В школе должно быть тепло и уютно. С этим правилом трудно спорить. Однако еще труднее порой бывает его реализовать. Проблемы, с которыми сталкиваются директора в своем стремлении к теплу и комфорту в школе, в основном организационные и притом мало зависящие от самих руководителей учебных заведений.
Юлия САДОВСКАЯ, директор школы №6, Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО: Учитываются суровые северные условия
Систему отопления в нашей школе обслуживает ООО «Универсал Строй Сервис», а узел учета и регулирования – ООО «Строй Арсенал». Его работа состоит в эффективном расходовании тепловой энергии. При понижении температуры на улице включается насос и открывается клапан, подающий теплоноситель из центральной магистрали. При повышении температуры на улице клапан закрывается, теплоноситель циркулирует внутри системы отопления.
Так экономится теплоноситель, и сложностей с отоплением в школе не возникает. С сентября по май работает безотказно.
А подготовка к отопительному сезону с учетом суровых северных условий начинается еще в мае. Два года назад проведен капитальный ремонт, установлены стеклопакеты, и теперь мы не следим за столбиком термометра. В школе тепло, в некоторых кабинетах даже жарко, а потому открываем окна для проветривания и в 35 градусов мороза.
Ирина КАХИАНИ, директор школы №318, Санкт-Петербург: Осень наступила рановато
За последние годы у нас в школе не было проблем с отоплением. Поскольку нам выделялись средства, все системы теплоснабжения, а также система горячего и холодного водоснабжения отремонтированы. Единственное, в чем была проблема, так это в том, что осень наступила рановато. Холода стояли с начала сентября. Однако в связи с ранним похолоданием отопительный сезон начался раньше, и 19 сентября мы уже обучали детей при горячих батареях.
Лариса РЫБКИНА, директор школы поселка Шимск, Новгородская область: Греем улицу
Главная проблема нашей школы в период отопительного сезона – это старые оконные рамы. Зданию школы 30 лет, дерево сгнило. Проблем, связанных непосредственно с организацией отопления, у нас практически нет, но самая прекрасная система отопления не дает результата, если тепло уходит из окон. Получается, зимой мы греем улицу!
Самой школе ремонт не потянуть – здание большое, многокорпусное… А ведь таких старых школьных зданий, как наше, в области очень много. Я говорила с директорами областных школ и знаю, что у многих из них с окнами в отопительный сезон возникают аналогичные проблемы. Поэтому, считаю, назрела необходимость разработки целевой областной программы, которая помогла бы школам в этом вопросе. Я бы назвала эту программу так – «Окна – школе!».
Ирина ШАБАКОВА, директор Кичменкско-Городецкой школы, Вологодская область: Мы не специалисты по обслуживанию котельных
Котельная, отапливающая школу, находится на нашем балансе, поэтому в обязанности администрации входит контроль за ее функционированием и состоянием. За летний период систему теплоснабжения надо подготовить к отопительному сезону. Мы заменяли котлы, ремонтировали теплотрассу, но проблемы остаются.
Вот в данный момент я сижу рядом с моим заместителем по АХЧ, и мы ломаем голову над тем, как будем ремонтировать здание котельной. Зданию не один десяток лет, оно находится в аварийном состоянии. Одну из стен нужно срочно переложить, чтобы безопасно было там находиться кочегарам. Мое мнение – школа не должна заниматься котельными, эти здания должны быть подведомственными жилищно-коммунальным структурам. Во-первых, контроль за отопительной системой очень много времени отнимает у администрации школы, но самое главное – мы, педагоги, не специалисты по обслуживанию котельных. И не можем по этой причине надлежащим образом контролировать процесс их работы. Я не могу оценить, выдают ли котлы нужное количество тепла, качественно ли производится их ремонт. На эти вопросы компетентно могли бы ответить только специалисты ЖКХ.
Кстати, котельные детских садов нашего района уже отданы в распоряжение жилищно-коммунального хозяйства. Хотелось бы, чтобы и со школами этот проблемный вопрос был решен так же.
Ирина УШАКОВА, директор Лагушинской средней школы Калачинского района Омской области: Тепло, но не то
Мы находимся довольно далеко от Омска: за сотню километров, но вряд ли кому придет в голову назвать школу провинциальной. Наши ребята свободно пользуются Интернетом, не раз побеждали в районных и областных олимпиадах по географии, экономике и русскому языку, участвовали в конференциях НОУ в области литературы. Наши учителя – победители областного конкурса «Информационные технологии в образовании» (INTEL – образование для будущего). Школа имеет статус культурно-образовательной инициативы по теме «Личностно ориентированное образование» – управление осуществляется на основе демократии, гласности и самоуправления. Стратегическое руководство образовательной политикой принадлежит выборному представительному органу – совету школы… И вот такой парадокс: современная школа, а отапливается по старинке – от старой угольной котельной. ссенью, конечно, тепло, но когда ударят холода, поддерживать комфортную температуру в школе будет трудно. Тем более что морозы в Сибири частенько опускаются до сорока градусов ниже нуля. В среднем зимой приходится сжигать порядка 800 тонн угля. Топливо нужно постоянно завозить, а это транспортные расходы. К тому же штат кочегаров котельной – 4 человека, да еще и охрана нужна для завезенного угля.
Правда, Лагушино осталось единственным селом в Калачинском районе, куда еще не пришел природный газ. Мы надеялись, что уже в новом учебном году станем жить по-новому – газ обещали дать еще в сентябре. Но пока не получается. Очень ждем, когда будет газифицирован поселок – планируется, что к шести газовым котельным будут подключены все 205 домов и объекты социальной сферы. Когда заработает новая модульная котельная на газе, затраты на отопление снизятся, по самым приблизительным оценкам, в три раза. И это если брать только экономический эффект. Но газ – это больше чем экономика. Это совершенно другая жизнь в селе. Отсутствие газа не дает Лагушину развиваться, и школу, как центр социума, конечно, это очень волнует. С помощью угольной котельной сейчас отапливаются только школа, клуб и административные здания. Жители топят печи. На зиму надо запасти три-четыре машины дров, и не каждому это по деньгам и по силам. Целая улица благоустроенных домов в селе оказалась брошенной – жить в них из-за отсутствия центрального отопления невозможно. Экономисты предприятия «Лагушинское» подсчитали: при переводе на газовое отопление оно станет рентабельным. Надеемся, что появятся новые рабочие места, возможно, молодежь перестанет уезжать в город, а наша школа станет привлекательнее для молодых специалистов.
Комментарии