О деятельности в регионе стажировочной площадки Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета рассказала ректор ОГПУ, кандидат педагогических наук Светлана Александровна АЛЕШИНА.
Реализации проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» осуществляется при тесной поддержке региональной власти и Министерства образования области. На базе Института повышения квалификации Оренбургского государственного педагогического университета создана стажировочная площадка «Системные обновления дошкольного образования в условиях внедрения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», являющаяся эффективным механизмом внедрения инновационных идей модернизации регионального образования.Выбор площадки определялся на основании рейтинговой оценки учреждений, занимающихся повышением квалификации работников образования. На базе Института повышения квалификации ОГПУ, имеющего два представительства в Орске и Бугуруслане, ежегодно проходят переподготовку до 6 тысяч человек, из которых 1,5 тысячи – работники дошкольного образования. Кадровые, научно-методические, информационные, материально-технические ресурсы ИПК позволяют осуществлять деятельность в рамках ФЦПРО результативно.Работа стажировочной площадки представляет собой модель, включающую анализ новых форм и содержания дошкольного образования, на основании которого происходит отбор ключевых идей модернизации, их осмысление и практическая реализация на базовых площадках, включая научно-методическое сопровождение моделей модернизации муниципальных систем дошкольного образования в контексте современных государственных требований, анализ результативности модернизационных процессов.Для решения задач модернизации муниципальных систем дошкольного образования разработаны программы стажировки, мониторинговые процедуры (мониторинг ресурсной обеспеченности (муниципалитетов и базовых опорных площадок), мониторинг удовлетворенности стажеров качеством предоставляемых стажировочной площадкой образовательных услуг, мониторинг достижения детьми запланированных результатов (на базовых опорных площадках).Базовые опорные площадки – главные единицы инфраструктуры стажировочной площадки. В области в ходе реализации проекта было открыто 11 базовых опорных площадок, деятельность которых осуществляется под научным управлением команд ученых кафедр ИПК и ППРО ОГПУ. Учреждения, входящие в состав площадки, расположены в центральной (Оренбург), восточной (Орск, Кувандык), западной (Бузулук, Бугуруслан) зонах.Такое расположение является целесообразным с точки зрения экономических (географическая протяженность Оренбургской области осложняет возможность прохождения стажировки) и образовательных интересов стажеров, дает возможность изучить опыт различных инновационных образовательных учреждений – базовых площадок, в том числе опыт учета региональных особенностей в модернизации муниципальных систем дошкольного образования.В рамках ФЦПРО на стажировочной площадке отрабатывается также следующая позиция: стратегии проектируются и реализуются не отдельно взятыми людьми, а командами. Исходя из этого, на площадке ведется системная работа по подготовке муниципальных команд Оренбургской области, которые будут заниматься модернизацией регионального дошкольного образования.Для распространения образовательной модели широко используется закупленное по проекту дистанционное оборудование для онлайн-обучения, обмена мнениями, дискуссий по проблемам модернизации ДО в блогах, на форуме, что соответствует потребностям регионов.Для проектирования муниципальных моделей модернизации дошкольного образования были созданы 23 муниципальные команды, включавшие специалистов муниципальных систем образования, руководителей ДОУ, руководителей районных и городских методических объединений, воспитателей и узких специалистов, которые должны будут создать главные научно-методические продукты для модернизации дошкольного образования.Командное обучение – ноу-хау в ходе реализации данного проекта. Каждый участник вне зависимости от роли и функций, которые он исполняет, осваивает сущностные характеристики модернизации дошкольного образования, затем в соответствии со своей ролью и функциями приступает к проектированию главных документов. Прохождение обучения в команде важно для каждого ее члена и обеспечивает анализ региональных особенностей дошкольного образования, проектирование всех видов ресурсов для модернизации дошкольного образования.Модернизация дошкольного образования проходит в контексте единой концепции модернизации и предполагает системные обновления: содержания, технологий, системы оценивания качества образования, систем управления за счет усиления общественной компоненты, системы финансирования, структуры дошкольного образования и создания открытой гуманитарной информационной среды.Сегодня мы уже можем говорить о результатах, полученных за время реализации проекта. Подготовлены два тьютора-консультанта по вопросам модернизации дошкольного образования – это преподаватели ИПК и ППРО ОГПУ. Общая численность прошедших обучение тьюторов, которые будут обеспечивать в дальнейшем работу стажировочной площадки, составляет 48 человек. Численность стажеров на площадке – 625 человек, из них завершивших обучение – 190 человек в 2011 году и 243 человека в 2012 году, в 2013 году – 109 человек. Разработаны 23 программы модернизации муниципальных дошкольных систем образования Оренбургской области, 57 программ модернизации в других областях России.Министерством образования области, административной группой проекта ведется работа по организации образовательной миграции, которая позволит диссеминировать модернизационные идеи не только в Оренбуржье, но и в России. Эта работа обогащает содержание деятельности стажировочной площадки за счет живого общения с профессионалами РФ, системного научного изучения моделей модернизации дошкольного образования различных регионов, дискуссий профессионалов по эффективности спроектированных моделей. Команда стажировочной площадки ИПК и ППРО ОГПУ работала в Ульяновской, Свердловской, Волгоградской областях, Республике Башкортостан, Республике Татарстан и готовится работать в Самарской и Пензенской областях. В ходе обучения команд названных территорий были представлены руководителями базовых опорных площадок инновационные идеи образовательных учреждений Оренбургской области, а также была организована виртуальная стажировка с использованием современного оборудования.
Комментарии