В творчестве детей, как в зеркале, отражается окружающий мир, равно как и личность их учителя. Приведенные ниже сказки были придуманы в разные годы учениками Василия Александровича Сухомлинского. На стиль написания и на сам дух этих миниатюр повлияли занятия, проводимые знаменитым педагогом в “комнате сказок”. Фольклор современных городских школьников младших классов существенно отличается от приводимых ниже текстов. Однако напоминание о В.А. Сухомлинском может быть полезным для наших читателей.
ХВАСТЛИВАЯ РОЗА
Зацвела красная роза. Хвалится красная роза: я лучше солнца. А солнышко и спряталось за небосклон. Наступила ночь. Роза посерела. Без солнышка все серое.
(Елена М., 1-й класс).
ВОРОНЬЯ ШКОЛА
Старый ворон открыл в лесу школу. Для всех птичек. Привели своих малышей сороки, аисты, дятлы, жаворонки. Старый ворон открыл книгу и сказал: каррр… Ему хотелось, чтобы все птицы так говорили: каррр… Но каждый птенец пел по-своему. Ничего не вышло из вороньей школы.
(Николай С., 1-й класс)
ЛЕСНЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ
Зацвели цветы – лесные колокольчики. В каждом цветочке маленький молоточек. Как только повеет ветерок, молоточек прикасается к лепесткам и звонит. Плывет звон по лесу.
(Валя Щ., 1-й класс)
ИСКОРКИ СОЛНЦА
Рано утром жаворонок вылетел из гнезда и взлетел высоко в небо. Запел жаворонок. А из гнезда смотрят птенцы. Видят они, на крылышках у матери горят солнечные искорки. Просят они маму: принеси и нам искорку. А она и говорит: вырастете, взлетите в небо, сами принесете искорку солнца на землю.
(Виталий В., 1-й класс)
СОВА И ПОДСОЛНЕЧНИКИ
Летела ночью сова и залетела на подсолнечники. Слышит, цветы между собой говорят: скоро взойдет солнышко, будет хорошо. Удивилась сова: зачем им солнышко? Ведь в темноте так хорошо.
(Александр Ф., 1-й класс)
КРОЛИК И ЗАЙЧИК
Выбежал Кролик из клетки погулять. Гуляет на огороде. Видит Кролик Зайчика. Грызет Зайчик мерзлый кочан капусты. Кролику стало жаль Зайчика. Зовет он: идем, Зайчик, ко мне в клетку. Там сладкая морковь, белая капуста, свекла. А Зайчик отвечает: лучше буду есть кочан на воле, чем грызть сладкую морковку в клетке.
(Лариса Ш., 2-й класс)
КАК ВОРОБЕЙ И ЛАСТОЧКА ПОМЕНЯЛИСЬ ГНЕЗДАМИ
Понравилось Воробью ласточкино гнездо. “Поменяемся, Ласточка, гнездами”, – говорит Воробей. Поменялись. Сидит Воробей в ласточкином гнезде. Душно ему там, темно. Зачирикал Воробей – и чириканья не слышно. А Ласточке в воробьином гнезде холодно. Солома трещит, в глаза сыплется. Думает она: как же здесь мои птенцы жить будут? А Воробей думает: как же здесь воробьята жить будут? Им же душно здесь будет. Подумали, подумали Ласточка и Воробей и вернулись в свои гнезда.
(Наташа Б., 2-й класс)
БЕРЕЗОЦВЕТ
В маленькой норке под березой живет Березоцвет. Это маленький мальчик с синими глазами и белыми волосами. Зимой он спит на пушистой подушке из травы. А как только пригреет ясное солнышко, пробуждается. Берет ведерко с белой краской, щеточку маленькую-и идет красить березы. Чтобы чистые, белые, красивые были. Красит Березоцвет березы и поет. Его песенка похожа на тихий шелест берез.
(Ваня Я., 2-й класс)
НИНА И ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОГРАНИЧНИК
У девочки была кукла – маленькая подружка Нина. Девочка любила играть с куклой, но не жалела ее. Однажды она неосторожно положила ее на столик и Нина больно стукнулась головкой. Но Нина даже виду не подала, что ей больно.
А на краю столика стоял маленький Железный пограничник. Он видел, как девочка стукнула куклу, и ему стало больно за Нину. Железный пограничник нахмурил брови, но тоже ни слова не сказал.
Рано утром девочка закапризничала. Она прижала Нину к груди, но потом швырнула ее так, что у куклы треснула рука. Нина лежала, потеряв сознание. У Железного пограничника сжались пальцы в кулаки. Глаза его стали суровыми. Из них капнули две слезы. Но слез никто не видел. Железный пограничник стоял суровый и благородный: еще придет час и он вступится за Нину.
(Нина Л., 3-й класс)
В.А. Сухомлинский,
Родина в сердце.
Комментарии