search
main
0

Комбинат по производству ангелов. Учебные пособия как нравственный подвиг

В Костроме огласили имя победителя окружного этапа конкурса на соискание премии «За нравственный подвиг учителя». 1-е место в Центральном федеральном округе на сей раз заняла жительница подмосковного Пущина Лариса Захарова. Ее учебно-методический комплект «Вертоград» признан лучшим педагогическим исследованием года. Хотя для того, чтобы он появился, потребовалось 16 лет.

Именно тогда, в 1996-м, идея создать при Михаило-Архангельском храме воскресную школу стала воплощаться. Лариса Александровна в качестве родительницы привела сюда свою дочь. Биолога заинтересовало то, чему и как будут учить ее ребенка. Интерес превратился в увлечение. Сегодня Захарова не сторонний наблюдатель процесса воспитания в этой обители, а директор школы при храме. Эти 16 лет заставили сформировать собственное мировоззрение и выработать свой взгляд на учебный процесс. Как человек с научной закалкой, к нему она отнеслась системно, это и положило начало созданию особых учебников.Учебно-методический комплект «Вертоград» включает конспекты учителя, рабочие тетради и сборники тестов по предметам «Храмоведение (начальные понятия о Боге, о молитве, о храме)», «Православный иконостас (двунадесятые праздники, лики святых, подробный разбор устройства иконостаса с использованием бумажной модели)», «Ветхий Завет» и «Новый Завет», «История церкви», «Православное богослужение (всенощное бдение, литургия)», «Православный катехизис», «Церковнославянский язык».- Первоначально не было цели написать учебник для воскресных школ, – вспоминает Лариса Захарова. – Учебно-методический комплект сформировался в нашей воскресной школе постепенно, в течение примерно 10 лет, как обобщение педагогического опыта. Нельзя сказать, что в настоящее время есть дефицит православной литературы, образовательных материалов вполне достаточно, но любой педагог сталкивается с проблемой – какой выбрать учебник, какими наглядными пособиями проиллюстрировать тему, какое практическое задание дать ученикам, чтобы они не были пассивными слушателями. Все эти задачи решали и мы в своей воскресной школе. Школа прошла определенный путь. Сейчас преподавательский состав школы состоит из людей, получивших как минимум краткосрочное (а кто и более фундаментальное) богословско-педагогическое образование. А 16 лет назад это были энтузиасты – родители, приведшие своих детей в приходскую школу и активно включившиеся в ее жизнь. Преподаватели учились вместе с детьми, преподавание строилось так – учитель (он же родитель) прочитывал тему, шел на урок и пересказывал прочитанное детям. На первых порах им нелегко было удерживать внимание детей на протяжении 45 минут, выручали творческие задания – раскраски на библейские темы, поделки из бумаги, из бисера.Эту традицию заложила Елена Кирпичева, она сейчас руководит воскресной школой «Пчелка» в селе Игумново. При Ольге Свиреповой (ныне знакомящей с православием подростков серпуховского клуба «Трилистник») впервые появились рабочие листы по церковнославянскому языку. На каждый урок она распечатывала детям краткий рассказ об одной букве, включала туда прописи и красивые раскраски. Дети, слушая рассказ, учились писать по-церковнославянски, раскрашивали заставные буквицы, и урок проходил увлекательно. Эту идею использовали и на других предметах. В результате воспитанники к концу учебного года имели по каждому предмету папку с комплектом уроков.Изучение основ православия помимо учения о Боге и его заповедей предполагает рассказ и о распространении христианства в мире в первые века, и о судьбе православия в нашей стране. Педагоги школы стремились ознакомить детей с шедеврами православной культуры, с красотой православного богослужения. И все это пытались реализовать в наших рабочих листах, которые в конце концов сформировались в рабочие тетради. Таким образом, каждый рассказ о библейском событии сопровождается иллюстрацией (либо это картина известного художника, либо это прорись иконы). Приводится небольшой фрагмент церковнославянского текста, причем предусмотрено, что главные слова ребенок обведет по образцу и таким образом запомнит их написание. Сопровождается справкой о том, как в богослужении осмысливается этот библейский сюжет. Иногда там используются примеры отражения этого сюжета в народном творчестве.Первый небольшой тираж, выпущенный при поддержке Благотворительного фонда святителя Василия Великого, оказался очень востребованным не только в Серпуховском благочинии, но и в других регионах. Весь год творческий коллектив из Пущина получал письма с просьбами выслать комплекты не только от россиян. К ним обратились коллеги из Болгарии с просьбой выслать исходные электронные версии для перевода на болгарский язык. В благодарность от них пришла очень трогательная посылка с книгой о чудотворных болгарских иконах, куклой в национальном костюме и серией косметики «Болгарская роза». Было письмо и от соотечественника с Кипра, который выразил желание распечатать на свои средства наши рабочие тетради и подарить их местной русской воскресной школе.- Никакой победы в конкурсе не было бы, – отмечает Лариса Захарова, – если бы не сотрудничество нашего храма и воскресной школы с отделом образования администрации Пущино. Именно по инициативе Елены Васильевны Бирюковой и Галины Владимировны Лагуновой учебно-методический комплект был представлен на конкурс. Благодаря их отзыву и оценке становится возможным использование комплекта не только в воскресных школах и православных гимназиях, но и в общеобразовательных. Надеюсь, что это поможет преподавателям факультативного курса «Духовно-нравственная культура», ведь конечная цель у нас одна – чтобы наши дети не только обладали качественными знаниями, необходимыми в профессиональной деятельности, но имели четкие нравственные ориентиры, строили свою жизнь в соответствии с божественным замыслом о каждом человеке.Комплект разработан на основе классического учебника протоиерея Серафима Слободского, дополнен современными богословскими и естественно-научными знаниями, обогащен сведениями по православной культуре. Учебный материал распределен с учетом возрастных особенностей учащихся. Конспекты учителя содержат краткое описание курса, уроки в соответствии с календарно-тематическим планом и список литературы. Рабочие тетради включают краткое содержание темы урока и практическое задание – запись ключевых слов, тезисов, раскраски рисунков, аппликацию, моделирование из бумаги.Учебно-методический комплект, разработанный на базе воскресной школы «Вертоград» при Михаило-Архангельском храме Пущина, был представлен составителем в качестве выпускной квалификационной работы на Высших богословских курсах при Московской духовной академии и рекомендован к изданию. Руководителем выпускной квалификационной работы выступил игумен Киприан (Ященко), кандидат педагогических наук, декан педагогического факультета ПСТГУ, директор института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений. Рецензировал труд иеромонах Никодим (Шматько), кандидат богословия, проректор Высших богословских курсов при МПДА, духовник Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского.Курс «Храмоведение» рассчитан на семилетних детей, как правило, только начавших свое обучение в общеобразовательной школе. Это учитывалось при разработке пособия, в рабочих листах для 1-го и 2-го классов предусмотрено совсем немного пустых строчек для написания слов. Детям вначале предлагается записывать только самые главные слова: свое святое имя, название лиц Пресвятой Троицы. В комплект включены раскраски и поделки из бумаги к дню ангела, к Пасхе. Начинается курс со знакомства детей друг с другом, дети приучаются правильно и полностью называть свое имя, а через это устанавливать связь со своим небесным покровителем, учатся ему молиться. Поскольку традиция называния детей в честь святых была утрачена, воскресная школа призвана помочь семье правильно определить день именин ребенка и родителей, пробудить интерес к изучению житий семейных святых. Для этого, ежегодно поздравляя ученика с его именинами, в школе дарят ему открытку либо с кратким житием святого, либо с тропарем или кондаком, либо с поучением, как подражать святому, прославленному в этом лике (мученику, преподобному).На первых уроках детей призывают оценить красоту окружающего мира, чтобы понять, что такое гармоничное мироздание и как оно возникло с христианской точки зрения. Говоря о венце творения, побуждаем ребенка задуматься о высоком предназначении человека и вытекающей отсюда истинной цели его жизни. Все понятия выстроены в последовательности, предполагающей логическое следование друг за другом. Несколько уроков отведено подробному знакомству с устройством православного храма. Рабочие листы по этой теме снабжены большим количеством схем, моделей, на которых детям предлагается подписать названия частей храма. Знакомя детей с богатой символикой храма, на занятиях педагоги обращают внимание на правила поведения там.Значение поста и смысл почитания икон, формы креста и значение выражения «нести свой крест», история и традиции церковной жизни – темы разработаны так, чтобы дать наиболее полные знания. Но здесь воспитывают не богословов, людей. И как смеется Лариса Захарова, «это не комбинат по производству ангелов», а школа для вполне обычных детей, ей хочется надеяться, что семена доброго, вечного рано или поздно дадут свои всходы, сформировав в результате духовную и цельную личность.Пущино

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте