Бескесский тупик
По этому шаткому мосту-кладке ученики Бескесской школы переходят каждый день широкую горную реку. Ходят здесь и зимой, когда доски покрываются слоем льда, и осенью, когда дожди делают поверхность моста склизкой. Ребят помладше приходится переводить учителям и родителям, старшие идут сами, и каждый раз взрослые смотрят им вслед с замиранием сердца – не дай Бог, что…
“Наше обращение с письмом к вам вызвано тем, что в бескесской школе, где учатся наши дети, сложилась не просто ненормальная обстановка, скорее абсурдная…” – так начиналось письмо, пришедшее в редакцию “Учительской газеты” из Карачаево-Черкесии. “Великая к вам просьба – направьте к нам корреспондента вашей газеты…”
“Нетеплая” встреча
Итак, наши журналисты отправились в путь. Он оказался неблизким – дорога от Минеральных Вод до поселка Курджиново, который был указан в письме, заняла целый день. В Курджинове выяснилось, что авторы письма живут еще дальше – в горном поселке Азиатском. Дорогу нам обьяснили так: “Дойдете до кладки, а за ней – дорога вверх…” Долго гадали, что такое эта самая “кладка”. То ли поселок, то ли нечто кирпичное. Выяснилось, что это узенький висячий мостик через бурную горную реку. От него вверх уходила разбитая грунтовка, сиротливо жмущаяся между скалой и обрывом.
Поздним вечером нам удалось наконец добраться до Азиатска. Место – мечта романтика. Почти километр над уровнем моря, с двух сторон – горные склоны.
…Наконец нашли дом авторов письма – Риммы Кузичевой и Ларисы Думановой. Первые несколько минут встречи никак нельзя было назвать теплыми. Долго не хотели открывать калитку, до тех пор пока внимательно не изучили наши документы. Потом Римма Георгиевна призналась, что хотела даже взять охотничье ружье. Вот тебе и “великая просьба”…
Оказывается, за время, которое прошло с момента отправки письма, конфликт стал настолько серьезным, что в неизвестных молодых людях стали подозревать чуть ли не рэкетиров.
“Белая ворона” в ущелье
Римма Георгиевна больше трех десятков лет работала в органах МВД Пятигорска. Уйдя на пенсию, она решила наконец пожить спокойно в горах Карачаево-Черкесии. Вместе с ней поселилась ее дочь Лариса Думанова и внучка Лада. Но ее натура требовала действий, требовала обьекта борьбы. И этим обьектом стала директор школы, в которую пошла учиться Лада, Раиса Иосифовна Кожемякина.
Поведение мамы и бабушки Лады особенно корректным было назвать никак нельзя. Представьте себе, что к вам на урок без всякого приглашения входит родственник ученика. Ну это еще можно как-то стерпеть. Но когда этот человек прерывает ваш рассказ и начинает обьяснять, что вы должны говорить и каких учеников спрашивать, тут всякое терпение может лопнуть. Поэтому со стороны казалось, что вся проблема заключается лишь в неуемной активности двух одиноких женщин, решивших обьяснять школе, как учить их чадо. Но, разобравшись в ситуации, мы поняли, что это не так, точнее не совсем так.
Дело о юбках
Конфликт начинался с курьеза. Лада – единственная ученица школы, живущая в Азиатске. Каждый день ей приходится добираться до Бескеса, где находится школа, преодолевая пять километров по горной дороге. Естественно, что для такого путешествия оптимальная одежда – брюки. А в школе решено, что девочки обязаны надевать юбки темного цвета. И началась бурная переписка. “Ваша девочка должна быть в юбке. Если в юбке ей трудно добираться до школы, пусть приносит юбку с собой и переодевается в учительской”, – настаивала школа. Родители отвечали: “Прежде чем раздевать моего ребенка, занялись бы лучше собственными проблемами”.
Дальше пошло по нарастающей. Директриса заявила, что Кузичева укрывала у себя дома особо опасного преступника. Та в свою очередь обвинила Кожемякину в систематическом получении взяток, даже указывалась цифра – 2 миллиона за поддельный аттестат. Дело дошло до немыслимого. По словам Кузичевой, во время одного из скандалов директор школы заявила, что пятиклассница Лада занимается проституцией и развратом…
“Микромафия”
Раньше мне как-то не приходило в голову, что директор сельской школы может обладать такой колоссальной властью. Не той властью, которая держится на авторитете, а той, что основана на страхе.
Жители поселка соглашались говорить о школе, только взяв обещание, что беседа останется в тайне. Разговаривали они вполголоса, опасливо посматривая по сторонам. Их можно понять. Что может быть для человека дороже его детей?! А дети каждый день скрываются в дверях каменного дома на берегу реки, и все, что с ними происходит, зависит от хозяина этого дома – директора школы.
Плюс к этому Кожемякина имеет свое фамильное “лобби” на разных уровнях: заместитель председателя районной администрации – ее родной брат, учительница труда – ее родная сестра, уборщица школы – ее племянница… Как говорится, “все схвачено”.
После очередного прослушанного рассказа о всемогуществе Кожемякиной у меня невольно вырвался вопрос:
– Это что же получается – прямо-таки мафия?
– Ну, допустим, на мафию она не тянет, так – микромафия…
“Педагогика сотрудничества”
О Раисе Кожемякиной нам довелось услышать всякое. Говорили и о взятках, и о хамстве, и о том, что она нескольких девочек чуть было не довела до самоубийства… Но основной упрек был таким – директор заставляет вести уроки своих учеников.
– Приходит мой сын домой и удивленно сообщает: “Папа, а у нас сегодня Вовка из седьмого класса урок вел”, – рассказал нам один из жителей села.
Когда мы сообщили об этом представителю роно, нам было отвечено: “Вы знаете, может быть, это педагогический эксперимент? Есть же, например, такое направление – педагогика сотрудничества…”
Тупик
Когда конфликт доходит до такой стадии, то решать его силами школы или силами поселка уже бесполезно. Здесь должна вмешиваться власть. Нельзя сказать, чтобы она этого не делала. И администрация, и роно довольно давно следят за развитием событий. Когда мы зашли в кабинет заместителя главы районной администрации, первое, что бросилось в глаза, – лежащая на столе контрольная работа Лады по математике плюс обьемистая папка с заявлениями Кузичевой и записками Кожемякиной. По слухам, приказ об увольнении бескесского директора уже лежит в одном из чиновничьих кабинетов, но…
У этого “но” есть немало оснований. Во-первых, пресловутые родственные связи Кожемякиной. Во-вторых, целый ворох обвинений, которые предьявляются директрисе, не так-то легко доказать. Отсутствие на уроках? В день приезда комиссии директор – на рабочем месте, а в табеле явка проставлена за целый год без единого пропуска. Взятки? Всем известно: это преступление – одно из самых недоказуемых. Оскорбление учеников? Так никто из них с диктофонами на урок не ходит.
И наконец, третье, пожалуй, – самое главное. В своей школе Кожемякина – практически единственный человек с полноценным высшим образованием. Уволить ее – значит поставить под вопрос само существование учебного заведения. Заменить Кожемякину и ее родственниц практически невозможно: ну какой специалист с высшим образованием и стажем педагогической работы согласится жить в удаленном от всех благ цивилизации поселке?!
Григорий ТАРАСЕВИЧ
Жилье для учителя
В поисках лучшей доли
В последнее время писем в нашу рубрику стало приходить больше. Середина учебного года. У одного рассеялись иллюзии, у другого кончилось терпение. У третьего… Словом, “каждый несчастлив по-своему”. Пришло не совсем обычное письмо, пожалуй, первое в нашей почте. “Обращаются к вам две студентки Рыльского педагогического училища, – пишут Наталья Голдаева и Елена Дроздова, – скоро мы будем учителями начальных классов. Нам дают свободные дипломы, и мы в тревоге за свое будущее. Опубликуйте наше обьявление”.
Будущие учителя начальных классов ищут работу в школе. Могут быть воспитателями ГПД, руководителями детского движения. Адрес: 307330, Курская область, г. Рыльск, ул.Свердлова, д. 28, кв. 5, Н.Голдаевой и Е.Дроздовой.
Три молодые учительницы музыки, биологии и географии, начальных классов из одной школы хотят найти лучшую долю. Ищут работу на будущий год. Адрес: 164573, Архангельская область, Виноградовский район, село Топса, Елене Николаевне Рудяк.
Учительница русского языка и литературы нуждается в работе и жилье. Переехала из Туркмении, работает не по специальности, ведет часы рисования, временно проживает на квартире. Согласна работать в любом селе, если дадут жилье. Надеется, что откликнутся директора школ, находящихся в Волгоградской области. Адрес: 416510, Астраханская область, г.Ахтубинск, поселок Речников, ул. Карла Маркса, д. 22, Л.Д.Сидоркиной.
Учитель истории, географии, биологии ищет работу в центральной части России. Имеет 14-й разряд. Адрес: 488018, Казахстан, г. Талды-Курган, 5-й микрорайон, д. 25, кв. 90, С.П.Воробьеву.
ВАКАНСИИ
Учителя английского языка примут на работу в Иванищевскую среднюю школу. Обеспечат хорошей нагрузкой, предоставят двухкомнатную благоустроенную квартиру. Адрес: 601521, Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, поселок Иванищи, школа. Телефон директора В.Н.Ивановой 5-18-87.
Чернскому педагогическому училищу срочно требуются квалифицированные преподаватели живописи и рисунка на художественно-графическое отделение, а также хореограф и преподаватель музыки на школьное отделение. Всех обеспечат хорошей нагрузкой – полторы ставки. На первое время, до получения квартиры или отдельного дома, предоставят комнаты в благоустроенном студенческом общежитии. Адрес: 301090, Тульская область, поселок Чернь, ул.Ленина, 62. Телефоны: 2-15-94, 2-13-59.
Учителей русского и английского языков, истории, физики, математики ждут в Новоясеневской школе. Обеспечат нагрузкой и жильем. Есть жилые дома со всеми постройками и земельными участками. Адрес: 347144, Ростовская область, Обливский район, совхоз “Новоясеневский”, школа. Телефон 2-18-38.
Логопеда, дефектолога, психолога, социального педагога, педагога-организатора, социолога и инженера-программиста приглашают на работу в Арсеньевский муниципальный социально-психологический центр “Вита”. По договоренности предоставляется жилье: частная квартира или общежитие. Адрес: 301510, Тульская область, поселок Арсеньево, ул.Папанина, д.8. Телефон директора центра Н.П.Дьячковой 2-15-87.
Подготовила Надежда ТУМОВА
Ваш адвокат
Рубрику ведет Адольф Сергеевич РОЗЕНОЕР
С 1 апреля 1996 года минимальная зарплата по РФ установлена в размере 75900 рублей, а оплату учителей, преподавателей, как и прежде, исчисляют из расчета ставки первого разряда ЕТС 60000 рублей.
Является ли минимальная зарплата ставкой I разряда Единой тарифной сетки (ЕТС)?
Н.САМБОРСКИЙ
гор. Тында,
Амурская область
Нет, не является.
Однако пересмотр ставки I разряда Единой тарифной сетки обычно совпадал по времени или был близок к пересмотру минимальной оплаты труда всех работников России. Так было в 1992-1995 гг.
При увеличении Правительством РФ оклада (ставки) низшего разряда в связи с инфляцией автоматически увеличиваются ставки по всем остальным разрядам.
Но в 1996 году образовался значительный разрыв между ставкой I разряда и минимальным размером оплаты труда (МРОТ).
Как отмечено в постановлении президиума ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ N 8 от 28 августа 1996 г., правительство не выполнило обязательство о внесении в Госдуму РФ в I квартале 1996 года предложений по сокращению разрыва между минимальной оплатой труда и тарифной ставкой I разряда, а также прожиточным минимумом.
К сожалению, несмотря на увеличение МРОТ с 1 апреля 1996 г. до 75900 руб., ставки учителей и преподавателей до сих пор исчисляются исходя из ставки I разряда, установленной с 1 сентября 1995 г. в размере 60000 руб. согласно постановлению Правительства РФ N 823 от 24 августа 1995 г.
Как видим, разница в размерах и во времени получилась ныне весьма значительная.
Чтобы определить нынешнюю ставку преподавателя, необходимо 60000 руб. умножить на его тарифный коэффициент.
* * *
В нашей школе 16 классов-комплектов, есть отдельные кабинеты физики и химии.
С 1964 года, когда в нашем селе открылась десятилетка, появилась ставка лаборанта для этих двух кабинетов. Но в этом учебном году РУО при тарификации дало только 0,5 ставки лаборанта вместо полной ставки непонятно по каким причинам.
Прошу дать разьяснение по вопросу штатного расписания школы.
Н.ЛУКЬЯНЕНКО
с. Лозное,
Волгоградская область
Согласно Типовым штатам (письмо Министерства просвещения РСФСР N 13-М от 12 февраля 1987 г.) в средних общеобразовательных школах при наличии оборудованного химического или физического кабинета устанавливалась штатная должность лаборанта: при количестве классов-комплектов от 9 до 18 – одна полная должность, 19-28 – 1,5 единицы должности, 29-39 – две должности, 40 и более – 2,5 единицы должности лаборанта.
Теперь каждое образовательное учреждение, каждая школа самостоятельно устанавливают свое штатное расписание в пределах имеющихся средств на оплату труда (п.9 ст.32 Закона РФ “Об образовании”).
Утвержденные прежде Типовые штаты школ не являются теперь строго обязательными, но могут служить некоторым примерным ориентиром.
Комментарии