search
main
0

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ. От Аристотеля до IBM

Первая теория воспитания, построенная на принципах гармонии науки и искусства, принадлежала древним грекам, а идея развития в человеке духовных и телесных сил нашла отражение в этических трактатах Аристотеля и Платона. Тогда обучение музыке, счету, грамоте были равнозначны, а игру на инструментах, хоровое пение, хореографию философы ставили на первое место, потому что все это «приучало к упорядоченности в движениях, мыслях, в эмоциях и деятельности». Да и в Древней Руси чтение, письмо, пение, «полезные ремесла» не делили на предметы главные и неглавные.

Немало выдающихся ученых, писателей, философов, физиологов, педагогов, психологов в разные эпохи и времена не раз скажут о том, что перекос в содержании образования в сторону точных, естественно-научных дисциплин в ущерб гуманитарным, связанным с художественно-чувственной стороной психики ребенка, не пройдет безнаказанно для природной гармонии человека. Но далеко не всегда их голос будет услышан. Вот и в современных государственных образовательных стандартах, в фундаментальном ядре общего образования, фигурируют только «основополагающие элементы научного знания», а в требованиях к условиям реализации основной программы начального образования авторы советуют «основные предметы (математика, русский язык, родной язык, иностранный язык) чередовать с уроками изобразительного искусства, труда, физкультуры, ритмики и т. п.» Чередовать, конечно же, необходимо, поскольку физиологами и психологами давно доказано, что предметы, требующие однотипных когнитивных операций и поставленные один за другим, утомляют детей, перегружают их информацией. Неясно, к какой группе важных или маловажных предметов отнесен предмет «Музыка» (в данном контексте он вообще не назван, а ритмики как таковой нет в основной образовательной программе) и по какому принципу нарушено равноправие «правополушарных» и «левополушарных» дисциплин. Возникает вопрос: почему в главном федеральном документе, который определяет вектор новых подходов к содержанию образования, нарушен важнейший для образования и воспитания принцип единства научно-теоретического и художественно-образного освоения мира, а предметы, единственно отвечающие за эмоциональный интеллект, за сенсорно-чувственную способность психики, отнесены к числу неосновных, второстепенных?

Не меньшее заблуждение и миф, от которых следует избавляться, если мы хотим видеть выпускников школ культурными, благородными, совестливыми и интеллигентными людьми, – трактовка предметов искусства в общеобразовательной школе как развлекательных, разгрузочных. На этих уроках в самом деле идет смена деятельности, типов работы психики и нервной системы, что тем не менее не дает оснований причислять их к числу облегченных. И если отойти от существующих стереотипов и более глубоко подойти к проблеме, окажется, что подлинное освоение искусства – процесс не менее трудоемкий и сложный, чем постижение «основополагающих элементов научного знания». Чтобы ввести ребенка в мир настоящего искусства, требуется не меньше работы ума, сердца, души и ученика, и учителя, их упорства, трудолюбия, усердия и, конечно же, мастерства педагога, который должен быть профессионалом, музыкантом, художником. Учителям художественной сферы нужно в минимально отведенное им время научить детей слушать и слышать настоящую музыку (в противовес повсеместно звучащей низкопробной), обучить нотной грамоте, правильному пению, игре на музыкальных инструментах, поставить «руку и глаз» для изобразительной деятельности, а еще проводить огромную творческую работу после уроков, делая жизнь школы яркой, интересной, насыщенной. Таких учителей нужно поддерживать, дорожить ими, а не отводить роль второго плана. И помогать материально, как, например, это сделали с учителями иностранных языков в Москве, существенно повысив им зарплату.

Понимая опасность вытеснения искусства из массового образования, выдающийся музыкант, композитор, просветитель Дмитрий Кабалевский в 70-е годы прошлого века пришел в обычную школу и начал вести уроки музыки. Так родились новая концепция и программа по музыке для общеобразовательных школ. Его высочайший профессиональный и гражданский поступок стал своего рода призывом к творческой интеллигенции: необходимо отстаивать интересы культуры, не быть равнодушными и безучастными в вопросах духовного, нравственного, эстетического развития молодого поколения. И роль настоящего искусства в этом неоспорима. Таким же путем пошел и народный художник России Борис Неменский, который создал уникальную программу по изобразительному искусству для школы и до сих пор остается самым авторитетным художником-педагогом, радеющим за массовое художественное образование.

Открытое письмо в Государственную Думу известных и авторитетных деятелей культуры и науки – тревожный и своевременный сигнал государству, обществу, всем нам о том, что в пылу акцентов на прагматические, рыночно-экономические цели образования нельзя забывать о вечных, непреходящих ценностях, которые должны лежать в основе образования и воспитания.

Кстати, в передовых зарубежных странах с развитой экономикой уже давно не урезают и не посягают на «неосновные» предметы музыкально-художественного цикла, понимая их значение для развития креативных способностей ребенка, которые пригодятся ему в любой профессии в будущем. Не так давно руководитель департамента социальных программ известной компании IBM Герберт Герц с позиции бизнеса заявил: «Мы настаиваем, чтобы в рамках мероприятий по улучшению общего образования именно музыке отводилась все более важная роль, поскольку музыка, как никакая другая дисциплина, обладает потенциалом инновационного развития». И в наших школах, в основном в престижных гимназиях, где знают о преимуществах воспитания по Аристотелю или по примеру дворянских семей, сохраняется высокий уровень музыкального, художественного воспитания. Но такие случаи больше исключение, чем правило. Типично другое: наметилось сокращение школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (кроме Москвы), из-за недогрузки учителям начальных классов передается ведение уроков музыки, что резко снижает качество преподавания, идет повсеместное сокращение кружковой деятельности по искусству и т. д. К этому следует добавить ситуацию с новыми инициативами о возможности переноса названных предметов во вторую половину дня, которая прочно ассоциируется с занятиями по выбору, факультативными. Не должно случиться так, чтобы искусство в явной или скрытой форме было вытеснено из основной, обязательной для всех программы. Если в детском возрасте, в школьные годы ребенок не приобретет опыт общения с настоящим искусством и не получит основ художественного образования, эмоционального развития, его внутренний мир будет обедненным, ему вряд ли удастся определить для себя главные смыслы и ценности в жизни. Не в этом ли состоит свехрхзадача, миссия школьного образования?

А вы как думаете, уважаемые читатели?

Ирина ДИМОВА, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте