search
main
0

Комната чудес. Путешествие в мир положительных эмоций

Что характерно для нынешних детей? Многие скажут – повышенная возбудимость, тревожность. И будут правы. Причина – убыстряющийся темп жизни, ее проблемы, информационное давление на психику. Все педагоги отмечают эту особенность поведения детей. Оставлять это без внимания нельзя, надо что-то делать. Для этого придумана сенсорная комната, появившаяся в некоторых школах.

Сенсорная комната – это волшебный мир, попадая в который ребенок или взрослый, не подозревая того, получает мягкую коррекцию психологического состояния, снимается стресс, появляется возможность расслабиться, гармонизировать свой внутренний мир. Мы воспринимаем информацию, приходящую из окружающего нас мира, с помощью органов чувств (обоняния, осязания, зрения, слуха, вестибулярных рецепторов, тактильных ощущений), и она передается в центральную нервную систему, что является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие поведения и психики… На протяжении всей жизни наш мозг нуждается в стимуляции, но если мы ее не получаем, то появляется другой источник стимуляции – это гнев, агрессия, самоагрессия и др. Порой нам надо расслабиться и отключить мозг, то есть войти в состояние так называемого безмыслия (без участия интеллекта, только опираясь на чувства и ощущения), и в этом также незаменима сенсорная комната.Таким образом, можно сказать, что при этом выполняются три главные функции: стимуляция психической активности, релаксация, снятие напряженности и стресса, создание основы для развития высших психических процессов (внимания, речи, памяти, восприятия, воображения, мышления).Нужна ли сенсорная комната в школе и кто ее основные пользователи, сенсорная комната рассчитана только на детей-инвалидов? Это одни из часто задаваемых вопросов.В последнее время мы часто слышим термин «гиперактивность», и не только от врачей, но и от родителей и педагогов. Современных детей все чаще называют цифровым поколением, потому что они кардинально отличаются от своих сверстников конца прошлого века. Они более возбудимы, ими сложнее управлять. Ребята более интеллектуально развитые, но при этом и более инфантильные, они мало что умеют делать руками и не отличаются усидчивостью, не могут сосредоточиться. Как-то на консультацию пришли родители такой девочки, она была импульсивна, эгоцентрична, порой проявляла агрессивность. Знакомство с сенсорной комнатой она восприняла, как говорится, на ура, здесь мягкая мебель – можно по ней прыгать, сухой бассейн – можно кувыркаться, а с песком вообще можно устраивать салюты, она хотела делать все сразу. И вот постепенно, шаг за шагом, от занятия к занятию, мы учились расслабляться, так как в процессе релаксации при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, ароматерапия, сухой бассейн, светящийся душ) ребенок успокаивается, нормализуется мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снимаются проблемы эмоционально-волевой сферы. А в ходе арт-терапевтических занятий (песочная терапия, акваанимация) мы научились самостоятельности и самодостаточности – она научилась сама выбирать, что ей делать – создавать рисунки или играть, а не браться за все сразу. Мы встречались с этой девочкой раз в неделю на протяжении полугода, и вот к концу наших занятий она уже самостоятельно придумывала наши сценарии занятий, стала спокойнее, рассудительнее, а со слов родителей («мы живем в мире положительных эмоций»), в семье отношения стали заметно конструктивнее, прекратились истерики, требования беспрекословного выполнения всех желаний, ушли упрямство, импульсивность.Наша школа с 2011 года работает по программе инклюзивного образования «Доступная среда», а сейчас еще и появилась эта волшебная комната, в которой также проходят индивидуальные занятия с детьми с ограничениями по здоровью и инвалидностью. Теперь они выходят из своих домов и имеют возможность учиться, общаться со сверстниками в школе. На занятия к нам ходит такая девочка, у нее очень низкая самооценка, она крайне тревожна. Как она говорит: «Я попадаю в волшебную сказку, в которой все звучит, переливается, манит, помогает расслабиться… Я чувствую себя защищенной и спокойной, появляется уверенность в себе». А ведь это самое главное, чего мы с ней достигли на наших занятиях! Сегодня наша милая подопечная выступает на сцене, учит нас рисовать на песке. А в следующем учебном году мы думаем провести мастер-класс с ее участием для сверстников по технике песочной анимации.Безусловно, сенсорная комната в школе – это не только инструмент сопровождения инклюзивного образования, но и метод коррекции психологического состояния всех участников образовательного процесса – детей, учителей, родителей.Учителя тоже испытывают проблемы – так называемый синдром эмоционального выгорания. Это показывают результаты психологической диагностики, которую мы регулярно проводим среди учителей. Что касается детей, можно отметить следующее: первоклас­сники, приходящие в школу, на 45% имеют проблемы с моторикой, у трети ребят диагностируется нарушение звукового произношения, а у половины из них наблюдаются трудности с речью и письмом. Коррекция развития познавательных процессов во время учебы идет достаточно медленно, объем памяти, характерный для возрастной нормы, диагностируется у 39% обучающихся. Каждый год увеличивается количество ребят, имеющих дефицит внимания и активности, достаточно высок уровень тревожности. У выпускников на фоне экзаменационного стресса возрастает процент психосоматических заболеваний. Подобная статистика характерна для сегодняшней школы не только у нас, а по всей России.Социально-психологическая служ­ба школы им. В.М.Комарова организует работу сенсорной комнаты по следующим направлениям:√    развивающие занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы и высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения), а также на достижение психоэмоциональной разгрузки, восстановление/поддержание психологического здоровья;√    психотерапия широкого спектра психологических проблем;√    психокоррекция нарушенного поведения, эмоциональной сферы – синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), агрессивное поведение, вспыльчивость, замкнутость, неуверенность в себе, пассивность, страхи;√    нейропсихологическая коррекция школьных проблем (неуспеваемость, отсутствие познавательного интереса, учебной мотивации).В этом нам помогает специальное оборудование, заказано также новое.Один из центральных элементов любой сенсорной комнаты – воздушно-пузырьковые колонны (трубки) и расположенные за ними зеркала, значительно усиливающие визуальный эффект. Они сочетают в себе как внешний эффект, так и множество полезных функций: это и зрительная стимуляция, и релаксация, и стимуляция тактильных ощущений (держась руками за трубку, ощущаешь приятную легкую вибрацию).Большое количество элементов сенсорной комнаты – ковер, потолок, панно, «дождь» – выполнены с использованием современных материалов, оптических волокон. Все это используется для привлечения, стимуляции и поддержания внимания, исследовательского интереса и двигательной активности, а также они создают радостную атмосферу праздника. Для релаксации, зрительной и звуковой стимуляции, являющейся полезной как детям, так и взрослым, пожилым людям и людям с ограниченными возможностями, мы заказали сухой вибромузыкальный бассейн.Заказанные мягкие психотерапевтические кресла-трансформеры, пуфики для расслабления спины будут использоваться для мышечной релаксации и профилактики психосоматических заболеваний. Для развивающих занятий, нейропсихологической коррекции школьных проблем заказаны светозвуковые столы для рисования песком и столы для акваанимации. Они помогают развитию моторики, мышления, воображения, речи, памяти, способствуют расслаблению ребенка. Специалисты установили, что при этом происходит развитие левого и правого полушарий и как следствие целостного, рационального и творческого мышления.В последнее время мы часто слышим термин «гиперактивность», и не только от врачей, но и от родителей и педагогов. Современных детей все чаще называют цифровым поколением, потому что они кардинально отличаются от своих сверстников конца прошлого века.Учителя тоже испытывают проблемы – так называемый синдром эмоционального выгорания. Это показывают результаты психологической диагностики, которую мы регулярно проводим среди учителей.Отзывы учителей и родителей«Как хорошо, когда в школе есть такая комната, где можно отвлечься от проблем, снять тревожность. Считаю, что опыт работы школьного психолога необходимо распространять и на другие образовательные организации».Т.В.Дюбанова, заместитель директора щелковской школы №1«Сенсорная комната – помощник для психологов и педагогов. В школе имени В.М.Комарова умело используют эту помощь. В этом смогли убедиться педагоги нашего региона, побывав на семинаре и оказавшись участниками мастер-классов на базе сенсорной комнаты».Л.В.Ножечкина, научный сотрудник НМЦ педагогической рискологии АСОУ«Спасибо Злате Борисовне за помощь! Ваша комната – чудо! Сынишка долго находился под впечатлением. Просит сводить его к вам снова».О.Ю.Сложенкина«Как хочется оградить своего ребенка от тревожных мыслей, от неуверенности в своих силах. С вашей помощью, с использованием методик работы в сенсорной комнате у нас все получилось!»О.Н.Карина, мама выпускницы​Людмила ПУЛЯЕВА, заместитель директора, Злата ВАЛЬКОВА, психолог, школа им. В.М.Комарова, Звездный городок

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте