Любой зритель, интересующийся психоанализом, найдет в фильме яркие и, на мой взгляд, абсолютно убедительные визуальные примеры к проблемам сублимации, садомазохизма или инцеста. Хочу сразу заметить, что картина абсолютно не эротичная, поэтому любителей этого жанра постигнет разочарование. Не понимающих и не принимающих Сартра или Камю – также. Фильм от начала и до конца экзистенциален. При некотором размышлении замысел его представляется предельно простым. Это все более возрастающее отчуждение между людьми, вытекающее из тотального чувства одиночества каждого. Современный человек безнадежно замыкается в своем внутреннем мире, запираясь от внешнего столь бесконечным количеством замков, что даже такая изначально простая форма общения, как секс, становится для него все более мучительной.
Нереализованная гармония отражается в чувственной жизни героини в уродливо-безумном виде. В поисках своего смысла жизнь оборачивается против себя самой. Поэтому героиня ранит бритвой именно свои половые органы. В желании притупить душевную боль с помощью физической она могла бы порезать себе палец, но она намеренно наносит увечье детородным органам. Это подсознательное желание не иметь детей, не продолжать жизнь, не жить. Символично, что в финальной сцене безумия героиня наносит себе удар ножом уже в сердце. Тем самым она отказывается чувствовать и любить самое дорогое, то, что сохраняло ее связь с миром, – музыку. Физическая боль приносит желанный покой. Бессердечный, не чувствующий душевной боли человеческий автомат идет по улице. Ее никто не останавливает. Человек без сердца нормален в нашем мире.
Можно утверждать, что реальная проблема психической жизни не в том, почему некоторые люди сходят с ума, а скорее в том, почему большинству удается избежать безумия. Не случайно на протяжении всего фильма героев сопровождает тень Шуберта – великого романтика, глядящего в глаза своему безумию, но благодаря музыке удерживающегося на краю бездны. Вообще в “Пианистке” все не таково, каким кажется на первый взгляд. Конструкция фильма напоминает шкатулку, открывая которую находишь вторую, затем третью и так далее. В этом смысле особенно показателен образ матери-героини. На первый взгляд это мать, не допускающая личной свободы дочери и тем самым обрекающая ее на одиночество. Однако дальнейшее развитие роли разрушает этот стереотип. Мать абсолютно все знает про душевный разлад дочери и всеми силами удерживает ее от безумия. Даже, как ребенка, укладывает спать рядом с собой – так заведено в семье.
То же касается сцены, напоминающей на первый взгляд попытку инцеста. Желание инцеста черпает силу отнюдь не из сексуального влечения, а из всеобъемлющего страха перед внешним миром, стремления не оставаться с ним один на один и спрятаться в чрево матери. Этим, безусловно, диким жестом героиня проявляет свое иступленное желание найти родственную душу, стать с ней одним целым.
Любой человек может пытаться преодолеть свое одиночество путем подчинения другому человеку, идее, Богу. Но духовная ксенофобия, отчужденность от мира, от Бога у героини настолько велики, что она подсознательно выбирает такие формы любовной игры, при которых любое сближение невозможно. Безумие неотвратимо настигает героиню. Картина “Пианистка” – не история болезни отдельного человека, а история болезни современного общества, в котором жизнь человеческого духа, растлившегося духа, представляет собой рефлексирующую агонию в стиле “порно”.
Отдел культуры
Комментарии