search
main
0

Компетенции превыше всего На это обратил внимание Алексей ВОДЯНСКИЙ, заместитель руководителя Департамента общего образования Минобразования РФ

Хочу поговорить с вами о тех процессах, которые происходят в нашем образовании, в том числе и в гражданском.

В 90-х годах, когда мы что-то пытались реформировать, то делали это путем революционно-романтического наскока. Было много хорошего, было много и плохого. Но система не рухнула. Она консервативная. Сейчас мы подводим итоги. Причем огромный разброс в оценках этих результатов. Мы очень плохо представляем, какова сегодня наша система образования. Нужно все определить, расставить по своим местам, в том числе определить состояние гражданского образования. Уровень гражданственности школьников, уровень понимания ими социальных процессов, к сожалению, пока невысокий.
Сегодня мы проводим, ряд исследований, которые дадут довольно ясную картину того, что происходит. Но что уже очевидно? Качество образования становится ниже, чем было в прошлые годы. Одна из причин – сильно перегружены программа и учебники начальной школы. Есть проблемы в основной школе, и совсем отсутствует престиж старшей школы.
Отсюда необходимо обновление содержания образования. Здесь есть две крайности, которых нам нужно избежать. С одной стороны, мы действительно должны сократить информационную часть. Нужно сломать всякое лоббирование. Все академики стоят за увеличение объемов математики, физики, химии и т.д., и мы ничего сделать пока не можем. И тем не менее надо разгрузить начальную школу. Надо детей научить искать, добывать знания. Разрешить им пользоваться справочниками, словарями. Усилить методологическую составляющую образования.
С нашими граждановедческими предметами положение хуже, чем со всеми остальными. Рождается сегодня новая система обществоведческих знаний. Нужно улучшить подготовку учителей. Изучать зарубежный опыт.
Наша система сегодня экономически не эффективна. Она является черной дырой. В нее вкладываются средства, но они совершенно не эффективно используются. Надо дать школам экономическую самостоятельность. Практика показывает, что рыночный механизм должен существовать в школах при наличии социальных гарантий. Государство должно гарантировать зарплату учителям. Но начнется борьба школ за учеников, потому что за учениками последуют и деньги. Школа должна научиться экономически функционировать.
Есть еще проблема. Это состояние здоровья детей. У нас совершенно авторитарная начальная школа, уже на этой ступени никто не заботится о психическом и физическом состоянии детей. У нас необычайно жесткая и необоснованная система отметок, которая ведет к стрессам. Нужно менять цели и содержание образования, научить детей ориентироваться в системе ценностей. Усилить практическую направленность в обучении, чтобы выпускники могли находить свою нишу в жизни.
Перед нами стоит такая задача – сделать основную школу действительно завершенной. Дать возможность учащимся после окончания ее делать жесткий выбор, определить, куда идти учиться дальше.
Если говорить честно, то необходимо дорабатывать стандарты, отсутствие их дестабилизирует все. Можно говорить о несовершенстве тестов. Разброс невиданный, если говорить о граждановедческих дисциплинах, совершенно непонятно, что входит в их содержание. Даже в обществознании мы никак не можем договориться о содержании. Надо создать банк материалов, который можно использовать во всей стране. Для нас важен вопрос о компетенциях, потому что сами по себе знания не самоцель. Идет спор: о том, делать ли ставку только на развитие или ставку на компетенции. Знания должны создавать целостную картину мира, особенно у старших школьников. Стоит вопрос о создании единых материалов тестирования и для вузов. Это заставит всех серьезно заниматься делом. Сегодня в высших учебных заведениях мест столько, сколько выпускников в школах.
В этом году вряд ли будут приняты стандарты. В следующем начнет входить в жизнь новый базисный план. Надо нам вводить и профильную школу. У нас сейчас есть ее концепция. Она направлена в территории. Все предметы в старших классах все равно не выучить. Нельзя так много учеников брать в старшую школу, сейчас в нее поступает до 70 процентов. Мы будем по-прежнему брать туда ребят, но создадим профильные классы.
Профильные классы потребуют сокращения содержания по другим предметам. Это огромный риск: если я пошел в гуманитарный класс, то тогда буду знать в сокращенном виде например, естествознание, математику.
Отсюда следующая проблема. Она выльется в элемент политической борьбы и демагогии. Дети, которые закончат профильную школу, будут лишены возможности поступать в высшие учебные заведения. Давайте смотреть правде в глаза, что происходит на самом деле. Во всяком случае каждый ребенок должен знать, какие требования к нему предъявляют.
Одна из задач реформы – это социальная справедливость в отношении школьников. Она нарушается на всех уровнях. От приема в первый класс до вуза. Уже подготовлены новые правила поступления в высшие учебные заведения. Будут запрещены совмещенные экзамены в школах и вузах. Каждый ребенок должен знать, какие требования к нему предъявляют. Даже придя на курсы, он должен знать, что к 2004 году я никакого отношения к этому вузу иметь не буду, потому что все сведения, все баллы будут централизованы. Единый экзамен будет сдаваться бесплатно, а если во второй раз, то за определенную плату.
Сегодня идет смертельная борьба вузов с Министерством образования, они не хотят лишаться того, что имеют. Идет спекуляция, работники вузов требуют откупного. Они хотят оставить ректорский фонд, и нам придется идти на какой-то компромисс. Все здесь зависит от расстановки политических сил. Нужна политическая воля.
В граждановедении надо договориться о круге проблем, особенно связанных с социализацией общества. Ученики должны научиться применять свои знания на практике. В условиях рыночной экономики это исключительно важно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте