search
main
0

Команда корабля. Нам есть чем гордиться

Вот уже пять лет как я директор замечательного учебного заведения – челябинской гимназии №23. Сегодня наши ученики, учителя и родители – это команда трехпалубного корабля. Мы называем его «УниКуМ», что значит: Уникальная культура мышления. Почему трехпалубный? Потому что на первой – начальная школа, или «Студия», форма познания здесь: «Учусь, играя». Вторая палуба – основная школа, или «Мастерская», форма познания: «Учусь, творя». Третья – это средняя школа, или «Лаборатория», форма познания: «Учусь, исследуя».

СтатфактЗа 2007 год общий объем финансирования гимназии составил 17067113 руб.Из них:средства местного бюджета – 15760849 руб.;внебюджетные средства – 1306464 руб.;платные образовательные услуги – 1027807 руб.;благотворительность – 89323 руб.Результаты ЕГЭСдали экзамены на «4» и «5»:по английскому языку – 100%;по литературе – 100%;по истории – 100%;по биологии – 100%;по физике – 100%;по русскому языку – 89,58%;по обществознанию – 89%.

Все началось еще в 1996 году, когда мы отрабатывали модель лингвогуманитарного лицея. Что такое лицей в то время, учителя плохо себе представляли. Понятия «лицей», «гимназия», «колледж» были расплывчаты, туманны. И только к 2002 году, когда типология школ была четко определена, мы получили статус… гимназии. Потому что к тому времени и на углубленном, и на профильном уровнях у нас преподавались английский язык, право и обществознание. Мало того, большая часть учебного плана интегрировалась с дополнительным образованием. На то время это было ноу-хау. Наше ноу-хау. К тому же у нас была разработана концепция гражданско-правового образования. А педколлектив к тому времени подобрался по-настоящему сильный, яркий, творческий. И на кафедре общественных дисциплин, и на кафедре английского языка (там преподавались разные курсы, а не только язык в чистом виде). Все это позволило сделать серьезный скачок. И с 2002 года гимназия зазвучала как статусное учебное заведение.

Как сегодня мы понимаем, что это такое? У нас дается (и это прежде всего!) высокое качество знаний. Наша задача – наиболее полно раскрыть каждого ребенка. Создать для этого максимум возможностей. Дети участвуют в различных олимпиадах и конкурсах. И показывают хорошие результаты! За счет чего? За счет, повторюсь, того, что в гимназии сложился сильный педагогический коллектив, умеющий хорошо учить. Наши учителя сами стремятся познавать. И используют для этого не только курсы повышения квалификации. Они ищут самые разные формы самообразования. Сегодня у них есть возможность повысить квалификацию дистанционно в Российской академии образования, например. Или даже за рубежом. Вот уже четыре года мы сотрудничаем с Прагой. Как это удалось? А вот как. Наши дети участвуют в олимпиадах Уральского федерального округа. Вышли на Россию. А третий тур, как правило, проводится в одной из стран Запада. По ступеням: округ, Россия и третий, международный, тур. Учителя гимназии, что называется, тут же «навели мосты» с чешскими школами. И дистанционно обмениваются опытом. В этом году мы повезем ребят в Киев, на олимпиаду по истории и математике. Возможно, будет олимпиада и в Турции по другим предметам.

Опыт обучения детей нам помогают приобретать многие: зарубежные коллеги, родители и даже сами ученики. Иначе говоря, социум, который нас не просто окружает, но сильно поддерживает. Все это помогает раскрываться педагогам. Но и это еще не все! Если бы не было ресурсов, хорошей материальной базы, учителям сложнее было бы работать. А в этом нам, несомненно, очень помог национальный проект «Образование». Очень правильно, что на самом первом этапе проекта были отмечены именно те школы, которые внесли больший, чем другие, вклад в образование. Иначе говоря, это школы, которые много лет подряд готовили призеров олимпиад, где работают творческие учителя, где дети массово показывают высокое качество знаний. Мы рады, что попали в их число! Материальный ресурс, который мы получили в рамках гранта, школа использовала на улучшение материально-технической базы для работы самого учителя. Когда это произошло, творческие возможности каждого педагога раскрылись еще сильнее, еще шире.

Итак, как я уже сказала, в течение многих лет, с 1996 года, у нас была отработана концепция гражданско-правового воспитания.

Но ни для кого не секрет, что образование – это не только обучение, но и воспитание. Педагоги выполняли задачу воспитания личности, осознающей не только свою интеллектуальную и национально-культурную уникальность, но и воспринимающей мир во всей его целостности и взаимозависимости, понимающей свою ответственность за судьбу этого мира и готовую конструктивно действовать для его сохранения и развития. А эту задачу гимназия видела возможным решить на основе интеграции базового и дополнительного образования. По принципу интеграции основного образования области общественных дисциплин и воспитательной системы в гимназии успешно работает, например, исторический клуб «Русский мир». За годы его существования ребята завоевали более двухсот призовых мест на конкурсах от районного до российского уровня. Такая система позволила коллективу гимназии создать единое образовательное пространство, поддерживать и развивать инициативное сотрудничество с вузами, общественными организациями, включая национальные культурные центры, в исследовательской, управленческой и учебно-воспитательной деятельности.

Сегодня наша гимназия обеспечивает углубленную подготовку по лингвистическому, социально-правовому и филологическому профилям обучения. Реализует национальные программы и проекты «Гимназический союз России», «Интеллектуально-творческий потенциал России», «Шаг в будущее», «Я – гражданин России», «Одаренные дети», Всероссийская лига интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?». Мы внедряем дистанционные формы обучения, зарубежные УМК базового европейского уровня, программу «Перспективная начальная школа», новые методики и технологии обучения, включая ИКТ. Гимназия стала городским методическим центром «Инновационное поле языкового образования», пилотной школой по информатизации образования, в рамках национального проекта «Образование» обладателем грантов «Образовательное учреждение, активно внедряющее инновационные образовательные программы» и «Создание предметных лабораторий для работы с одаренными детьми».

Я убеждена: каждый ребенок – уникальная личность, творческий потенциал которой мы пытаемся раскрыть через участие в олимпиадах, конкурсах, грантах. Успехи говорят сами за себя: 12 дипломов Королевского посольства Дании по итогам участия в Международном конкурсе к 200-летию Андерсена, диплом Международного научного «круглого стола» в Киеве, дипломы 1-й, 2-й и 3-й степени и уже солидный набор золотых, серебряных и бронзовых медалей за победы в международном этапе олимпиады по основам наук Уральского федерального округа, платиновый грант Международного конкурса в Женеве по созданию образовательных сайтов, дипломы лауреатов и призеров Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады «Эйдос». По итогам национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» 20 учащихся вошли в десятку сильнейших, а сама гимназия получила диплом интеллектуального лидера как самое результативное образовательное учреждение России. Гимназия стала обладателем кубка страны в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». Два педагога и шестеро учеников – обладатели гранта Президента России, два педагога и восемь ребят – гранта губернатора Челябинской области. Ежегодно школьники гимназии становятся стипендиатами мэра нашего города. Несомненно, нам есть чем гордиться!

В чем же причины успеха? В особой творческой атмосфере, которая царит во взаимоотношениях педагогов и детей и которая является необходимым условием для развития проектной и исследовательской деятельности в процессе освоения программ базового и дополнительного образования, в способности коллектива гимназии эффективно использовать уже имеющиеся инновационные технологии и создавать свои собственные, а еще в умении вовлечь и повести за собой одного из главных своих союзников – родителей. Родители создали в гимназии общественную организацию «Дети – наше будущее», которая работает с педагогами и с ребятами и всегда принимает активное участие в общих делах.

Современная структура информационного пространства, открытость учебного процесса для родителей, ориентированность педагогического коллектива на использование самых современных средств ИКТ на всех уровнях работы позволили гимназии стать пилотной школой по информатизации.

В 2006 году по результатам инновационной деятельности гимназия стала обладателем гранта Президента РФ, а в 2007 году на базе МОУ гимназия №23 на средства, выделенные из областного и городского бюджетов, в рамках реализации национального проекта «Образование» при поддержке Президента Российской Федерации открыты предметные лаборатории «Общественные дисциплины» и «Иностранные языки», которые станут центрами подготовки участников Всероссийской олимпиады школьников и кандидатов для участия в международных интеллектуальных конкурсах. Такая значительная финансовая поддержка со стороны государства позволила гимназии существенно пополнить техническую базу интерактивными досками, системой интерактивного голосования на 30 пользователей, документ-камерами, лингафонным кабинетом, а также оборудовать современный мультимедийный кабинет. Высококлассное оборудование позволит сделать занятия с использованием информационных технологий и Интернета еще более эффективными, проводить подготовку одаренных детей области к участию в предметных олимпиадах, осуществлять видеосвязь и проводить видеоконференции с гимназиями других городов нашей страны в рамках проекта «Гимназический союз России».

Обучение в гимназии ведется по четырем профилям: лингвистическому, социально-правовому, социально-экономическому и социально-филологическому. В инновационной структуре управления образовательным процессом участвуют научно-методический совет, пять специализированных кафедр – русского языка и литературы, иностранных языков, общественных, естественно-научных дисциплин и начальных классов, а также психолого-педагогическая служба. Изучение английского языка начинается со 2-го класса.

У нас в средней школе ведутся интересные спецкурсы и факультативные занятия: основы стилистики английского языка, художественная литература англоговорящих стран, риторика, математическая мозаика, азы программирования, психология самоопределения и другие. У старшеклассников свои спецкурсы: бизнес-курс английского языка, деловое письмо, эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы, слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения, древнерусская цивилизация, логические основы математики, технология создания сайтов…

В гимназии прекрасная материально-техническая база: более 30 единиц теле- и видеоаппаратуры, 110 компьютеров, 15 мультимедиапроекторов, 14 автоматизированных рабочих мест учителя.

В ближайшее время мы намерены развить и расширить деятельность предметных лабораторий и ресурсного центра для еще более успешной подготовки ребят к участию во всероссийских олимпиадах по правовому образованию, истории, английскому языку, экономике, русскому языку, литературе.

Наталья ЗАПУСКАЛОВА, директор гимназии, Челябинск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте