Одним из важных направлений модернизации среднего образования является введение профильного обучения в старших классах.
Основными целями профильного обучения являются:
– создание условий, необходимых для дифференциации содержания обучения с учетом интересов, склонностей и способностей старшеклассников,
– создание возможностей для построения учащимися индивидуальных образовательных программ,
– обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием.
Реализация этих целей, записанных в разработанной концепции профильного обучения, возможна при решении ряда задач, а именно создание базовых и профильных УМК и подготовка учителей, способных работать в условиях профильного обучения.
Базовые и профильные УМК должны разрабатываться на основе содержания образовательных минимумов базового и профильного уровней обучения, учитывать содержание примерных и авторских программ базовых, профильных и элективных курсов.
Содержание базовых и профильных УМК должно быть преемственным к содержанию учебных комплектов основной школы, а также учитывать особенности содержания среднего и высшего профессионального образования по профилю обучения. Создание системы предпрофильного обучения поможет в подготовке учащихся к более осознанному выбору профиля обучения и последующей профориентации.
Исходя из уже имеющегося опыта и практики создания УМК для базовых и профильных курсов можно сказать, что учебники и учебные пособия для базовых курсов находятся в тесной взаимосвязи с уже имеющимися учебниками основной школы. Законченные линии учебников для основной школы продолжаются в средней школе в качестве базовых. И именно такой подход нам представляется наиболее правильным и жизнеспособным, так как в этом случае единый авторский коллектив обеспечивает хорошую преемственность как по содержанию, так и по методике обучения. Примерами могут служить учебники для 10-11-х классов, авт. А.Г.Кутузов, О.С.Габриелян, Н.С.Пурышева, Н.И.Сонин и др.
Есть и иной вариант создания учебников для профильного обучения. При этом базовые учебники как бы надстраиваются над уже готовыми линиями учебников других авторов, подготовленных для основной школы. В этом случае говорить о наличии преемственности между курсами основной школы и базовыми можно с большой натяжкой.
Анализ существующего положения с учебниками для обеспечения профильного уровня обучения показал, что эти учебники в основном создаются на основе уже существующих базовых. При этом не всегда можно говорить о новом качестве учебника, подготовленного для профильного уровня обучения по сравнению с учебником для базового уровня обучения. Изменения не носят концептуального характера, меняющего структуру и методический аппарат учебника. Включаются новые разделы и темы, существенно увеличивающие объем учебного материала и не влияющие на общий качественный уровень обучения.
Издательство «Дрофа» ведет целенаправленную работу по созданию УМК, обеспечивающих реализацию профильного обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. Подготовлены программы и учебники для базового и профильного уровней обучения, а также учебные пособия и программы для разнообразных элективных курсов. Готовятся программы и учебные пособия для предпрофильного обучения. Создаются разнообразные наглядные пособия. Более подробно с продукцией издательства, подготовленной для реализации предпрофильного и профильного обучения, можно познакомиться в каталогах, подготовленных по всем школьным предметам.
Российская академия образования проводит эксперимент и изучает опыт введения профильного обучения в школах России. Школы работают на основе примерных учебных планов, предложенных Концепцией профильного обучения и стандартом среднего общего (полного) образования. Результаты эксперимента показывают, что основное учебное время используется на изучение предметов базового уровня. Достаточно широко используются при обучении и элективные курсы. Однако следует заметить, что внедрение в учебный процесс исследовательской деятельности, использование методов проектной деятельности, практической и экспериментальной деятельности нуждается в совершенствовании. Слабое развитие современных методов обучения в старших классах связано в основном с плохой материальной базой и недостаточной оснащенностью предметных кабинетов. Реализация национальных проектов образования дает надежду на то, что профильное обучение получит и необходимые УМК, наглядные пособия и учебное оборудование для организации самостоятельной исследовательской деятельности.
В настоящее время получили развитие такие профили, как гуманитарный, физико-математический, социально-экономический. Их доля составляет почти 70%.
При этом прослеживается зависимость между содержанием профильных уровней обучения и содержанием тестов, предлагаемых в ходе единого государственного экзамена. Происходит завышение требований по уровню обучения по сравнению с базовым. По-видимому, необходимо дифференцировать и контрольно-измерительные материалы по ЕГЭ, выделяя ЕГЭ соответствующего профиля.
Проблем с развитием профильного обучения много, и их необходимо решать, но очевидно, что именно это направление модернизации образования является наиболее перспективным. Создание необходимого УМК для профильного обучения и укрепление материальной базы школы в целом поможет развитию и становлению профильных и многопрофильных образовательных учреждений. Профильное обучение даст возможность выйти на обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам. Это позволит более широко использовать современные методы обучения, включая самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся в области знания, связанной с будущей профессией.
Владимир СИРОТИН, главный редактор издательства «Дрофа»
«Дрофа» предлагает для профильного образования следующие учебники и пособия:
Русский язык
Профильный уровень
«Русский язык. 10-11 классы». В.В.Бабайцева, «Русский язык. Риторика. 10-11 классы». А.К.Михальская
Элективные курсы
«Русская речь. Развитие речи.10 класс». Е.И.Никитина. «Русский язык. Слитно? Раздельно? Через дефис. 9 класс». С.И. Львова. «Практикум по стилистике русского языка». О.А.Мазнева, И.М.Михайлова.
Литература
Базовый уровень
«В мире литературы. 10-11 классы». А.Г.Кутузов. «Русская литература XIX века. 10 класс». В.В.Агеносов и др. «Русская литература XX века. 11 класс». В.В. Агеносов и др.
«Литература. 10-11 классы». Т.Ф.Курдюмова.
«Русская литература для 10-11 классов национальных школ с родным (нерусским) языком обучения». М.В.Черкезов и др.
«В мире литературы. 10-11 классы». А.Г. Кутузов. «Русская литература. 10-11 классы». Г.А. Обернихина.
«Зарубежная литература. 10-11 классы». Н.П.Михальская.
«Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы», «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста. 10-11 классы». Учебное пособие. Е.А. Зинина. «Сравнительное изучение русской и англоязычной литературы. 11 класс». Учебное пособие и методические рекомендации. А.В.Леденев, Т.В.Леденева. «Современный отечественный литературный процесс. 11 класс». Учебное пособие. Т.Г. Кучина. «Литература русского зарубежья». Учебное пособие. В.В. Агеносов.
«Слово – образ-смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы». Учебное и методическое пособие. В.Ф. Чертов.
Биология
«Биология. Общая биология. 10-11 класс. Базовый уровень». В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова.
«Биология. Общая биология. 10 класс. Профильный уровень». В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И. Сивоглазов, Е.Т. Захарова. «Биология. Общая биология. 11 класс. Профильный уровень». В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И. Сивоглазов, Е.Т. Захарова.
«Клетки и ткани». Д.К.Обухов, В.Н. Кириленкова. «Биология растений, грибов, лишайников». И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов. «Естествознание». Л.Н. Харченко. «Программы элективных курсов», «Программы элективных курсов. 6-9 классы. Предпрофильный уровень. Сборник. 10-11 классы». «Профильный уровень. Сборник 1,2,3».
География:
«Геоэкология. 10-11 классы». Л.Л. Розанов, «Природопользование. 10-11 классы». Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина.
«Глобальная география. 10-11 классы». Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров, «Геология. 10-11 классы». Н.В. Короновский.
ОБЖ
«Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс». В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский.
«Основы безопасности жизнедеятельности.11 класс» В.В.Марков, В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский.
Технология
Элективный курс
«Технология. Машинопись в редакторе MS-WORD. 10-11классы». Е.А. Звонарева, Н.О. Курганова.
Английский язык
«Туризм. 10-11 класс. Ученое пособие». Л.В. Кнодель, «Вводный курс делового письма. 10-11 класс». Учебное пособие плюс метод.
USA 10-11 класс. Учебное пособие (выйдет во II кв. 2008). Л.В.Кнодель.
Mass Vedia. 10-11 класс. Учебное пособие (выйдет в III квартале 2008 год). Л.В. Кнодель.
Great Britain. 10-11 класс. Учебное пособие. Л.В. Кнодель (выйдет в I кв. 2008).
Французский язык
«Франция, которую я люблю. 10-11 кл.». Учебное пособие. О.М. Козаренко.
«Французская провинция. 10-11 кл.». Учебное пособие. О.В. Фролов.
«Вводный курс делового письма. 10-11 кл.». Учебное пособие (выйдет во II кв. 2008). Е.Л. Туницкая.
«Элективный курс французской литературы.10-11 кл.». Учебное пособие (выйдет в III кв. 2008), Е.Я. Григорьева, Ю.Горбачева.
«Франция. Туризм». Учебное пособие (выйдет в III кв. 2008). Е.Я. Григорьева.
«Наука и жизнь». Учебное пособие (выйдет в IV кв. 2008). Е.Я. Григорьева.
История
«История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс». Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко.
«История России. XX – начало XXI века. 11 класс». А.Ф. Киселев, В.П. Попов.
«Россия и мир. 10 класс». О.В. Волобуев и др.
«Россия и мир. 11 класс». О.В. Волобуев и др.
«История России с древнейших времен до конца XVII века». 10 класс. Н.И. Павленко, И.Л. Андреев.
«История России. XVIII-XIX века». 10 класс. И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская.
«Мир в XX веке. 11 класс». Под редакцией О.С. Сороко-Цюпы.
«Программы». М.В. Пономарев и др.
«Религии мира». М.В. Пономарев и др.
«Политическая идеология в XX веке». М.В.Пономарев и др.
Обществознание
«Обществознание. 11 класс». А.Ф. Никитин.
«Обществознание.11 класс». А.Ф. Никитин.
«Основы права. 10-11 классы». А.Ф.Никитин.
«Программы элективных курсов. Обществознание. Литература. Экономика». Т.О.Догаева, С.К.Семенина.
«Основы делового общения. 10-11 классы». С.Ф.Сизикова.
«Становление гражданского общества. Исторические истоки. 10-11 классы». А.Я. Юдовская, С.А. Морозова.
«Человек. Общество. Мир. 10-11 классы». А.П. Логунов, О.И.Волошина, А.Б.Шатилов, А.В. Юдельсон.
Мировая художественная культура
«Мировая художественная культура.10 класс». Г.И. Данилова.
«Мировая художественная культура.11 класс». Г.И. Данилова.
Математика
«Алгебра и начала анализа. 10 класс». Г.К. Муравин.
«Алгебра и начала анализа.11 класс». Г.К. Муравин.
«Алгебра и начала анализа. 10 класс». М.И. Башмакова.
«Геометрия. 10-11 классы». И.Ф. Шарыгин.
«Математика. 10 класс». В.Ф. Бутузов.
«Алгебра и начала анализа. 10 класс», ч.1 учебник, ч.2 задачник. Г.В. Дорофеев, Л.В. Кузнецова, Е.А. Седова.
«Алгебра и начала анализа.11 класс», ч.1 учебник, ч.2 задачник. Г.В. Дорофеев, Л.В. Кузнецова, Е.А. Седова.
«Геометрия. 10 класс», ч.1 учебник, ч.2 задачник. Е.В, Потоскуев, Л.И. Звавич.
«Геометрия. 11 класс» ч.1 учебник, ч.2 задачник. Е.В. Потоскуев, Л.И. Звавич.
«Замечательные неравенства». 10-11 классы. С.А. Гомонов.
«Логические основы математики». 10-11 классы. А.Д, Гетманова.
Информатика
«Информатика и ИКТ». 8 класс. Ю.А. Быкадоров.
«Информатика и ИКТ». 9 класс. Ю.А. Быкадоров.
«Flash 5». 10-11 классы. М.П. Боршуляк.
«Технология создания сайтов». 10-11 классы. А.В.Хуторский, А.П. Орешко.
Химия
«Химия. 10 класс». О.С. Габриелян.
«Химия. 11 класс». О.С. Габриелян.
«Химия». 10 класс». В.В. Еремин, А.А.Дроздов, Н.Е. Кузьменко, В.В.Лунин.
«Химия. 10 класс». О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев,
В.И. Теренин.
«Химия. 11 класс». О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова.
Физика
УМК Касьянова
1. «Физика.10 класс». В.А. Касьянов.
2. «Физика.11 класс». В.А. Касьянов.
УМК Пурышевой
1. «Физика. 10 класс». Н.С. Пурышева, Н.С. Важеевская, Д.А. Исаев.
2. «Физика. 11 класс». Выходит в 2008 году. Н.С. Пурышева, Н.С. Важеевская, Д.А. Исаев.
УМК Мякишева
1. Под редакцией Г.Я. Мякишева
«Физика. Механика.10 класс».
2. «Молекулярная физика. Термодинамика. 10 класс». Г.Я.Мякишев, А.З.Синяков.
3. «Электродинамика .10-11 классы». Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков, Б.А. Слободская.
4. «Оптика. Квантовая физика.11 класс». Г.Я. Мякишев, А.З.Синяков.
УМК Чижова – Ханнанова
1. «Физика.10 класс». Г.А. Чижов, Н.К. Ханнанов.
2. «Физика.11 класс». Выходит в 2008 году. Г.А.Чижов, Н.К.Ханнанов.
Комментарии