Кинопедагогика родилась вместе с кинематографом. О кино писал еще Лев Толстой. В конце 1920-х годов возникло массовое Общество друзей советского кино, которое выступало и продюсером ряда фильмов (один из самых известных – “Путевка в жизнь”). Как это ни покажется странным, его возглавлял Феликс Дзержинский. В 1960-е годы возникло киноклубное и кинопедагогическое движение… Геннадий Поличко, председатель правления Ассоциации кинообразования и медиапедагогики, убежден, что экранную культуру сегодня надо изучать в школе с самого нежного возраста. Действительно, литературу мы проходим, а вот кино – нет. . Мы беседуем с Геннадием Поличко о том, чем может кино помочь образованию.
Ассоциация кинообразования участвует в проведении фестивалей юных друзей кино. В этом году они проходили в Угличе (уже в четвертый раз) и в Малоярославце (Калужская область). Там нет конкурса – там старое, хорошее кино, встречи с актерами и мастерами, которые его делали.
– Одна из задач фестивалей – формирование культуры восприятия, критического отношения к экрану вообще, проверка классики на дееспособность: насколько она классична, как в современных условиях работает. Наша киноклассика лучшая в мире, потому что она изначально опирается на национальный фольклор и апеллирует к лучшему в человеке. Она основана на законах истины, добра и красоты.
Кроме детского кино, существует детское кинозрелище. “В зоне особого внимания” – прекрасное кинозрелище. Я проводил эксперимент: сравнивал этот фильм с “Коммандос”, с многочисленными “мобилизационными” фильмами. У нас очень хорошее мужское начало. Культ воздушно-десантных войск, разумной силы. Несмотря на то, что “В зоне особого внимания” недооценен критикой, он все равно до сих пор работает на то, что мы рискуем утратить, – на уважение к армии, к мужской профессии, он воспевает доброту, порядочность, мужскую надежность.
– Поддержка детского кино упирается в деньги. А что еще ему нужно?
– Надо готовить профессионалов в этом виде творчества. Деньги и кадры. Третья проблема, с ними связанная, – массовое кинообразование или медиаобразование. Пока оно держится на энтузиастах.
В педвузах смотрят на кинопедагогику с подозрением. Она нетрадиционна. В киновузах посматривают на нее свысока, там – свой цех. Ввести новую специальность непросто. Нужно разрабатывать стандарт, программное обеспечение, выходить на министерство. Художественная педагогика – своеобразная наука. Киновед-педагог – не историк кино и не кинокритик. Если ты талантливый актер или режиссер, это не значит, что ты талантливый педагог. Кроме этого, киновед-педагог должен знать историю телевидения, экранных искусств и методику их преподавания, социологию кино. Стандарт мы разработаем, внедрим, будет решение коллегии министерства о внедрении в порядке эксперимента в педвузах… Но нужно подготовить педагогов, которые станут готовить будущих киноведов-педагогов.
Кино существует в контексте экранной культуры. Как искусство оно явилось базовым языком для всех остальных экранных медиажанров. Проблемный репортаж, событийный репортаж, интервью – все они создаются с использованием киноязыка.
– Надо еще и уметь смотреть кино…
– Конечно. Я много ездил по миру. Знаю итальянский, английский, канадский опыт. Везде медиаобразование с первого класса. У нас для этого есть все. Вопрос номер два – подготовка педагогов. Мы провели через пленум правления Союза кинематографистов постановление о медиаобразовании в школе. Нужно проводить подготовку кадров либо в педвузах, либо при кафедрах культурологии. Сейчас все на уровне энтузиазма, факультативов. Производство детского кино и массовая кинограмотность – проблемы, тесно связанные между собой.
– По каким критериям можно считать человека кинограмотным?
– Он видит форму – как сделано, не только отслеживает сюжет. Видит сверхзадачу – во имя чего сделано. Он понимает, что кино – это звукопластика, сюжет можно пересказать в двух словах. Экранно образованный человек очень критичен. Наши английские коллеги из ассоциации “Фильм-эдюкейшн” во главу угла ставят критическое отношение к тому, что подсовывают кино и телеэкран. Критическое отношение и затем анализ художественных достоинств. Если в начальной школе мы введем основы медиаграмотности, в средней – углубленный курс, основы медиакультуры, в старшей – более углубленный, с элементами профобразования, тогда достигнем массового охвата и естественной селекции в профессию. Азы будут постигать все. Кинообразование может закрыть прорехи многих дисциплин.
Виктор СТАРОСТИН
Комментарии