Ни для кого не секрет, что за последние 10-20 лет мировая образовательная практика претерпевает трансформации, наиболее радикальные со времен возникновения систематической образовательной деятельности в эпоху древних греков.
Суть происходящих перемен обусловлена тремя фундаментальными обстоятельствами. Первое – учитель, школа, любая образовательная институция перестали быть главными трансляторами содержательного, знаниевого контента. Трансляторов становится не просто много, а очень много, причем все источники информации обладают различным социальным статусом, социальной значимостью и возможностями. Второе – само по себе знание, представленное как предмет образовательной практики, существенно изменило свою структуру и функции. Все в большей степени нарастают междисциплинарность, трансдисциплинарность, надпредметность знаниевых форм. В этом смысле обучение становится все менее наукоцентричным и наукоподобным. С невиданной ранее скоростью в образовательной практике нарастают факторы креативности, игры, свободного конструирования, в том числе и формы получения и присвоения информации. Наконец, третье – для современного подростка мир все труднее разделить на отдельные, по-разному организационно устроенные пространства учебы, отдыха, труда, умственных и физических занятий. Границы между этими пространствами быстро стираются, учеба непрерывно переходит в досуг и обратно, спорт – в интеллектуальные упражнения, а интеллектуальные упражнения незаметно превращаются в экстремальные физические нагрузки. Традиционное разделение времени ученика, его труда и досуга, на которое столетиями ориентировалась педагогическая практика, ныне безвозвратно уходит в прошлое. Что все сказанное означает для тех, кто призван заботиться не только о содержании, но в большей мере об организации и управлении образовательными процессами? Значит все это очень многое. Управленцы в системе образования еще о многом не задумываются, еще надеются оттянуть необходимые перемены, уповая на пресловутую инерционность образовательных традиций или на русское «авось», в глубине души надеясь, что все вернется на круги своя. Но все не так просто. Первая реакция на происходящие трансформации вполне объяснима: если по-старому образованием управлять не получается, то давайте перестанем управлять им вообще. Пусть кто что хочет, тот то и делает! Полная свобода! Если можно так выразиться, долой управление! Внешне вполне привлекательная позиция, но есть только одна тонкость. В условиях полного освобождения от управления запросто можно потерять две главные фигуры образования – учителя и ученика. Именно так. Обе фигуры в теснейшей взаимосвязи, которую обеспечивает самое сложное, что отныне обнаруживается в образовательном процессе. Речь идет о воспитании. Воспитании как двуедином деле. Учитель воспитывает ученика, а ученик – учителя. Только так, а не иначе, сейчас можно чего-либо добиться, в противном случае нас ожидает хаос и полное разрушение всяких надежных оснований осмысленного развития общества, оснований самого будущего. Кроме того, многие прекрасно понимают, что современное образовательное действие по большому количеству параметров становится все более затратным, ресурсоемким. Формирование человека, принадлежащего будущему, требует все больше средств, а также их эффективного расходования. Вот почему, с моей точки зрения, сущностные тенденции развития образования сегодняшнего дня нуждаются не в «освобождении» от систем управления, а в формировании совершенно новых управленческих моделей и технологий. Эта тенденция четко прослеживается в системе московского образования, где такие управленческие схемы уже не первый год разрабатывают, апробируют и активно внедряют. Суть новой системы управления московским образованием можно кратко изложить таким образом: финансирование образования, основанное на принципе «деньги следуют за учеником», обеспечивает полноценную деятельность образовательной организации. Но главное заключено в том, что новая система финансирования открывает большие возможности для развития. На этом этапе принципиально важно превратить саму образовательную организацию в укрупненное, разветвленное сетевое пространство, предоставляющее все возможности для поиска учеником своих содержательных и жизненных интересов, выстраивания как можно большего числа индивидуальных образовательных траекторий. Вот в чем смысл создания крупных образовательных комплексов, внутри которых формируют целостный учебно-воспитательный контекст, систему мест прикрепления и индивидуального роста ученика, но, самое главное, не только ученика, но и учителя, который перестает действовать как передаточное звено в линейной цепочке трансляции жестких и однозначных директив, при этом выступая в роли своеобразного обучающегося новым требованиям. Укрупненный образовательный комплекс как автономная в финансовом отношении система приобретает сумму определенных прав, возможностей, свободы, а вместе с тем и небывалую ранее сумму ответственности за принятые решения. Согласитесь, что, только видя реальную ответственность своих наставников за серьезность решений, ученик сам будет способен научиться все той же ответственности! А без умения быть ответственным добиться чего-либо в жизни невозможно. Хочу вспомнить недавний любопытный момент, который неожиданно возник в ходе дискуссий на межрегиональной научно-практической конференции по управлению. Для директоров школ из десятка регионов России понятие «образовательный комплекс» сначала было неясным, поэтому коллеги задавали вопрос: «Что такое образовательный комплекс – ассоциация, союз, товарищество?» Когда разобрались с юридическим статусом, директора самых разных городских и сельских школ сметливо оценили громадные возможности объединения для развития всех. Резонный вывод сделал директор из Саратовской области, доказав, что коллективы маленьких школ, хоть и имеют многолетние традиции, гораздо труднее приходят к мотивации развития и роста. Метод убеждения или принуждения сегодня не работает как механизм, а коллективы, в которых нет мотивации к развитию, очень быстро вступают в процессы стагнации. Поэтому «живая кровь интересной жизни» в комплексах, которую увидели участники конференции, действительно способна дать ростки нового для интенсивного и длительного развития. И еще один момент уловили наши коллеги – комплексы предоставляют творчески неограниченную управленческую свободу. Это именно то, чего вчера директора желали больше всего, но сегодня больше всего боятся. Наверное, это непреодолимое противоречие российской ментальности: свобода имеет особую культуру самоограничения и ответственности за решения. Технологическая реконструкция систем управления в настоящее время стала новой реальностью, именно она в значительной степени предопределяет вектор развития московского образования. Общая стратегия управленческих технологий в образовательных структурах, безусловно, выходит на более удлиненную цепочку управления, заметное сетевое расширение управленческих моделей, что объективно увеличивает поля факторальной соподчиненности. Вместо прямого принуждения (директивной установки) возникает система опосредованного воздействия на процессы обучения и воспитания. Что лежит в основе этой модели? Прежде всего – переход от административного распоряжения к мотивационному воздействию. В этом ключе в управленческой модели происходит формирование решений в реализации проблем контекстов. Теперь то или иное решение транслируют уже не с помощью директивы, а посредством конструирования программы управления. Любой участник управленческого союза должен воспринимать это решение как собственный выбор, хотя в действительности такую модель могут ему навязывать со стороны, но она продиктована новыми требованиями и возникающими рисками развития. Модель контекстного управления должна стать одной из ступеней реализации поистине масштабных задач развития московского образования. Постепенно, шаг за шагом, уходят механизмы управления по прямой субъект-объектной линии, все активнее Департамент образования внедряет управленческую модель программирования действий управленца посредством формирования свободного собственного выбора и ответственности за результаты работы коллектива. В формировании современной платформы управления огромное значение имеют механизмы измерения и оценки результатов деятельности образовательной организации. Только по конечным результатам можно выявить степень и качество исполнения работы в соответствии со стандартами, требованиями, стоящими перед образовательными организациями. В процессе обеспечения эффективного контроля результатов деятельности коллектива не меньшее значение отводят непосредственно руководителю, поскольку эта функция входит в круг его обязанностей, не подлежащих делегированию. В этом же контексте в системе управления возникает проблема ответственности за результаты работы всех участников управленческого звена. Каждый руководитель должен располагать различными средствами поощрениями за эффективные результаты труда коллектива. Что значит сегодня быть управленцем? Назову только ключевые аспекты, без которых не обойтись современному руководителю. Во-первых, нужно быть мобильным, готовым к изменениям, акцентировать внимание на самые актуальные направления. Во-вторых, необходимо уметь организовать командное взаимодействие, так как даже самый талантливый и креативный управленец не может оперативно реагировать на постоянно меняющиеся запросы и вызовы единолично, без окружения понимающих и разделяющих его идеи профессионалов. В-третьих, важно ставить четкие задачи и планировать результаты, видеть ориентиры и этапы достижения цели. В-четвертых, нужно находить системные и комплексные решения актуальных проблем, обладающих мультинаправленным потенциалом и эффектом стабильного развития в дальнейшем. Наконец, в-пятых, необходимо устанавливать четкое распределение ответственности, при котором каждый знает и понимает «свой маневр», видит свою роль и осознает ее значимость, признает приоритет успешного командного взаимодействия над отдельными личными достижениями. Как известно, принципы управления опираются на теоретический опыт и практическую деятельность. При этом объективно возрастает роль и значение руководителей образовательных учреждений, которые по праву отвечают за качество работы как ключевого интегрального критерия своей эффективности. В настоящее время идет процесс формирования конкурентной образовательный среды, поиск разумных управленческих решений, а также разработка эффективных методов их реализации. Это становится не только решающим фактором конкурентоспособности образовательного учреждения, но и возможным фактором его выживания. Каждому действию руководителя в обязательном порядке должна предшествовать разработка моделей ожидаемых результатов. Это требует необходимого волевого действия выбора целей и способов ее достижений. Управление выступает важнейшим инструментом выявления и преодоления противоречий, нередко возникающих в коллективе. Согласовать интересы, скоординировать деятельность педагогических работников, учащихся и их родителей, общественно-государственных структур, работающих с системой образования, – все это необходимая основа решения проблемы получения ожидаемых результатов. Управленческая команда становится основным инструментом, который позволит обеспечить столь необходимую гармонизацию деятельности образовательной организации. Многие руководители сегодня говорят о формировании управленческих команд. Именно их формирование позволит обеспечить реализацию механизмов современного управления образованием. Сегодня не персоналия директора, самого талантливого и профессионального, компетентного, определяет успех развития образовательной организации. Помните строки из песни: «Команда молодости нашей, команда, без которой мне не жить»? Сегодня мы должны формировать команды будущего развития, команды будущности. В них должны войти молодые креативные силы образования, без творчества, ума, мобильности и компетенций которых прорыв невозможен. А опыт и прозорливость старшего поколения – фундамент здания образования ближайшего будущего.
Комментарии