Виктор Пелевин. Любовь к трем цукербринам. Москва, «Эксмо», 2014
Попадание Пелевина в список финалистов национальной литпремии «Большая книга» этого года закономерно – он из тех писателей, чей талант заставляет ожидать чего-то из ряда вон выходящего. Его яркая литературная манера способна привлечь внимание даже не к самому сильному роману, как это случилось с «Любовью к трем цукербринам». Тем более что одна из главных тем книги слишком задевает за живое, чтобы от нее отмахнуться.Автор постарался выстроить многомерный роман-антиутопию, распадающийся на три линии, связанные между собой. Однако одна, давшая название книге, явно перевешивает. По сути, «Любовь к трем цукербринам» – пелевинская вариация «Матрицы» с поправкой на нынешнюю всеобщую зависимость от соцсетей. Интересна она, собственно, тем, что виртуальная реальность пропущена через российский менталитет.Как выглядит наше будущее по Пелевину? Парящий в стратосфере гигантский кластер-дом, соединенный тросами с «каким-то Жулебино». Жители этого заоблачного гетто пребывают в крошечных капсулах-гробах, но не ощущают этого из-за невесомости и постоянного подключения мозга к фейстопу (единой компьютерной системе-заставке с многочисленными программами). В этом виртуальном мире они, как один из центральных персонажей Кеша, пьют шампанское (в действительности питание – полужидкая смесь протеинов, белков и прочей биомассы, вкус которой опять-таки придают виртуальные стимуляторы), общаются с анимированными персонажами фейстопа и занимаются сексом с созданиями своего воображения. У Кеши это Младшая Сестричка, порочная версия японской школьницы древних (то бишь наших нынешних) времен. Нашлось ли в этом мире место труду? А как же, только вот – и здесь нельзя не посмеяться над верно замеченным Пелевиным нашим отношением к работе – она непременно оказывается (пусть и в виртуале) бессмысленной и при этом «неприятной, мучительной, омерзительной и страшной». Она придумана системой только для того, чтобы в остальное время пользователи могли по контрасту с мукой испытывать наслаждение и счастье.Знают ли Кеша и Ко о том, что находится в матрице? Конечно. «Мало того, мы за подключение платим… Реальность не запрещена. Она всего лишь не видна. Она скучна, и мы прячем ее под обои фейстопа. Нас не надо вводить в принудительный транс уколами наркотиков или настроенными на ритмы мозга вспышками. Мы зомбируем себя сами – и больше всего боимся, что это прекратится», – как разъясняет герою один из компьютерных персонажей. Кеша не хочет оторваться от системы. Тем более что три цукербрина, олицетворяющие ее персонажи, чьи имена образованы из слияния фамилий Марка Цукерберга и Сергея Брина, стоявших у истоков виртуальной зависимости, обещают каждому пользователю вечное счастье.Читая меткое и злое описание этого виртуального ада-рая, думаешь, что мы, ежедневно зависающие в паутине соцсетей и Интернета, это кривое зеркало заслужили и, что ужаснее всего, добровольно движемся по направлению к нему. Прямо-таки верной дорогой идем. Утешение одно – автор, который, возможно, впервые так душевно обнажается в этом романе, устами еще одного персонажа, ясновидящего Киклопа, утверждает, что у каждого из нас лично есть шанс выбрать себе другую судьбу. Точнее, мир, ведь их много. Мысль, что и говорить, ненова, но от этого не становится менее значимой, мы сами создаем свой мир, и все плохое в нем, и все хорошее. Эта «проверенная техника перемещения в счастливые миры описана во всех древних книгах, в заповедях. И жить по заповедям очень непросто («не лги, не убий, не укради» и так далее ведь относится не только к физическим проявлениям, но и к состояниям ума). Но мы, образованные современные люди, знаем, что заповеди написаны не для нас. Мы – высокоразвитые сущности, живущие по особым правилам для продвинутых…»И все же исключения есть, говорит автор, взять хотя бы другую героиню, простую офисную курьершу Надю. Она «не знала никаких эзотерических секретов. Просто в ней сохранилось какое-то изначальное и забытое людьми спокойствие, веселая и бесстрашная тишина. В ее уме практически отсутствовали программы и инсталляции окружающего мира, из которых на сто процентов состояли души ее коллег по офису. Именно поэтому она не бралась за работу сложнее экспедиторской – все остальное требует эмоционального подключения к матрице». Удивительно ли, что именно Надежда становится в своем будущем Ангелом, творящим и оберегающим целые миры. В одном из которых, по ее милосердию, окажутся практически все персонажи книги, включая Кешу, правда, в обликах, отразивших самое трогательное в них – надежду на исправление и настоящую, всепрощающую любовь. И почему-то думается, что это не просто очередная насмешка писателя, а и его пусть призрачная и слабая, но надежда, что будущее действительно можно изменить.
Комментарии