Критерием эффективности работы той или иной производственной области является объем продукции, продаваемый ею на рынке. В век высоких технологий успешность продукции обеспечивается кадрами, способными оперативно предлагать и внедрять востребованные решения в своей области, которые и должны поставляться на рынок труда современными вузами. В таких условиях оценить качество работы учебного заведения в отрыве от всей производственной отрасли невозможно. Необходимо рассматривать работу вуза в рамках всей цепочки становления специалиста: от первых шагов его образовательной деятельности до использования результатов его интеллектуального труда потребителем.
Доминирующим критерием эффективности работы вуза должна быть численность выпускников, работающих по специальности.Поступление в вузШансы на поступление в современный вуз должны определять не наличие стандартизованного объема знаний, а понимание физической основы предмета, знание литературы и умение ею пользоваться, навык общения со сверстниками, способность человека ясно излагать и объяснять предложенное решение. И самое главное – нужно иметь творческий подход к решению задачи.Исходя из вышесказанного, форму приема абитуриента в высшее учебное заведение бессмысленно стандартизировать. Основной критерий работы вуза описан во введении, и попытки формализовать его работу на промежуточных этапах ведут к отвлечению руководства университета от его основной задачи – создания благоприятных условий для формирования кадров, необходимых передовым предприятиям страны. Каждый вуз должен сам определять форму экзаменационного испытания для своих абитуриентов. Процесс обучения в вузеВ рамках четвертой промышленной революции, когда способы организации, основанные на жестком подчинении, замедляют динамику развития предприятий и организационный стиль становится все более гибким, основной проблемой высшего образования не только в России, но и за рубежом становится различие видений знаний и навыков выпускника вуза профессорско-преподавательским составом института и потенциальными работодателями выпускника. Первые видят среднестатистического инженера как большого ученого, легко оперирующего аксиомами и формулами, вторые же – генератором идей по оптимизации производства и продукции предприятия. Этот вопрос освещал Петр Капица: «Пути и темпы развития любой науки определяются ее связью с жизнью», Владимир Арнольд писал о катастрофических последствиях отделения математики от физики. На Западе проблему пытаются решить путем запуска Болонского процесса, когда студенту предлагается прервать обучение и с дипломом бакалавра поработать на производстве, после чего принять решение о продолжении обучения либо работы. В нашей стране при всеобщем понимании необходимости реформ подобные эксперименты не приносят положительного результата.Высокотехнологичные предприятия находятся в условиях жесткой конкуренции: время выпуска актуализированной продукции определяет выживаемость предприятия на рынке. Такие условия напоминают положение промышленности в предвоенный и военный периоды, когда положение спасали заводы-втузы, такие как Институт имени Каган-Шабшая, МФТИ, позволявшие за 3-4 года подготовить высококлассных специалистов, имеющих реальный опыт разработки и производства. Особенностью организации таких институтов являлось размещение научной, образовательной и производственной компонент на одной территории. Для современного развития и внедрения технологий на территории вуза помимо образовательной компоненты необходимо сосредоточить научную и производственную.Окончание вузаВ настоящий момент выпускник вуза предоставлен сам себе – пускается в свободное плавание по рынку труда, и единственным его описанием как специалиста является диплом об окончании вуза. Проходит недопустимо большое время, пока выпускник, сменяя одно место работы за другим, окажется на том месте, где он сможет почувствовать себя комфортно и принести максимальную пользу обществу, а во многих случаях он может и вообще не найти такого места.Предприятия же, которые наиболее предусмотрительно относятся к подбору своих кадров, наблюдают своих будущих работников еще на этапе написания диплома. И благодаря этому получают более полную информацию о человеке, которого принимают на работу. В Японии предприятия наблюдают своих будущих работников с дошкольных заведений, что, безусловно, сказывается на качестве японской продукции.На мой взгляд, для оптимизации процесса трудоустройства необходимо сформировать отдельную государственную структуру, занимающуюся не только сбором и хранением информации о будущем специалисте, но и аналитической работой совместно с предприятиями по предложению ряда рабочих мест к моменту выпуска студента из вуза, а также ведению его как специалиста всю его профессиональную деятельность. Государство должно принимать непосредственное участие в трудоустройстве высококвалифицированных кадров.Денис ОХОТНИКОВ, доцент кафедры автоматизации, проектирования радиоэлектронных средств факультета «Радиовтуз» Московского авиационного института, участник конкурса «Молодой преподаватель вуза-2016»
Комментарии