Реформы, которые государство проводит сегодня в образовании, могут быть претворены в жизнь только при сильном, уверенном в себе директорском корпусе. Причем всей страны, а не в отдельных наиболее активных регионах. Как этого добиться? Чтобы получить ответ на столь сложный вопрос, мы попросили прокомментировать письмо из Польниковской средней школы директора Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ Исаака КАЛИНУ.
– Дискуссия о том, что у директора школы перед чиновником нет никаких прав, – сказал Исаак Иосифович, – а у чиновника в отношении директора есть абсолютная полнота власти, ведется подчас на чисто эмоциональном уровне.
Обсуждается не то, как должно быть в соответствии с прописанными в документах нормативами, регламентирующими права и обязанности участников образовательного процесса, а «как сложилось в жизни». Все сводится к конфликту двух личностей. Просто в конкретной ситуации одна из личностей оказывается сильнее другой. Где-то директор практически неподотчетен заведующему роно. А где-то, наоборот, зав. роно подавляет всех своих подчиненных.
Важно создать в системе образования условия для того, чтобы между директором школы и чиновниками складывались деловые взаимоотношения, направленные на достижение эффективного результата. Если бы и те, и другие, прежде чем вступать в конфликт и отстаивать свою позицию, внимательно изучили документы, в которых прописаны их должностные права и обязанности, то поля для конфликта просто не было бы. Ведь проблема чаще всего сводится к тому, что обе стороны действуют вне правового поля, работают, как говорит один мой коллега, «в соответствии с революционной целесообразностью».
К сожалению, мы не учитываем тот факт, что речь идет не о межличностных взаимоотношениях, а о взаимодействии двух руководителей. А они не могут строиться по принципу «нравится мне этот человек или нет». Но руководитель подчас выбирает абсолютно безграмотный стиль взаимоотношений с подчиненными. А подчиненные вынуждены принимать правила игры. Хотя, с моей точки зрения, у каждого человека в жизни, безусловно, есть выбор: сказать «нет» или, испугавшись, смириться с ситуацией. И здесь каждый принимает решение для себя сам.
Очень важно директору школы понимать, что не свое собственное благополучие и привилегии он защищает, когда противостоит заведомо безграмотным приказам, а детское, учительское и родительское сообщество, доверившее ему защиту своих прав и интересов.
Поверьте, сегодняшняя нормативная база позволяет директору школы не выполнять безграмотные поручения или распоряжения вышестоящего руководства. Есть множество методов для этого. Попробуйте, например, попросить дать подобное распоряжение в письменной форме. И поверьте, глупость легче сказать, чем под ней подписаться.
А если получите, то проанализируйте его и, опираясь на нормативную базу, непременно в письменной же форме ответьте: «Уважаемый имярек, в связи с тем что ваше распоряжение противоречит пункту такому-то такого-то документа, вынужден доложить о невозможности его исполнения…»
Только в том случае, если на столе у каждого директора школы будут лежать и, естественно, использоваться в работе Закон РФ «Об образовании», Типовое положение, постановление муниципалитета о районном отделе образования, в котором четко прописаны его права и обязанности, можно будет говорить о грамотной и эффективной работе. А вскоре, надеюсь, эти материалы станут доступны для руководителей образовательных учреждений и в электронном виде. Реальностью во многих регионах становится оснащение рабочих мест для директоров школ современным компьютерным оборудованием и выходом в интернет.
Еще раз хочу подчеркнуть, пока у директора школы не будет в его повседневной работе главенства нормативной базы, он будет жить по окрику. И тогда конфликтов не избежать. Часто говорят: «Там не все прописано». Может быть, но есть ведь устав школы! Уточняйте, конкретизируйте общие положения. Прописывайте все. Хотелось бы, чтобы устав школы или иного образовательного учреждения не просто пылился на полке, а стал активным дополнением к существующей нормативно-правовой базе, в котором бы отражалась специфика данного учреждения. Не умеете работать с документами – учитесь. Организовать такую учебу – задача институтов повышения квалификации.
Еще одним важным шагом должно стать создание совета образовательного учреждения. Создание его не только на бумаге, но и наделение его полномочиями и правами в решении важных вопросов школьной жизни. Тогда директор школы не окажется один на один с чиновником, его опорой станут педагоги, родители и ученики, интересы которых он защищает.
Письмо из Брянской области я читал с большой симпатией и уважением к его автору. Чувствуется, что Валентина Ложатникова – сильный человек, который не только имеет собственную четкую позицию, но и подписывается под ней. Не боится подписаться. Не прячется. Не отказывается от своих слов, убоявшись окрика начальства. Но я думаю, что подобные конфликты мешают ей жить и работать. Буду рад, если, прочитав этот комментарий, Валентина Григорьевна сможет найти для себя решение в сложившейся ситуации.
А чиновникам я хотел бы пожелать в данном случае забыть о личных симпатиях и антипатиях и попробовать использовать профессионализм и творческий потенциал директорского корпуса в «мирных целях». И помнить, что опираться в жизни надежнее всего на «сопротивляющийся материал».
Комментарии