Наставничество – это прежде всего искусство, и здесь поэтому особое чутье, граничащее с интуицией, чувство меры и особенностей материала играют очень важную роль.
Виктор Сорока–Росинский
Когда мы слышим слово «наставничество», можно предположить, что это современное модное слово, однако это не так. Первым профессиональным наставником, ментором, давшим имя всем будущим поколениям наставников, был древнегреческий герой Ментор, друг Одиссея, которому тот поручил воспитание своего сына Телемаха на время путешествия в Трою. С тех пор в течение многих сотен лет наставничество применялось главным образом по отношению к подрастающему поколению.
Миссия Года педагога и наставника – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Не случайно в 2018 году был утвержден национальный проект «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого»). Наставничество играет одну из ведущих ролей в его реализации. По статистике, к 2024 году не менее 70% педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.
Наставничество – это инвестиция в долгосрочное развитие организации. В школе №538 имени С.В.Гришина реализуются модели наставничества «учитель – учитель», «учитель – молодой специалист», «учитель – ученик». Потребность в наставнике и наставничестве появилась в связи с тем, что в школу пришли молодые педагоги, и опытные педагоги готовы открыть дверь в профессию, делиться опытом, сотрудничать и поддерживать начинающих учителей. Ведь молодым специалистам необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, развитии профессиональных умений и навыков, в реализации функциональных обязанностей педагога.
Взаимодействие коллег, обмен эффективными педагогическими практиками – один из главных этапов наставничества для молодых коллег. Педагоги используют активные методы работы с молодыми специалистами (форсайт-сессии, взаимопосещение уроков (обязательно с саморефлексией), тематические педсоветы, мастер-классы, открытый диалог с директором), реализуют разнообразные межпредметные связи, например: русский язык, литература и история, обществознание и география, информатика на уроках английского языка. И всегда готовы делиться опытом при проведении уроков по своему предмету.
Молодые педагоги школы №538 признаются, что невозможно успешно учить современных школьников, если в это же время не учишься усердно сам. Наставничество – процесс долгий и трудоемкий. Как найти наставника, каким он должен быть? Он никогда не будет учить тому, что не пережил сам, потому что должен быть честен с собой. Его дела и слова – единое целое.
Елена СТАРШИНИНА, Анна ЧАЛДЫШКИНА, Анна РОМАНЕЦ, учителя английского языка школы №538 имени С.В.Гришина
Досье
Анна ЧАЛДЫШКИНА:
– Я использую на уроках английского языка различные метапредметные приемы и методы. Один из них – «Схемы фишбоун» («рыбий скелет»), представляющий собой графическое изображение, помогающее наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов. В голове скелета находится проблема или определенная тема. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. В хвосте вывод. Так, на уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Living in the countryside or in the town» предлагается актуальная проблема преимуществ и недостатков жизни в деревне и городе. Она обозначается в голове скелета, на верхних косточках учащиеся записывают преимущества, на нижних – недостатки. В хвосте схемы записывается вывод. Данный прием можно использовать и на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ. Например, при создании сочинения по теме «Дружба»: голова рыбы, верхние кости – аргументы из литературных произведений, нижние кости – аргументы из жизни, хвост – вывод.
Елена СТАРШИНИНА:
– Часто использую на своих уроках упражнение «True – False» («Верю – не верю») для проверки грамматических навыков. Учитель зачитывает вопросы по изучаемой теме. Например: «Слово often является указателем прошедшего времени». Ученики должны записать, правдива данная информация или нет. Данный прием можно использовать на уроках литературы, истории, когда необходимо проверить знание содержания текста или даты исторических событий.
Анна РОМАНЕЦ:
– Рекомендую молодым педагогам применять модель урока «перевернутый класс», при которой самостоятельное выполнение учебных заданий предшествует деятельности учащихся в классе. Мне нравится метод «шесть шляп». Это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста) и выявить разные точки зрения и оценки посредством игровой деятельности. Этот метод применим не только при работе с текстом на английском языке, но и на уроках литературы и обществознания.
Комментарии