Поселок Новинки расположен в 5 км от Нижнего Новгорода. Пожалуй, многие из его жителей могли бы возить своих детей в городские школы, но Новинской средней школе удается поддерживать постоянный контингент учащихся. О том, как это удается, рассказывает ее директор Ирина САТАЕВА.
– Ирина Геннадьевна, не могу не спросить, какие у вас впечатления от Олимпиады?- Грандиозные! В Сочи все было на высочайшем уровне. Мы обслуживали горнолыжную трассу, помогали спортсменам и сами могли кататься, когда соревнования заканчивались. Я очень благодарна своему руководству, что мне дали возможность поучаствовать в этом масштабном празднике спорта – это незабываемо. Мы с мужем специально ради этого брали отпуск. Все претенденты на право быть волонтерами проходили довольно строгий отбор, предварительное тестирование – нужно было продемонстрировать высокий уровень катания.- Думаю, немногие директора школ могли бы с вами соревноваться в горнолыжном спуске! А как вы стали финалистом Всероссийского конкурса «Директор школы 2013 года»?- В том, что я вышла в финал, большая заслуга моего коллектива. Хотя я очень ценю самостоятельных людей, мнение которых идет вразрез с моим, мне повезло с единомышленниками. Наверное, каждому руководителю важно иметь в коллективе людей, которые могут исполнить замысел, претворить в жизнь смелую идею. Я рада, что у меня прекрасные помощники. Вообще весь коллектив нашей школы очень сильный и творческий. Кстати, и молодой. Средний возраст педагогов – 35 лет. Много учителей имеют высшую категорию, они в постоянном творческом поиске.Я очень благодарна судьбе, что в нашем коллективе есть такой специалист, как Ирина Капитоновна Широкова. Она работает с коллективом по профилактике эмоционального выгорания. Уже третий год в школе по ее инициативе ведется корпоративное обучение. Мы ходим друг к другу на уроки, перенимаем опыт, делимся ценными наработками. У нас очень развито наставничество, причем не на бумаге, а на деле. Когда между коллегами крепкие профессиональные связи, это помогает всем двигаться вперед. Корпоративное обучение заметно сплотило коллектив, сделало пребывание в школе комфортным и позитивным как для педагогов, так и для детей.- Можно сказать, вам очень повезло с таким специалистом. Как вам удалось привлечь его в школу?- Знаете, все произошло по «сценарию» Пауло Коэльо: «Если человек задумает что-то очень хорошее, оно обязательно сбудется». Я давно мечтала о таком психологе. У нас были психологи и до Ирины Капитоновны, но их работы было не видно, они в основном занимались бумагами, сводками, таблицами… Но однажды, как в сказке, в дверь постучали и спросили: «А вам психолог не нужен?» Мы поговорили, и в ходе первой же беседы я поняла, что именно такой человек необходим нашему коллективу. Помимо педагогического и психологического образования у Ирины Капитоновны есть еще диплом НИУ ВШЭ по специальности «менеджмент». Знания в этой сфере для современной школы трудно переоценить.- Это несомненно, ведь сегодня, скорее всего, и вас волнует проблема качества образования и сохранности контингента школы в условиях конкуренции?- Да, конечно, проблема есть. Должна сказать, что пока она не стоит очень остро, но уже через два года все может измениться. Пока нам удается поддерживать постоянную численность детей – у нас 385 учащихся, и мы работаем в две смены, больше бы уже не потянули. Но рядом с нами строятся несколько жилых кварталов, причем не только коттеджные поселки, но и многоэтажные жилые комплексы. Это значит, что будет создаваться особая инфраструктура, будут со временем возводиться детсады и школы. Они будут современными, более привлекательными внешне. С бассейнами и большими залами, с новыми компьютерными классами… И вот тогда конкуренция будет ощущаться гораздо сильнее, чем сегодня.В настоящее время она не так заметна, потому что город хоть и близко, но на въезде пробки, особенно по утрам. К тому же ближайшие к нам школы хоть и хорошие, но построены довольно давно. Кроме того, наши учащиеся имеют возможность посещать кружки и спортивные секции при школе. Это удобство прагматичные родители, конечно, не могут не ценить. Помимо традиционных групповых видов спорта у нас есть занятия, развивающие интеллект, – шахматы, робототехника. Недавно наши ученики заняли третье место на региональном «РобоФесте». К нам в школу приезжают преподаватели ННГУ имени Н.И.Лобачевского, ведут углубленные курсы – это тоже большое удобство для детей и родителей. Но, пожалуй, самое главное наше конкурентное преимущество – учеба старшеклассников по индивидуальным программам. Конечно, где-то в больших городах это уже давно и успешно реализовано, но для сельских школ этот опыт можно считать передовым.- Ирина Геннадьевна, как это осуществляется на практике?- В девятом классе начинается профориентационная подготовка. Классные руководители с психологом и родителями определяют, какое направление предпочтительнее для старшеклассника: гуманитарное, естественно-научное или физико-математическое. Конечно, иногда родители навязывают свой профиль, невзирая на советы психолога, – такова жизнь, и с этим ничего не поделаешь. Выбрав ту или иную программу, учащиеся вместе с преподавателями составляют расписание так, чтобы оно устраивало всех. Пять преподавателей – физик, биолог, математик, химик и словесник – имеют на сайте собственные вкладки, и дети, выбравшие их углубленные курсы, могут заниматься с ними дистанционно (дома) в любое удобное время.- Как производится оплата преподавателям? Это же дополнительная нагрузка?- Да, для дистанционного занятия требуется подготовка, и времени на нее преподаватели тратят не меньше, чем на урок со всем классом. Но это интересно и тоже стимулирует учителей к профессиональному развитию и самосовершенствованию, избавляет от рутины. Никто не жалуется.По оплате тоже все прозрачно: дистанционные занятия проводятся в рамках утвержденной программы, финансирование дистанционного обучения идет из надтарифного фонда школы. Конечно, это дополнительные затраты, но наша школа может их себе позволить.Я уверена, что это только начало и дистанционная форма будет развиваться. Пока в ней работают лишь пятеро из 33 наших педагогов, но думаю, что число желающих освоить преподавание углубленных, в том числе и дистанционных, курсов будет расти. В этом отношении очень надеюсь на молодых специалистов. У нас они очень хорошие, кстати, есть среди них и недавние выпускники. Возвращение в школу бывших учеников в качестве педагогов считаю одним из самых важных показателей успешности школы.- Ваши мечты и планы на ближайшие годы…- Наверное, самое большое мое желание не потерять дружный и сплоченный коллектив, наши хорошие отношения друг с другом, деловой созидательный настрой. Если удастся это сохранить, то никакая конкуренция не страшна – вместе мы справимся, найдем верное решение любой проблемы. Кстати говоря, к конкуренции отношусь очень хорошо. Она заставляет думать, совершенствоваться и развиваться. Как руководителей, так и педагогов. Если есть соперничество, то застоя не будет.Досье «УГ»Ирина Геннадьевна Сатаева родилась в c. Акузово Сергачского района Нижегородской области. В 1983 году поступила в Горьковский институт иностранных языков, по окончании которого вернулась в родную Доскинскую среднюю школу Богородского района в качестве учителя иностранного языка. В 1995 году перешла в только что открывшуюся Новинскую среднюю школу на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Три года назад стала ее директором. Ирина Сатаева – 7-кратная чемпионка Нижегородской области по горным лыжам.Нижегородская область
Комментарии