search
main
0

Компас в море контента. Кто научит подростка управлять информационным потоком?

​Во многих семьях смартфон и планшет уже давно используются в качестве эффективных нянек. Уставшая мама, не поднимая головы от повседневных забот, норовит дать чаду гаджет, где он всегда найдет себе занятие по душе. Это, как выясняется, ложный педагогический ход: именно так формируется с детства отношение к Интернету как к средству развлечения.

И когда на подрастающего школьника обрушивается нынешний вал разнообразного звукового, текстового и видеоконтента, он невольно по привычке концентрируется на том, восприятие чего не требует усилий. Расслабляющая музыка, игры, затяжной обмен лаконичными репликами в соцсетях незаметно становятся для подростка полномасштабным заменителем осознанного погружения в кладезь знаний. Информации – самой разной! – отовсюду обрушивается так много, что возникает огромный соблазн… дистанцироваться от этого вала в своем комфортном интернет-окружении.Ни учитель, ни старшее поколение в семье за редким исключением не имеют сегодня рецепта эффективного противодействия этой современной напасти. В итоге уже не первый год наблюдаем, как угрожающе растет процент старшеклассников, испытывающих огромные сложности с формулированием мысли, не имеющих представления о многообразии окружающей действительности.Информационная грамотность – умение осознанно, критически и творчески использовать получаемую информацию, для того чтобы работать, учиться, полноценно проводить досуг, участвовать в жизни общества. Как не утонуть в современном потоке картинок и сообщений? Где обрести навыки уверенного ориентирования в многообразии медиа, то есть разного рода каналах информации? Этим занимаются специалисты медиаобразования, компетенции которых сегодня все более востребованы как в профессиональных кругах педагогов и воспитателей, так и в корпоративной среде: службы по работе с персоналом различных компаний уже ощутили остроту этой проблемы в новой генерации офисных работников.В ходе Школы медиатьюторов, которая недавно прошла в Москве, состоялся обстоятельный разговор об алгоритмах работы по формированию информационной грамотности с различными целевыми аудиториями, прежде всего с преподавателями и родителями. И тем и другим, убеждена зав. кафедрой ЮНЕСКО, президент Ассоциации специалистов медиаобразования Ирина Жилавская, необходимо владеть приемами своевременного выявления и последующего развития информационных потребностей ребенка – подростка – юноши. По ее мнению, не стоит слишком полагаться на технические средства родительского контроля. Гораздо надежнее своевременно рассказать ребенку о том, что он может встретить в Интернете, и помочь ему развить критическое мышление, научить сортировать информационный поток на хороший и плохой, нужный и ненужный.Неудивительно, что интерес к соответствующей методике в последнее время стал активизироваться, отмечает зам. директора московского лицея №1547 О.Н.Курочкина. В этом лицее создана собственная лаборатория медиаобразования, где в течение минувшего учебного года проведен цикл обучающих мероприятий, включая упомянутую Школу медиатьюторов.Программа подготовки преподавателей, конечно, существенно отличается от соответствующего курса, нацеленного на мам и пап. Между прочим, во многих европейских странах медиаобразование уже не первое десятилетие является обязательным школьным предметом. Например, в Австрии со второго класса занятия по медиаобразованию (Medienerziehung) начинаются не только у учеников, но и у их родителей. Им дают определенные знания и методику работы с детьми дома: как контролировать телепросмотры, сколько времени можно тратить на Интернет и компьютерные игры, сколь важна маркировка медиаконтента и т. д. Для этого у них изданы и специальные учебные пособия: родителей учат выбирать вместе с детьми те телепередачи, которые для них будут интересны, обсуждать с ними то, что они посмотрели, выполнять правила, которые необходимы.Кстати, о правилах. Если в доцифровую эпоху главная забота по части медиапотребления заключалась в том, чтобы дети дозированно смотрели телевизор и находили время на игры на свежем воздухе и встречи с друзьями, то сегодня пребывание в виртуальной реальности таит в себе немало рисков. Их спектр достаточно широк – от просмотров нежелательного контента и неконтролируемой траты денег до онлайн-домогательств и кибербуллинга (травли в Сети).Сегодня приходится быть готовыми к тому, что любое интернет-соединение может позволить человеку на другом конце получить доступ к вашей личной информации, такой как имя, возраст, адрес и так далее. Ваш ребенок может невольно раскрыть эту информацию людям, которых совершенно не знает. Тем более что большинство сайтов с бесплатными играми запрашивают именно эти данные.В ходе Школы медиатьюторов прозвучали ключевые рекомендации в адрес старшего поколения в семье. Оказывается, во избежание возможных проблем (в том числе и речевых) очень важно просто… больше разговаривать с ребенком. Исследуйте различные приложения вместе, обсудите, какому возрасту они подходят и почему. Убедитесь, что ребенок чувствует себя частью дискуссии. Покажите ему, как работают программы-защиты, как действуют параметры конфиденциальности, а также убедите его в том, что он всегда может поговорить с вами, если чувствует себя некомфортно. Скажите, что вы всегда готовы помочь ему, если он столкнется с онлайн-издевательствами и кибербуллингом…Леонид БАРКОВ, Центр медиаинформационной грамотности

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте