search
main
0

Комиссарова №1. Птенцы гнезда Лужкова

Молодая, здоровая кровь – она как прививка. От косности и заезженности, от затхлости, неминуемых штампов и бега по замкнутому кругу. Прививка от вчера. Точнее сказать, от всего, что с чистой совестью и спокойной душой, без слез и сожалений можно в этом самом вчера оставить. Предполагаю, что, подписывая приказ о создании в столице Молодежного правительства дублеров, мэр Москвы Юрий Лужков в глубине души прежде всего рассуждал именно так. Или примерно так.

Статфакт Молодежное правительство дублеров формировалось по итогам конкурса, в котором приняли участие 182 студента из 105 московских вузов. В основной состав студенческого правительства дублеров вошли 39 человек (18 юношей и 21 девушка), представляющих 33 вуза Москвы.

Цитата: «Это не забава и не игра, это серьезно. Я мечтаю о том, чтобы после этого опыта вы приобрели знания, необходимые для работы в системе городской власти». Это еще одна причина создания Молодежного правительства – пусть с младых ногтей разбираются, что к чему в запутанной, как древний лабиринт, системе управления. Пусть знают, что быть большим начальником – это не только грозно супить брови, устраивая подчиненным разносы, или перерезать под звон литавр красные ленточки на презентациях. Быть начальником – значит работать по двенадцать часов в сутки, научиться видеть сквозь время на шаг, два, три вперед и при этом не захлебнуться в ежедневном неиссякающем потоке документов под грифом «срочно» и «важно». «Птенцов гнезда Лужкова» – 39 студентов московских вузов – с первого дня настраивают на рабочий лад: в мэрии, на Тверской, 13, начинающим правителям выделили отдельный кабинет – собственный зал заседаний в миниатюре. Каждый вторник дублеры всех столичных министров и префектов собираются тут параллельно со «взрослым» правительством, наблюдают его работу на больших мониторах, просматривают кипы бумаг, обсуждают их содержимое, встречаются со своими «патронами». Юного министра, чей профильный вопрос – здравоохранение, образование, строительство или налоги – на повестке дня, приглашают в большой зал, чтобы он был в эпицентре и мог в случае чего реплику вставить или свежую мысль подкинуть. Это – разминка с играющими тренерами перед большим стартом. В августе все министры как один отправятся в отпуск. В их кресла сядут дублеры. И целый месяц будут управлять многомиллионной Москвой так, как сочтут нужным. Мэр, правда, останется прежний, но хочется верить, что тридцатидневное правительство ему достанется настоящее, не марионеточное. С правом принятия серьезных решений и с правом голоса. Это экзамен на прочность для всех. Дублеры докажут, насколько они зрелы и умеют ли учиться; «взрослая» власть продемонстрирует свою гибкость и мудрость: согласитесь, хотя бы допустить, что юность может дышать и мыслить без вашей помощи и указки, признать, что она в чем-то равна, а может, и превзошла вас, – это только на бумаге легко…

Есть свой дублер и у главы Департамента образования Москвы Любови Петровны Кезиной. Анна Комиссарова. 19 лет. Третий курс филологического факультета Московского педагогического государственного университета. Коренная москвичка. С серебряной медалью окончила лицей №1535 при ИСАА. После школы серьезно мучилась единственным вопросом: куда поступать – в МПГУ или в МГУ. Но сомнений в том, какой именно науке отдать весь жар ума и сердца, не было – конечно же, филологии. Не нужно быть серьезным аналитиком с дедуктивным мышлением, чтобы даже в этих весьма скудных и сухих анкетных данных увидеть лицо живое, вдумчивое и целеустремленное. Судя по всему, Анна Алексеевна (встав на управленческо-педагогический путь, придется с ранней юности отучиться вздрагивать, когда к тебе обращаются по имени-отчеству) человек вдумчивый, волевой и целеустремленный. Стоит понять и честно ответить самой себе, чего же ей на самом деле хочется больше всего, и она пойдет вперед, к цели, навстречу мечте – с прямой спиной и не оглядываясь. Редкие качества и ценный капитал.

– Анна, долгим был путь к креслу министра-дублера?

– Сначала своих кандидатов выдвигали вузы. Наш университет представляла я одна. Сразу скажу, что никакой личной инициативы я не проявляла, жажда власти и честолюбивые амбиции меня не мучили, и вообще была крайне удивлена, когда мне сообщили обо всей этой затее. Но отказываться не стала: честь университета защищать надо, да и просто любопытно было рискнуть. Почему выбрали именно меня? Значит, что-то разглядели, чем-то я подошла – результатами ли учебы, какими-то личными качествами… Не знаю. О себе говорить всегда сложно.

Следующий, решающий этап был, конечно же, сложнее и интереснее. Всех нас – конкурентов и кандидатов – собрали в Подмосковье на седьмой семинар «Гражданская смена». Сначала нам неделю читали лекции, мы задавали вопросы и получали за них отметки-баллы. Прошли через множество психологических исследований, тестов. Конечно, организаторам было важно понять, есть ли у нас хоть какие-то управленческие задатки и менеджерские навыки. Но в накладе никто не остался: те, кому не удалось стать дублерами, вошли в Кабинеты – некий штат помощников положен каждому «министру», и мои вчерашние соперники стали моими же ближайшими соратниками.

– И чем же занято ваше с соратниками «управленческое» время?

– По вторникам – заседания на Тверской, 13. Наш Кабинет не пропускает ни одной планерки в Департаменте образования. Мы стараемся вникать во все мелочи и детали, во все вопросы, поначалу, чего уж тут скрывать, все это не так просто. Система огромная, многоступенчатая, с множеством нюансов. С наскоку ее не взять.

Что до наших прав, то в департаменте нам разрешено высказывать свою точку зрения на ту или иную проблему, что-то советовать. В правительстве – проводить молодежную экспертизу вносимых на рассмотрение документов и выдвигать свои оценки. Мы составляем самые разные мониторинги и проводим общественные срезы.

Правительство дублеров работает всего два месяца, а мне уже пришлось выступать на «взрослом» заседании. Говорила о том, что молодому специалисту после вуза сложно устроиться, а еще о национальном проекте в области образования. На мой взгляд, в нем недостаточное место уделено проблемам высшего образования. Я сама из преподавательской семьи, так что эти вопросы волнуют меня не только теоретически…

– Такая солидная общественная нагрузка серьезно мешает учебе?

– Времени, конечно, стало меньше. Но надеюсь, преподаватели относятся к этому с пониманием. Думаю, во время сессии наверстать упущенное.

– А личная жизнь не пострадала?

– Если разумно распоряжаться собой, то и на это времени хватит всегда.

– Как складываются отношения с Любовью Петровной, вашим патроном?

– Знакомство с нею – это, пожалуй, самое яркое впечатление последнего времени. Любовь Петровна отнеслась ко мне очень тепло и дружелюбно. Я искренне восхищаюсь ее умением виртуозно управляться с этой сложнейшей системой, все держать под контролем. На мой вопрос, как ей все это удается, она ответила коротко и просто: «Терпение и опыт – и у вас тоже все получится». Без стеснения могу сказать, что и в педагогике, и в управлении – она мой идеал. Школу знает не понаслышке, начинала свою карьеру в классе. Это о многом говорит.

– А в ваших планах мелу, доске и детям есть место?

– Очень хочу преподавать, но и менеджмент образования манит. Для начала надо дождаться августа, посмотреть, на что я способна в деле. Затем ротация – кого-то из правительства дублеров заменят, кого-то оставят. Так что о планах говорить рано. Время покажет.

…Анна Комиссарова – дублер Кезиной, ее ученица и, судя по всему, последователь. Но не ее тень. Не ее двойник. Кезина №2 истории не нужна. Ей нужна Комиссарова №1.

Прямая речь

Людмила ШВЕЦОВА, первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель комплекса социальной сферы:

– Мы действительно хотим, чтобы молодежное мышление, мнение молодежи было задействовано при принятии решений. Только вот эти ребята, члены правительства-дублера, представляют 1300000 московских студентов. Молодые люди должны проявить гражданскую позицию и высказать свое мнение по самым актуальным городским проблемам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте