«Учительской газете» за прошлый год (№№39-43) были опубликованы главы из книги «Новая школа» советника министра образования РФ, директора московской школы №1060 Анатолия Пинского. В статьях дан глубокий профессиональный анализ сегодняшнего состояния школы, потенциала источников ее финансирования и рассмотрены пути дальнейшего развития.
Отмечены нарастающее отчуждение от школы детей, родителей, бизнеса, государства, а также призрачность перспектив существенного роста бюджетного финансирования. Как ключевое направление выхода из сложившейся ситуации рассматривается коммерциализация школы, развитие платных образовательных услуг и привлечение общества (родителей, спонсоров) в дела школьного управления.
Автор предлагает в системе общего образования усилить рыночные отношения, а в качестве аргумента приводится высказывание одного губернатора: «Если вся страна в рынке, то как школа может быть вне рынка?». Но эта перспектива вызывает сомнения.
Первое связано с предложением организовать на федеральном уровне группу заинтересованных лиц, которые, проведя региональные эксперименты, подготовят пакет законодательных актов, обеспечивающих благоприятные условия для дальнейшего динамичного развития школы. Но за два последних десятилетия в нашей стране было организовано много команд, повсеместно прошли эксперименты, выпущена масса законов. Однако сложившийся в итоге рынок стал благом далеко не во всем. Подавляющему большинству граждан, особенно из российской глубинки, вместо обещанного благополучия он принес нищету. Не принесет ли детям организованный и управляемый сверху переход школы к рынку нищету интеллектуальную?
Второе сомнение связано с правомерностью прямого переноса коммерческих взаимоотношений из относительно простых систем (промышленность, торговля, управление) в деятельность системы качественно более высокого уровня. Следует признать, что в нашей стране рыночные отношения пока способствуют лишь развитию посредническо-сырьевого бизнеса. Культура (исключая шоу-бизнес), наука, образование и высокотехнологичные отрасли от рыночных реформ только страдают. Кроме того, внедрение понятия рынка образовательных услуг в сознание граждан скорее всего встретит естественное противление. По нашему мнению, обращение ученика в потребителя услуг, учителя в продавца, родителя в плательщика может ухудшить ситуацию. Весьма вероятно, что законодательно оформленная коммерциализация большинством граждан воспримется как процесс ликвидации бесплатного обучения и превращения школы в базар, где «хороший товар» может оказаться не каждому по карману.
Более перспективными видятся государственные меры, направленные на рост уважения к учителю и доверия к школе, а увеличение внебюджетных поступлений – как их следствие.
Считаем своим долгом поделиться рядом соображений, возникших из опыта работы школ Ростова-на-Дону в направлении внебюджетного инвестирования дополнительного образования через общественные объединения. Мы далеки от их противопоставлений, скорее – наоборот. Представляется, что государственная, демократическая, отраслевая, педагогическая функции новой школы могут развиваться быстрее и эффективнее при наличии альтернатив в области материального обеспечения ее деятельности, при наличии конкуренции – системного фактора, отражающего первостепенное условие динамичного развития и воспроизводства любой системы, в том числе системы образования.
Суть опыта заключается в том, что деньги населения ни на одном из этапов своего обращения не попадают в ведение государственных структур. Они де-юре и де-факто фигурируют как целевые благотворительные взносы граждан, которыми оперирует общественное объединение.
Схема взаимоотношений между администрацией школы и родителями проста и основана на правах и обязанностях граждан, организаций и учреждений, органов государственной власти, определенных «Гражданским кодексом РФ». Основным документом, устанавливающим порядок этих взаимоотношений, является протокол родительской конференции, проводимой с участием учителей и администрации школы (или договор). В нем за подписью всех участников фиксируются правовые, организационные и финансовые моменты, отражающие интересы сторон. Таким объединением может выступить общественный фонд поддержки школы со статусом юридического лица или иное общественное объединение, устав которого предусматривает оказание материального содействия образованию.
После подписания протокола или договора в силу вступают нормы законодательства РФ, которые предусматривают право фонда выплачивать материальное вознаграждение работникам школы и оплачивать закупки необходимых материальных ценностей, а также обязанности перечислять причитающиеся налоги.
С правовой точки зрения родители становятся не плательщиками, а лицами, оказывающими целевую благотворительность в отношении школы. И в такой постановке вопроса, по нашему мнению, кроется позитивный потенциал.
Во-первых, демократические принципы взаимоотношений школы и родительской общественности обретают реальный действенный характер. Права родителей и педагогов, определенные Законом «Об образовании», подкрепляются конкретными взаимовыгодными обязанностями, причем без всякого ущемления прав директора школы. Очевидно, его роль остается доминантной – вряд ли кто-то из общественного объединения возьмет на себя смелость вместо директора определять, как должны быть израсходованы благотворительные взносы.
Во-вторых, обращение внебюджетных средств протекает в общественном объединении, которое обязано вести открытую финансовую деятельность и предоставлять отчеты плательщику. Это открывает несомненные перспективы в развитии взаимного доверия – на сегодняшний день ключевого фактора в динамике внебюджетного инвестирования школы.
В-третьих, общественное объединение не подвластно государственным органам управления и структурам, контролирующим деятельность системы образования. Это обеспечивает больше свобод в планировании и реализации наиболее эффективных путей расходования денежных средств, независимость от противоречий множественных положений и инструкций, обязательных для госучреждений.
В настоящее время пройдены лишь первые этапы создания такой системы, в основном в области дополнительного обучения школьников работе на компьютере. Есть реальные перспективы создания и развития общественных фондов при школах и придания им не только рекомендательных, но и исполнительных функций.
Роман КИТОВ, представитель общественного объединения руководителей общеобразовательных учреждений «Клуб информационных технологий»
Ростов-на-Дону
Комментарии