экономику.

3 балла – в ответе присутствуют три из перечисленных позиций
2 балла – раскрыта первая позиция и одна из двух последних
1 балл – раскрыта только первая позиция
0 баллов – ответ неправильный или отсутствует

С4. Какой из принципов демократического государства нарушается, если в парламент страны может избираться только человек, владеющий недвижимой собственностью? Аргументируйте свой ответ.

В ответе должно быть указано, что нарушен принцип равноправия граждан.
В аргументации должно быть отмечено, что речь идет об имущественном цензе, от которого отказались демократические государства.

2 балла – дается ответ и приводится аргументация
1 балл – дается ответ без аргументов
0 баллов – ответ неправильный или отсутствует

С5. Верно ли суждение:
“Каждый человек от рождения занимает определенное положение в обществе”? Аргументируйте свой ответ.

В ответе должно быть отмечено, что
1) положение человека в обществе – это его статус
2) статус бывает предписанный и приобретенный
3) суждение верно лишь в отношении предписанного статуса
4) приобретенный статус (положение человека) зависит от усилий самого человека

3 балла – указано не менее трех позиций, включая третью
2 балла -указана третья позиция и любая другая
1 балл – указана третья или четвертая позиция.
0 баллов – ответ неправильный или отсутствует

Вариант 3

С1. Перечислите основные виды социальных норм.

В ответе должны быть указаны следующие позиции:

1) обычаи и традиции
2) правовые нормы
3) моральные нормы
4) эстетические нормы
5) политические нормы
6) религиозные нормы

3 балла – 4 и более указанных позиции
2 балла -3 указанных позиции
1 балл – 2 указанных позиции
0 баллов – одна из указанных позиций, ответ неправильный или отсутствует

С2. На схеме ” Государственное регулирование рыночной экономики” указаны два способа влияния государства на экономику в условиях рынка. В листе ответов в любой последовательности запишите недостающие способы.

В ответе должны быть указаны следующие позиции:

1) Правовое регулирование
2) Государственный заказ
3) Через кредитно-денежную систему

3 балла – 3 позиции из указанных
2 балла – 2 позиции из указанных
1 балл – 1 позиция из указанных
0 баллов – ответ неправильный или отсутствует

С3. Государственный тракторный завод, находящийся в тяжелом финансовом положении, был передан в собственность трудовому коллективу. Работники, восстановив конкурентоспособность предприятия, участвуют в управлении им и распределяют полученный предприятием доход.
Какую форму собственности иллюстрирует данный пример? Объясните свой ответ.

1) В ответе в качестве формы собственности указано коллективное “народное” предприятие.
2) Дано разъяснение, что народное предприятие является коллективной собственностью.
3) Указано отличие от акционерного, где распределение дохода осуществляется между акционерами, работающими и неработающими на предприятии.

3 балла – дан ответ, разъяснение и указано отличие (все три позиции)
2 балла – дан ответ и разъяснение (две позиции)
1 балл – дан только ответ
0 баллов – ответ неправильный или отсутствует

С4. Верно ли суждение:
“В гражданском обществе человек абсолютно независим от других людей, общества в целом”?
Ответ объясните.

В ответе указано, что человек не может быть независим от общества.
Дано разъяснение о том, что он взаимодействует в обществе с другими людьми, организациями, государством и зависит от этого взаимодействия.

2 балла – дан ответ и объяснение
1 балл – дан только ответ, объяснение не дано
0 баллов – ответ неправильный или отсутствует

С5. Кратко охарактеризуйте значение политической культуры в жизни общества.

В ответе должны быть указаны следующие позиции:

Политическая культура:
1) определяет политические ценности и нормы данного общества,
2) способствует принятию и реализации эффективных политических решений,
3) способствует эффективной практической политической деятельности (соответствующей политическим ценностям и нормам).

3 балла – указано три позиции
2 балла – указано две из перечисленных позиций
1 балл – указана одна позиция.
0 баллов – ответ неправильный или отсутствует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте