В редакцию “Учительской газеты” приходит много писем с просьбой подробно разъяснить, каким образом согласуются разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования. Особенно этот вопрос волнует молодых учителей, которые в силу небольшого жизненного опыта, отсутствия правовых знаний часто попадают в ситуацию, когда школьное начальство в своих интересах дозирует информацию, касающуюся прав и льгот для учителей.
Министерством труда Российской Федерации 17 августа 1995 г. было принято Постановление ? 46 “О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации”.
В соответствии с этим постановлением для учителей установлен диапазон разрядов от 7-го до 14-го. Предусмотрены должностные обязанности учителя – основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику. Раздел “Должен знать” содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей. Требования к квалификации по разрядам оплаты труда связаны с определением:
– уровня образования;
– стажа работы;
– уровня квалификации педагогических работников, претендующих на присвоение второй, первой или высшей квалификационных категорий.
Так, 7-й разряд присваивается, если есть среднее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы);
8-й разряд – высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;
9-й разряд – высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;
10-й разряд – высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;
11-й разряд – высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет или высшее дефектологическое образование и стаж работы по профилю свыше 5 лет (для учителя специального (коррекционного) образовательного учреждения);
12-й разряд – высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет или высшее дефектологическое образование и стаж работы по профилю свыше 10 лет (для учителя специального (коррекционного) образовательного учреждения), либо 2-я квалификационная категория;
13-й разряд – 1-я квалификационная категория;
14-й разряд – высшая квалификационная категория.
Градация довольно четкая, но не следует забывать, что у каждого правила есть свои исключения.
Так, например, учителя, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии школы могут быть назначены на соответствующие должности, как и учителя, имеющие специальную подготовку и стаж работы. То есть им может быть установлен тот же разряд оплаты труда по ЕТС. Решение об установлении разряда оплаты труда в данном случае принимает руководитель учреждения образования.
Наличие у работников диплома о неполном высшем образовании права на установление разрядов оплаты труда по ЕТС, предусмотренных для учителей, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, не дает, но лица, имеющие квалификацию “бакалавр”, “специалист”, “магистр”, могут претендовать на установление им разряда оплаты труда по ЕТС как для работников, имеющих высшее профессиональное образование.
Учителю, окончившему с отличием учреждение среднего специального образования или высшего профессионального образования, в порядке исключения может быть повышен разряд оплаты труда. И в этом случае решение о повышении разряда оплаты труда принимает директор образовательного учреждения.
Существуют также требования к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий. Каждый учитель вправе претендовать на первую, вторую или высшую квалификационную категорию и получает ее в случае успешного прохождения аттестации.
В соответствии с указанными выше требованиями педагогические работники, претендующие на вторую, первую или высшую квалификационные категории, как правило, должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности, по которой они желают пройти аттестацию, не менее 1 года -для второй квалификационной категории, не менее 2 лет – для первой квалификационной категории и не менее 3 лет – для высшей категории.
Но и в данном положении закон достаточно демократичен. Учителя, не имеющие указанного уровня образования или стажа работы, могут претендовать на любую квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации.
Немаловажным является и тот факт, что каждый работник имеет право выйти на аттестацию по собственному желанию до истечения срока установленной ранее квалификационной категории.
Законодательно установлены и сроки вынесения решений об оплате труда. Изменение оплаты труда работников по ЕТС производится со дня:
– назначения работника на должность;
– увеличения стажа педагогической работы;
– предоставления соответствующего документа об образовании, о стаже работы;
– вынесения решения аттестационной комиссией о соответствии работника второй, первой или высшей квалификационным категориям.
Для молодого педагога острым является и вопрос о гарантиях для беременных женщин и женщин, имеющих детей.
Трудовое законодательство строго регламентирует этот вопрос.Так, например, запрещается отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. При отказе в приеме на работу беременной женщине или женщине, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, а одинокой матери – ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 16 лет), администрация обязана сообщить ей причины отказа в письменной форме. Отказ в приеме на работу таких женщин может быть обжалован в народный суд.
Увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (одиноких матерей – при наличии у них ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 16 лет), по инициативе администрации не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации (увольнение допускается с обязательным трудоустройством). Обязательное трудоустройство указанных женщин осуществляется администрацией и в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора (контракта). На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата в течение трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора (контракта).
Татьяна ПОГОРЕЛОВА,
ведущая рубрики “ВАШ АДВОКАТ”
Комментарии