search
main
0

Компетенции наступившего будущего

​Когда мы вводим в поисковой системе запрос «компетенции», то, не успев дописать слово до конца, получаем множество ссылок на статьи, комментарии, мнения со списками, таблицами, схемами и разными перечнями и классификациями компетенций. Особенно популярны сейчас поиски так называемых компетенций будущего.Напомню, что первый список компетенций появился в 1984 году в работе Дж.Равена «Компетентность в современном обществе». Равен выделил 37 компетенций, перечень которых на протяжении более трех десятилетий дополнялся и структурировался в многочисленных работах и продолжает изменяться сегодня.

Интерес к компетенциям будущего вызван скоростью развития современного мира, новыми запросами и потребностями общества. Изменения в науке, технологиях оперативно приходят в нашу жизнь, заставляя все больше оценивать эффективность своих сегодняшних действий в приложении к будущему. Осмысливая их, мы можем увидеть прообразы тех умений и навыков, которые важно формировать у наших школьников.Уже сегодня совместно с ведущими вузами Москвы мы, анализируя компетенции, важные для зарождающихся сейчас профессий, и компетенции, формируемые современной школой, понимаем, что между ними увеличивается разрыв.  Наряду с компетенциями разрабатываются и формируются перечни профессий будущего. Например, командой Агентства стратегических инициатив и бизнес-школой «Сколково» разработан целый атлас новых профессий, которые будут востребованы к 2025 году. Ведущие эксперты Всемирного экономического форума в Давосе предлагают нашему вниманию наиболее актуальные и востребованные профессии и компетенции будущего: – мультифинансист on-line. Банковская сфера автоматизируется и информатизируется быстрыми темпами. Уходят в прошлое банковские отделения и пластиковые карты. Сегодня их заменяют банкоматы, инфокиоски, приложения на смартфоне. Стремительно растут требования к информационной и финансовой компетентности школьника;- менеджер социальных сетей. Виртуальная реальность активно отвоевывает позиции у «реальной жизни». Аккаунт в социальных сетях – это не просто лента новостей и личных фотографий, это жизненное досье человека, информацию из которого берут на вооружение кадровые агентства и даже банки при принятии решений о кредитовании.  Коммуникативная компетентность, любознательность, читательская, культурная грамотность проявляются на этих страницах очень явно;- виртуальный/интерактивный учитель (тьютор). Профессия учителя не исчезнет, она трансформируется. Изменения происходят уже сейчас: «говорящая голова» в классе отжила свой век. Плохого, шаблонного учителя могут заменить Google, Яндекс и другие аналогичные сервисы. Востребован учитель, который может организовать работу большой группы детей, научить проектно мыслить, дискутировать, решать не только алгоритмические задачи, отбирать и классифицировать огромный объем информации и применять его на практике в повседневной жизни.  Педагог учится вместе с ребенком, исходит из его интересов, разговаривает с ним на одном языке. Таким образом, серьезный разрыв между ребенком и учителем будет минимизирован. Информационные технологии выступают в данном случае помощником в дифференциации и удовлетворении познавательных интересов ребенка, формировании индивидуальной образовательной траектории;- проектировщик «умной» среды. Это тот, кто подстроит среду под запросы и потребности, желания и комфорт человека. Словосочетание «комфортный город» приобретает новое звучание вместе с возрастающими требованиями к креативности, инициативности, любознательности специалистов в этой сфере;  – персональный аналитик (личный цифровой куратор). У многих из нас есть «умные» часы, которые считают количество пройденных километров, напоминают, когда необходимо усилить нагрузку или, наоборот, выделить время на отдых, принять лекарства, проверить пульс.  С развитием искусственного интеллекта цифровых сервисов будет становиться все больше, и то, как их связать между собой и эффективно использовать, необходимо будет продумывать специалисту; – экоурбанист/экодизайнер.  Вопросы экологии и защиты окружающей среды, межкультурного диалога стоят перед обществом и будут обостряться с развитием научно-технического прогресса. Социальная и культурная осведомленность становится ведущим требованием для выпускников;- IT-медик.  Медицина и информационные технологии неразрывно связаны и, бесспорно, будут взаиморазвиваться и взаимодополняться. Дистанционные операции с использованием роботов уже позволяют оказывать экстренную помощь в отдаленных частях страны. Медицинские умения и навыки не отделить от серьезной подготовки учащихся в сфере ИКТ.Данный перечень не является исчерпывающим, так как трудно точно спрогнозировать, в каких направлениях науки, техники, экономики в ближайшее время произойдет прорыв и приведет к необходимости подготовки новых специалистов с иным набором компетенций. Важно осознавать, что в результате обучения в современной школе не формируются умения приобретать навыки для жизни в новом цифровом мире.Мы говорим в том числе о так называемых метакомпетенциях: проектное и диалектическое мышление, эмоциональный интеллект. Они должны закладываться в школе. И сила изменений вокруг подталкивает нас к действиям здесь и сейчас.Например, ребенок должен грамотно ставить себе цели, уметь их достигать даже путем проб и ошибок. Учитель в свою очередь должен уважать право ребенка на ошибку, воспитывая стремление к достижению лучших результатов. Ошибка – это учебная ситуация, дающая возможность оценить и проанализировать свои действия и в то же время позволяющая уверенному в своих силах школьнику не свернуть с пути, не опустить руки. Причем интерактивные технологии позволяют ярче ощутить радость от успешного продвижения. Настойчивость, выдержка, адаптивность – важнейшие качества успешного человека, которые особенно необходимы в ХХI веке. В то же время вспомним классы, где раньше собирали слабых детей, вешая на них ярлык, лишая их мотивации двигаться по индивидуальной траектории успеха к достижению своих максимальных результатов. И при этом снимали с себя полную ответственность, имея алиби перед обществом – дети-то слабые. Какой пример в достижении результата мы им давали? Явно отрицательный.Еще пример: успешность работы в группе или навыки работы в команде, которые в школьной практике формируются весьма условно. Подчас это процесс ради процесса.  А ведь групповая работа – это серьезная подготовка к деятельности в современных компаниях, на производстве, в общественной сфере. Сегодня крупнейшие технологические прорывы осуществляются группами разработчиков, социальные проекты ведутся проектными мобильными офисами, да и образовательный процесс эффективен только при командной работе всего педагогического коллектива.В групповой работе в школе формируются навыки продуктивной межличностной коммуникации, умение слышать партнеров и отстаивать свою позицию, работать ради общей цели. Хорошим подспорьем в развитии навыков командной работы является использование современных информационно-коммуникационных технологий. К сожалению, заданий на совместную работу с применением ИКТ крайне мало, и учителя их используют крайне редко.   Подчас, ругая игры и отгораживаясь от гаджетов, мы теряем понятную ребенку среду для развития его навыков взаимодействия. Однобокое отношение к компьютерным играм, неготовность из минусов сделать плюсы отдаляют нас от детей и от возможного повышения эффективности урочной и внеурочной деятельности.Учитель, который отдалился и потерял связь с детьми, перестает быть востребованным. Какие же тогда функции такой педагог сможет выполнять в современной образовательной организации и сможет ли вообще? Наверное, часть таких учителей смогут продолжить транслировать обучающимся  преемственность вечных ценностей, но будут ли дети воспринимать учителя и брать с него пример, если он с ними не на одной волне? Ведь многие истины и идеалы, сформулированные мыслителями и философами ушедших эпох, дошедшие до нас в печатном виде, оставаясь ценными и неизменными по содержанию, возможно, представлялись бы ими сегодня в иных формах, появившихся в результате развития информационно-коммуникационных технологий.  Школа уже сегодня должна отвечать на потребности и запросы современного выпускника, должна быть заинтересована в его подготовке к уже существующим реалиям. Но в погоне за одним рискуем потерять другое. Почему-то ориентация школ на умения и навыки порой воспринимается равносильной отказу от любых знаний, воспитанию безграмотного существа, умеющего только искать информацию в Интернете. Во-первых, поисковый запрос тоже надо суметь сформулировать, информацию отобрать и проанализировать. Во-вторых, каждый следующий этап формирования умений и навыков требует более глубокого понимания мира вокруг ученика. Из чего следует, что знания важны, но поменяется принцип их отбора, уйдет фокус на предмет и задачи «решите», «вычислите» и т. п. В отборе содержания занятий уже сейчас на ведущие позиции выходит формирование навыков критического мышления.  Но пока задания на оценку достоверности  одни из самых редких в школьной программе. Умения и навыки формируются не только в школе, но и в семье. Например, навыки езды на велосипеде, безопасное управление бытовыми приборами, элементарное умение заменить перегоревшую лампочку. Умения и навыки формируются также обществом и окружающей средой, в которой живет ребенок.Не просто так сегодня в столице столь популярны инженерные и медицинские классы, обучаясь в которых ребята работают с практическими кейсами на площадках ведущих профильных вузов и предприятий страны. Тут индивидуальная и групповая работа, исследования и эксперименты, результаты которых – это автономные погрузчики, мобильные коммуникаторы для инвалидов, аппараты записи ЭКГ высокого разрешения и многое другое. И мы говорим сейчас о наших школьниках, а не об ученых НИИ!  Меняется содержание компетенций. Коммуникативная компетенция тридцать лет назад – это умение вести диалог непосредственно с очным собеседником или группой лиц, умение написать деловое письмо, сделать телефонный звонок и пр. Сегодня коммуникация остается, но трансформируется за счет появления новых технологий осуществления общения, таких как электронная почта, социальные сети, приложения в мобильных телефонах, скайп и т. д.  Это то, что мы с вами, будучи в 80-х годах, представляли в мечтах о будущем 2000-х годов. В открытое образование прочно вошли геймификация, визуализация, многоуровневые адаптирующиеся образовательные игры, которые позволяют делать настоящую дифференциацию и формируют индивидуальную траекторию. Пример – интерес наших ребят к Московской электронной школе, к электронным диагностикам. Дети лучше нас ориентируются в цифровом мире, это   необходимо признать. И здесь нам помогут как раз те компетенции, которые мы хотим воспитать у них. Поэтому «увидеть будущее глазами молодежи» – это тот принцип, которому мы должны следовать, чтобы быть современными в постоянно меняющейся технологической конъюнктуре.Все вышесказанное объясняет, почему МЦКО совместно с передовыми педагогами столичных школ так активно начал вести проекты по переводу диагностик в электронную форму, разработал диагностики в виртуальной реальности, сделал первые шаги в дополненной реальности. Кстати, одна из самых популярных диагностик в Центре независимой диагностики – физика в 3D. Причем, решая довольно сложные физические задачи в нарисованном виртуальном мире, школьники порой даже не понимают, что делают непростую контрольную. На форуме «Город образования» в сентябре представим такие же диагностики по биологии, чуть позже – по химии, с расширенной экспериментальной частью. Уже удалось перевести в удобный «планшетный вариант» часть заданий из ЕГЭ. Не упрощая содержание, мы добавляем много ярких оттенков в задания и вопросы, говорим о реальном использовании умений и навыков в практической деятельности, расширяем границы возможностей для ребенка. Нашим ППЭ становится весь город с его богатой инфраструктурой и возможностями.Таким образом, мы должны ставить новые задачи в образовательной деятельности, учитывать содержание известных компетенций будущего и не ждать наступления 2025 года или 2030 года, а делать это уже сейчас в режиме реального времени, параллельно появлению новых достижений науки и техники, технологии и других областей знаний. И помнить, что эти самые компетенции, которые мы хотим воспитать в наших детях, сначала должны быть в нас самих. Будущее не просто рядом, оно в некотором смысле уже в прошлом, если ты сегодня что-то упустил. Павел КУЗЬМИН, директор МЦКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте