Ученическое самоуправление создает благоприятные условия для гражданского воспитания школьников. За годы учебы ребятам важно попробовать самые разные роли: организаторов клубов, творческих объединений, ассоциаций, руководителей и корреспондентов телевидения, радио, газет, избирателя и избранного в руководящие органы. Почувствовать себя людьми, от которых многое зависит.
Самоорганизация – основа самоуправления. Она открывает перед учениками возможность естественного вхождения в систему гражданских отношений в обществе. Только в таких ситуациях у школьников вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, закрепляются умения. С одной стороны, брать на себя ответственность и определенные обязательства и выполнять их, с другой – подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. Соотносить личные интересы с групповыми и общественными. В сообществе ровесников, где взаимодействие строится на равных, где реальный статус надо заслужить (а не получить из рук учителя) и уметь постоянно поддерживать, подросток вырабатывает необходимые как на сегодня, так и в будущей взрослой жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. А сознание принадлежности к коллективу, солидарности с другими детьми дает ребенку чрезвычайно важное чувство эмоциональной уверенности, психологической устойчивости, развивает чувство ответственности за себя и других.
Вместе с тем допускаются педагогические ошибки, которые тормозят этот процесс, а иногда вызывают негативные результаты. Например, при выборах школьного парламента «демократическим путем» в его состав попадают старшеклассники с явно выраженным отрицательным лидерским потенциалом. Директор в ужасе: «Что делать? Как быть с таким парламентом?» Возникают и другие, более радикальные вопросы: «А нужно ли нам ученическое самоуправление?» и т.п.
Нужно еще на стадии проектирования той или иной модели предусмотреть возможные «риски» и, изучив имеющийся опыт, предпринять определенные шаги, чтобы избежать серьезных педагогических ошибок. Именно об этом хотим повести разговор, уважаемый читатель. Это, можно сказать, дружеский совет специалистов. Мы постарались обобщить различные материалы, полученные как в процессе личного общения, так и с помощью интернет-сайтов, а также собранные в ходе анкетирования, интервью, анализа педагогических источников и т.д.
Мы не претендуем на истину в последней инстанции, но все же полагаем, что сможем помочь вам создать или обновить уже имеющуюся модель без серьезного «педагогического брака», от которого, к сожалению, никто не застрахован. Все описанные ошибки сопровождаются конкретными рекомендациями. Мы можем только предостеречь вас, что мы и делаем с помощью данной статьи.
Собранные нами ошибки систематизированы в три группы. Первая названа «Тотальные педагогические ошибки», вторая – «Принципиальные организационные ошибки», третья – «Частные методические ошибки». В первой анализируем более серьезные просчеты, которые приводят к искажению педагогической сути ученического самоуправления, к его деформации и отторжению как учительским, так и ученическим коллективом. Вторая группа – это серьезные недочеты, которые могут привести к частичному искажению идеи самоуправления, но оно будет функционировать, давая определенный воспитательный эффект. Третья группа представлена «промахами», которые, в принципе, могут и не отразиться на деятельности вашей модели, но тем не менее их последствия также могут быть достаточно болезненными.
«Тотальные»
1-т. Смешение организационных форм детской активности: детской общественной организации и ученического самоуправления. Часто ученическое самоуправление подменяется детской общественной организацией. Сказывается влияние прошлого опыта, когда в советской школе всеми делами, в том числе в области управления школой, занимались комитет комсомола и совет пионерской дружины. Но сегодня, когда нет (не должно быть) единой для всех детей общественной организации, тем более внутри школы, ученическое самоуправление стало самостоятельным социально-педагогическим феноменом. Ученическое самоуправление – это другое педагогическое явление, которое может и должно быть автономным. Оно существует на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», а детские общественные организации опираются на Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях». Законодатель разделил эти две формы детской активности, поэтому нам не следует противоречить требованиям законов.
Рекомендации:
Внимательно изучите положения Закона Российской Федерации «Об общественных объединениях», которым регулируется деятельность детской общественной организации, а также Закона Российской Федерации «Об образовании», где провозглашен принцип самоуправления школы, в том числе и с участием школьников.
Создавая ученическое самоуправление, соблюдайте принцип равных возможностей для тех школьников, кто не является членом детской общественной организации.
Рассматривайте детские общественные организации в качестве основных партнеров в развитии ученического самоуправления.
2-т. Изоляция органов ученического самоуправления от других субъектов самоуправления, то есть педагогического и родительского. Это еще одна ошибка, тесно связанная с предыдущей, когда школьников, ставших активом ученического самоуправления, изолируют или они сами замыкаются на своих делах и проблемах. Этот синдром особенно часто встречается в тех случаях, когда ученическое самоуправление только начинает свой путь. Ребята-активисты хотят полной власти, а педагогический коллектив не готов к этому. Учителя не понимают, что только при постоянном конструктивном взаимодействии с другими «ветвями» самоуправления «власть и дело» ученического самоуправления оказываются той благоприятной средой, в которой может вырасти самоуправление, способное увлечь большинство подростков.
Спокойно и методично добивайтесь постоянного взаимодействия всех ветвей самоуправления.
Сформируйте объединенные органы самоуправления, где должны быть представлены и ученики, и учителя, и родители.
Чаще проводите совместные дела, в которых могут принимать участие все три субъекта самоуправления.
Активнее привлекайте на свою сторону родителей. Через них вы сможете косвенно повлиять на детей.
3-т. Восприятие ученического самоуправления только как игры в День дублера. Это наиболее типичное заблуждение, подтверждение которому мы находим во время проведения систематического анкетирования школьников различных регионов. До 70 процентов ребят воспринимают ученическое самоуправление именно так: ученики становятся учителями и проводят уроки в младших классах (из анкеты школьника).
Мы хотели бы еще и еще раз подчеркнуть, что это только одна из моделей, которую наш авторский коллектив описал во время разработки научно-исследовательского проекта по заказу Министерства образования Российской Федерации по теме «Психолого-педагогические и организационно-методические основы использования игровой технологии ученического самоуправления в современной российской школе». Но если в школе используется только День дублера, то ожидать серьезных результатов не приходится. Любой навык требует длительной тренировки. Но если это проводится достаточно регулярно, а вакантные должности педагогов и директора школы замещаются по специальному открытому конкурсу, то такой подарок для учителей 1 раз в четверть или два раза в год (к Дню учителя и к 8 Марта) может принести определенные результаты. Прежде всего в виде желания создать более «объемную» систему ученического самоуправления.
Не ограничивайтесь только этой акцией моделирования ученического самоуправления (хотя мы прекрасно осознаем, что в тысячах школ России даже эта модель сегодня может показаться «слишком революционной»).
Используйте День дублера как отбор и учебу будущих активистов, работающих на «постоянной основе».
Пытайтесь привлечь родителей к подготовке и проведению Дня дублера.
1-п. Отсутствие необходимой и достаточной нормативно-правовой базы, учитывающей специфику данного общеобразовательного учреждения. Это, пожалуй, одна из самых серьезных и широко распространенных ошибок, суть которой заключается в том, что «энтузиасты» ученического самоуправления стремятся сразу использовать весь его педагогический потенциал, не обращая должного внимания на необходимость нормативного закрепления и урегулирования отношений, возникающих в процессе функционирования самоуправления. Скорее всего срабатывает принцип: «Давайте ввяжемся в бой, а там посмотрим». Но самоуправление, как и любая другая систематическая педагогическая деятельность, требует нормативного оформления. И в этом вопросе недостаточно одних общих положений, закрепленных Законом Российской Федерации «Об образовании» или Типовым положением об общеобразовательном учреждении. В вашей школе должна быть разработана и официально принята именно необходимая и достаточная нормативная база. Только в этом случае можно приступать к запуску модели в полном объеме. Разумеется, вы постепенно будете дорабатывать, дополнять эту нормативную базу, но стартовать без нее – это «рискованное предприятие».
Внимательно изучите положения Закона Российской Федерации «Об образовании», содержание Типового положения об общеобразовательном учреждении и т.д., потому что при решении любых проблем, связанных с организацией самоуправления вам придется ссылаться на их содержание.
Перечитайте Устав своего общеобразовательного учреждения, постарайтесь найти в нем положения о системе школьного самоуправления, в том числе и ученического самоуправления. Если в Уставе этого нет – добейтесь принятия соответствующих положений. Иначе ваша система ученического самоуправления будет «вне закона».
Поработайте над принятием дополнительных локальных актов, которые могут регулировать различные стороны школьного, в том числе и ученического, самоуправления. Как минимум, в вашей школе должно появиться специальное Положение об ученическом самоуправлении (разумеется, если его нет до сих пор), а также перспективный (стратегический) и годовой (тактический) планы действий по развитию ученического самоуправления.
2-п. Определенная «закрытость» и изолированность органов ученического самоуправления. Зачастую ученическое самоуправление рассматривается только как некая совокупность выборных органов, обладающих определенной властью. Отчасти это так. Иначе действительно невозможно управлять жизнью целого ученического коллектива. Однако это не только совокупность выборных органов, имеющих определенные полномочия (и обязательно – ответственность), а прежде всего организация гуманистических отношений, которые реализуются в процессе функционирования той или иной модели самоуправления. В противном случае мы создаем модель, в которой органы власти живут сами по себе, а «народ», то есть ученики, только наблюдает за происходящим.
Эта ошибка достаточно широко распространена и может приводить к очень тяжелым педагогическим последствиям. Во-первых, такая закрытая модель приводит к появлению «звездной болезни» у тех школьников, кто входит в органы ученического самоуправления. Во-вторых, такая модель приводит к длительному противостоянию актива и коллектива. Лидеры начинают все больше отдаляться от основной массы учащихся.
Преобразуйте «закрытый» характер ученического самоуправления, сделайте его прозрачным и открытым для всех учеников школы независимо от оценок в журнале и членства в детской общественной организации.
Более широко используйте принцип «периодической отчетности» выборных органов перед школьниками.
Создайте широкое информационное поле, оповещайте через наглядные средства, школьные СМИ о деятельности органов ученического самоуправления.
3-п. Отсутствие систематической работы по отбору (выявлению) и подготовке актива ученического самоуправления. Невозможно ожидать, чтобы активисты ученического самоуправления смогли умело действовать без соответствующей методической и психологической подготовки. Об этом надо подумать еще до запуска модели. Как вы будете выявлять таких ребят, по каким программам их готовить, где и когда будет проходить лидерская подготовка – на все эти и многие другие вопросы необходимо найти конкретные ответы еще на стадии разработки модели самоуправления.
Вторая сторона проблемы – единообразие содержания и разнообразие используемых форм и методов обучения актива. Довольно часто педагоги, понимая важность этой деятельности, используют «хорошо зарекомендовавшие себя» технологии, но без учета современной ситуации, тех изменений, которые произошли в самом подростке.
Разработайте систему преемственности «поколений активистов», чтобы в случае ухода из школы ребят, которые несколько лет возглавляли эту работу, у вас была равноценная замена, готовая продолжить традиции ученического самоуправления.
Постоянно обновляйте программы и методы подготовки школьного ученического актива. Создайте институт советников из числа педагогов, которые будут обучать школьный актив.
4-п. Отсутствие системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников в сфере самоуправления. К сожалению, это довольно типично для современной российской школы – восприятие педагога в качестве универсала, который может все: и урок провести, и классный час организовать, и детей вывести в поход и т.д. В этот же ряд ставится и ученическое самоуправление. Следует хорошо понимать, что это особый вид педагогической деятельности, требующий специальной подготовки. Такой подготовки уже давно не получают студенты наших педагогических вузов, да и практики со стажем «подзабыли» свои навыки общения с ученическим самоуправлением. Еще раз подчеркнем, что профессионально заниматься организацией и консультированием самоуправления можно лишь в том случае, когда имеется соответствующая профессиональная подготовка. Игнорирование этого требования чревато негативными последствиями.
Сформировать методическое объединение организаторов и консультантов по ученическому самоуправлению.
Проводить систематическую учебу классных руководителей, педагогов-организаторов, старших вожатых по вопросам ученического самоуправления.
Обучайте педагогов на курсах повышения квалификации по данной тематике.
5-п. Перенос профессионального стиля общения с урока в деятельность по самоуправлению. При ученическом самоуправлении взрослый выступает не в роли педагога, а в роли консультанта, старшего товарища, имеющего специальную подготовку, помощника, обладающего большим жизненным опытом, а также в роли обычного члена коллектива. Это две принципиально разные роли и педагогические позиции. Но, к сожалению, далеко не все учителя обладают достаточной гибкостью для того, чтобы «перестроиться» и изменить стиль общения. Они по-прежнему общаются с активом и школьниками с позиции учителя. Но дети нуждаются в другом – они ждут большей самостоятельности и доверия, общения в режиме диалога.
Педагог, работающий с органами ученического самоуправления, должен помнить, что нельзя подменять подростков там, где они сами могут справиться.
Вам необходимо иметь выдержку и быть готовым поддерживать идеи ребят, избегать прямого нажима даже тогда, когда мнения и действия ребят кажутся ошибочными, больше разъяснять, убеждать, согласовывать, чем просто требовать.
6-п. Игнорирование педагогического потенциала родительской общественности.
Это еще одна типичная ошибка, которая воспроизводится практически в каждой школе. Всегда найдутся родители, которые готовы помочь, только к ним также нужен «индивидуальный подход». Кто-то в состоянии (и с интересом) провести консультацию для вашей школьной избирательной комиссии, кто-то готов вести занятия в школе лидера и т.д. Главное – показать этим родителям, что школа нуждается именно в их опыте, знаниях.
Не следует воспринимать родительскую общественность только как основной источник внебюджетных средств.
Находите формы привлечения, исходя из интересов самих родителей.
7-п. Формализация процесса внедрения ученического самоуправления. К сожалению, приходится констатировать, что в различных регионах ученическое самоуправление активно внедряется по «указанию сверху». И не потому, что это понимает педагогический коллектив и директор, а так требуют специалисты органов управления образованием. А от них в свою очередь требуют более высокие инстанции. Картина вполне знакомая, увы!!!
Но самоуправление нельзя навязать. До него нужно дорасти, к нему можно подойти постепенно, создавая по частям, обучая педагогов и школьников, изучая опыт коллег, анализируя свой собственный. Это постепенный процесс изменения (трансформации) образовательного процесса. А такие изменения не происходят в один день, тем более по приказу сверху.
Другой стороной формализации хорошего и важного дела бывает стремление «отчитаться» о том, что в школе уже действует самоуправление. На первый взгляд это совсем неплохо, когда вас поддерживает руководство, но когда оно «требует, чтобы было непременно», тогда… ничего хорошего не получалось.
Не уступать давлению сверху, если коллектив ни психологически, ни организационно не готов к введению той или иной модели самоуправления.
Вместе с тем не оставаться в стороне от этого важного дела, искать свои варианты моделей, изучать уже накопленный опыт, повышать квалификацию и т.д.
8-п. Абсолютизация принципа «Сначала делается то, чего хотят дети». Часто при реализации той или иной модели можно встретить такую рекомендацию: «Какие бы интересные идеи ни приходили педагогам, но если ребята желают устроить дискотеку или пойти в поход, значит, «идем в поход». На первый взгляд педагогически верная позиция, тем более когда речь идет о развитии именно ученического самоуправления. Здесь внешне все выглядит очень демократично. Но такая абсолютизация, особенно в первые месяцы или даже годы функционирования ученического самоуправления, может привести к возникновению нежелательных традиций, с которыми в последующем будет очень трудно бороться.
Во всем нужен разумный баланс, и такое слепое следование за интересами ребенка при более серьезном и внимательном рассмотрении выглядит как стремление завоевать доверие детей, стать авторитетным педагогом с помощью политики «популизма» (игра на настроениях народа).
Мы, разумеется, хорошо понимаем, что ученическое самоуправление для того и необходимо, чтобы изучать интересы ребят, а потом создать необходимые условия для их реализации. Но при этом важно не забывать и интересы школы, родителей, социума. К сожалению, мнение 50-55 процентов старшеклассников: ученическое самоуправление – это возможность чаще устраивать дискотеки и т.п. Но не дискотеками едиными должно жить ученическое самоуправление.
В нормативный локальный акт, регулирующий деятельность ученического самоуправления в вашей школе, необходимо включить положения не только о правах учащихся (на дополнительную дискотеку), но и об их обязанностях (например, участвовать в мероприятиях по благоустройству школы и т.д.), ответственности за процесс и результаты этой деятельности.
Нужна систематическая разъяснительная работа со всеми категориями учащихся (да и педагогов тоже) по объяснению единства прав и обязанностей.
«Частные» методические ошибки
1-м. Чрезмерное увлечение масштабными моделями ученического самоуправления типа «Каждый класс – республика». В принципе в этом нет ничего предосудительного, если бы не целый ряд «но»…
Во-первых, для школьников средних, а особенно младших классов это слишком сложно. Следует брать что-то проще, например город с его административным устройством, что, кстати, делается во многих российских школах.
Во-вторых, используя эту модель, вы создаете огромный административный аппарат: десятки президентов, вице-президентов, спикеров парламентов, депутатов, премьер-министров, министров и т.д. А где обычный «рядовой» гражданин? Кем управляют эти массы руководителей различного ранга? Кто их контролирует и перед кем они отчитываются о своей работе?
использовать такие сложные и масштабные модели только в исключительных случаях:
а) если ваша школа очень большая с числом учащихся от 1500 и более;
б) если ваша система самоуправления функционирует давно и успешно и требуется определенная новая струя.
Для обычного класса используйте модель «Класс – город», где основные функции самоуправления принимает на себя администрация из 3-5 человек.
2-м. Возведение в абсолют принципа: «Каждое дело сами придумываем, сами выполняем и сами оцениваем». Вот классический пример высказывания, взятый нами из материалов интернета: «Каждое дело сами придумываем, сами выполняем и сами оцениваем. Так сложилось настоящее самоуправление. Уберите одно звено – и от самоуправления ничего не останется». Марина Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Этот принцип возможен, например, для группы социального проектирования, которая занимается небольшим конкретным делом, а также для ученического самоуправления – но только на уровне отдельного класса. Для ученического самоуправления в масштабах всей школы требуется совершенно иной подход. Иначе происходит очередная типичная ошибка, когда школьный парламент сам придумывает законы и сам же приступает к их выполнению и, что еще более важно – сам оценивает, насколько хороши были законы, как хорошо они сами их реализовали. Одним словом, все кругом хорошо!
Или другой тоже типичный вариант – школьный парламент работает как правительство.
Это вполне допустимо, когда вы называете органы ученического самоуправления «штабом», «советом дела» и т.д., но тогда не стоит называть органы ученического самоуправления «школьным парламентом» и «правительством». За этими словами стоит вполне конкретный смысл и принцип «разделения властей». Парламент – это всегда представительный законодательный орган власти, а правительство – исполнительный орган власти, основная задача которого исполнять конкретные программы по реализации положений законов, принятых парламентом. Просим прощения за этот мини-ликбез, но уж очень много школ, где все органы ученического самоуправления объединяются словами «школьный парламент», а деятельность в большей мере соответствует той, которой занимается «правительство».
Что же касается последней части выше указанного принципа: «Сами оцениваем» – он еще более проблематичен. Оценка своей деятельности, разумеется, важна, и любая команда или группа должна завершить свой управленческий цикл анализом полученных результатов. Если все получилось удачно, как было запланировано, то нужно, во-первых, поблагодарить всех, кто внес свой вклад в общий успех, во-вторых, поделиться опытом с другими, чтобы они могли брать пример. Если же были серьезные сбои и неудачи, также поблагодарить всех, а затем разобраться в том, что мешало, в чем причины таких итогов, и не для того, чтобы «наказать виновных», а понять свои ошибки и впредь не повторять их.
Но оценка всегда должна быть только «общенародной» (извините за это давно забытое слово). Действительно, только учащиеся школы могут оценить, насколько интересны были придуманные активом дела.
Еще раз подчеркнем, что мы ни в коем случае не против этого педагогического принципа, просто использовать его можно не всегда и не везде. Но если рассматривать его в целом по отношению ко всем детям, обучающимся в школе, имея в виду, что одни принимают законы («мы сами придумываем»), другие воплощают их в жизнь («мы сами выполняем»), а третьи высказывают свое отношение к проведенным делам («мы сами оцениваем»), тогда этот принцип вполне приемлем.
При реализации своей модели самоуправления постарайтесь следовать принципу «разделения властей». Дайте каждому органу одно, но важное направление из этой педагогической триады.
3-м. Смещение акцента работы органов ученического самоуправления только на досуговую деятельность. Органы ученического самоуправления зачастую рассматриваются как некие помощники старшего вожатого или заместителя директора по воспитательной работе, которые в состоянии заняться организацией свободного времени школьников. Разумеется, организация досуга – это одно из направлений деятельности органов ученического самоуправления, но их деятельность не должна (и не может) ограничиваться только этим. При таком подходе мы получаем широкий актив – массовиков-затейников (что само по себе совсем не плохо), но это не ученическое самоуправление в его первоначальном виде, а клубная деятельность в конкретной школе.
Наделить органы ученического самоуправления реальными полномочиями, в состав которых должны входить и более серьезные и важные вопросы, в том числе касающиеся процесса обучения и воспитания.
4-м. Неверное толкование (использование) юридических терминов. Это, пожалуй, на сегодня самая часто встречающаяся ошибка. Чтобы вы почувствовали ее, мы просто приведем несколько реальных примеров из практики различных школ.
Пример № 1: «В нашей школе функционирует такая система самоуправления: 1. Президент – директор школы. 2. Парламент, включающий в себя министерство по труду, министерство по организации досуга, министерство по экологии и т.д.».
Но позвольте спросить: «Что такое «парламент», который состоит из министерств? Это же структура другого важнейшего органа государственной власти – правительства.
Пример № 2. «У нас сложилась хорошая практика. Учителя обращаются в школьную думу, если требуется какая-либо помощь, скажем, в оформлении сцены или подготовке лыж к зиме».
Но при чем здесь школьная дума? Может быть, подготовкой лыж к зиме должен заниматься кто-то другой? Или те же дети, но уже не в роли депутатов школьной думы?
Пример № 3. «В нашей школе был разработан административно-хозяйственный кодекс (конституция) школы, который действует уже 4 года».
Здесь даже трудно что-то комментировать. Коллеги, давайте уважать Конституцию. Она не может быть административно-хозяйственным кодексом!!! Между прочим, за этим стоит очень серьезная проблема эффективности всей системы гражданского воспитания, если педагог не видит разницы между конституцией и административным (и тем более хозяйственным) кодексом.
Пример № 4. «У нас школьная дума – выборный представительный орган учащихся 5-11-х классов, осуществляющий деятельность по различным направлениям:
информационное (информирование о работе школьной думы, выпуск газеты и информационных листков и т.д.);
правовое (защита прав учеников гимназии, разработка документов органов ученического самоуправления);
досуговое (организация культмассовых мероприятий, общественных акций и т.д.);
учебное (организация образовательных мероприятий, кружков, помощь неуспевающим ученикам и т.д.);
патриотическое (воспитание гражданственности, патриотизма и т.д.);
шефское (ведение шефской работы в младших классах, тьюторство);
социальное (организация помощи малообеспеченным ученикам и т.д.)».
Еще раз внимательно просмотрите направления деятельности школьной думы, которая работает в данной гимназии, помня о том, что дума – это парламент, то есть законодательный орган власти. Почему школьная дума должна заниматься организацией культмассовых, общеобразовательных мероприятий, кружков, шефской помощью и помощью малообеспеченным ученикам? К этому документу возникает много и других вопросов.
Придирчивый читатель, вы вправе сказать: «А какая в принципе разница, главное, чтобы ребенку было интересно и он с удовольствием участвовал в самоуправлении». Не можем согласиться, так как такой перекос, заложенный в сознание детей в школьные годы, потом долгие годы будет сказываться на их восприятии политических реалий жизни.
Прежде чем использовать эти понятия, следует открыть Конституцию Российской Федерации, еще лучше несколько других законов или учебник.
Можно получить квалифицированную консультацию у специалистов по поводу содержания тех терминов, которые вы собираетесь использовать в документах и жизнедеятельности ученического самоуправления.
5-м. Использование в структуре органов ученического самоуправления правоохранительной системы, включающей прокуратуру. На первый взгляд, это вполне закономерное продолжение использования механизмов государственной власти, так как ученическое самоуправление – это тоже особый вид деятельности, внешне иногда похожий на государство. Но, уважаемый читатель, есть некий педагогический предел, который не следует переступать ни при каких обстоятельствах. Мы категорически против использования в полном объеме правоохранительной системы (прокуратура, адвокатура, а тем более – места отбывания наказания).
Пример из практики. В одной из школ в лаборатории при кабинете физики сделали даже школьную тюрьму!
Только вдумайтесь в это! Доигрались! А как же Конституция Российской Федерации, где в статье 22 говорится: «Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению». К этим требованиям Основного закона следует относиться с должным уважением.
Пример из практики. «В нашей школе суд и прокуратура рассматривают «дела» нарушителей общественного порядка и выносят решения по фактам нарушения дисциплины, опираясь на школьный административный кодекс. По большинству вопросов учащиеся принимают самостоятельные решения, согласно конституции и вопреки педагогическому давлению. Так, некоторые дела о фактах драки были отложены на «дополнительное доследование», и после выяснения истинных виновных принимались соответствующие решения.
Как вам, уважаемый читатель, последняя фраза «некоторые дела о фактах драки были отложены на «дополнительное доследование». Кто нам давал право нарушать законы России и прежде всего ее Конституцию, где ясно сказано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» (статья 118 Конституции Российской Федерации).
Элементы этой стороны жизни государства можно использовать, но очень ограниченно, например, судебная система по типу «Суда чести» с обязательным участием в составе такого суда взрослых и детей.
6-м. Вызывающее игнорирование мнения меньшинства. Очень часто ведущий принцип демократии – «Меньшинство подчиняется большинству» понимается слишком прямо. Если большинство решило, то что еще думать, надо выполнять и все… Вероятно, в жизни так и должно быть, например, во время выборов в государственные органы власти. Мы можем только представить, как жили бы люди, если бы не было данного механизма. Голосовать до тех пор, пока не согласится последний участник собрания, житель района или города?
Но когда речь идет о педагогике, мы не можем забывать «несогласное меньшинство», а тем более открыто и радостно праздновать «победу большинства». Это ведь конкретные дети, их реальные интересы, несбывшиеся надежды и т.п. В этом и заключается отличие ученического самоуправления – нужно уметь находить компромиссные варианты, представлять интересы всех учащихся (по крайней мере тех, кто об этом активно заявляет). Иначе неминуема постоянная оппозиция.
Максимально осторожно пользоваться демократическими механизмами, не забывая за внешними атрибутами взрослой жизни педагогическую суть использования вашей модели ученического самоуправления.
7-м. Замкнутость только на своей школе. К сожалению, в последние годы школа привыкла решать свои проблемы, в основном опираясь только на помощь родителей. Шефские связи разорваны, предприятия решают свои проблемы, им не до школы. Но ведь есть еще и другие партнеры, которые могут помочь в организации ученического самоуправления. Нужно выйти в социум, например в местную избирательную комиссию.
Ищите партнеров, которые могут заинтересоваться вашей программой развития ученического самоуправления.
8-м. Отсутствие постоянно выделенного помещения и времени для работы органов ученического самоуправления. Если относиться к ученическому самоуправлению как важной педагогической деятельности, то для ее выполнения требуются соответствующие условия. Одно из них – помещение и время. Помещение необязательно должно быть специальным (то есть предназначенным для работы самоуправления в течение всего рабочего дня, как раньше был отдельный кабинет для комитета комсомола в каждой школе, а также обязательная пионерская комната для работы совета дружины), но оно должно быть. Это же относится и ко времени. Его надо найти в расписании дня. Иначе ваши планы останутся «благими намерениями».
Согласовать график использования кабинета, который вы предполагаете оборудовать для работы того или иного органа ученического самоуправления.
Выделить в расписании внеклассной и внешкольной работы специальные часы для работы органов ученического самоуправления. Причем это должно быть конкретное время для каждого органа самоуправления.
9-м. Игнорирование административной поддержки. Тем, кто начинает организацию ученического самоуправления, нужно понимать, что директор и его заместители – это самая серьезная поддержка, игнорировать которую было бы большой ошибкой. Любое мало-мальски значимое дело ученическое самоуправление без приказа директора не сможет выполнить, так как при всех положительных моментах и педагогическом эффекте самодеятельности детей за состояние дел в школе отвечает директор. Поэтому прежде всего нужно оформить все необходимые документы, приказы, распоряжения и т.д. Не следует «надеяться на авось» или действовать по принципу «победителей не судят». Директор вправе приостановить любые самодеятельные проявления, если он не в курсе, а тем более если они могут привести к серьезным последствиям.
Всегда согласовывать с администрацией планы ученического самоуправления и их изменения.
Уважаемый читатель, в заключение несколько замечаний. Во-первых, мы прекрасно понимаем условность деления ошибок на три группы. Любая ошибка из «частно-методической группы» может стать для школы более чем «тотальной» и привести к полному сворачиванию этой работы при негативных эмоциях многих членов вашего коллектива. С другой стороны, некоторые «тотальные» ошибки могут даже помочь школе выйти на новый виток развития ученического самоуправления.
Мы просим не пугаться, особенно начинающих организаторов, классных руководителей. Мы хотели бы вас успокоить тем, что в течение всего заочного курса мы будем периодически обобщать уже ваши ошибки и сообщать о них. Пишите нам о своих уже совершенных ошибках, радостях и сомнениях, связанных с ученическим самоуправлением.
Александр ПРУТЧЕНКОВ, доктор педагогических наук, МООДиМ «Новая цивилизация»;
Ирина КАЛИШ, кандидат педагогических наук, Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования РФ;
Ольга СОЛОДОВА, старший преподаватель Орловского ИУУ
Комментарии