Ничто нас в жизни не может вышибить из седла, любит приговарить мой давний знакомый – директор одной из столичных школ. Чувства юмора ему не занимать. Говорит, что только оно и помогает удержаться в руководящем кресле. Впрочем, «кресло» – громко сказано. Привилегий ощутимых оно не дает, а вот обязанностей и хлопот…
Какие только заботы не сваливаются на плечи директора, какие только проверки не устраиваются в школе. А сколько актов, заключений. Не раз повторится в них «не выполнено предписание», «не соответствует требованиям».
А требования порою бывают такие, что если их все исполнить, то непонятно, где окажешься. Может, даже за колючей проволокой… Не верите? Тогда вот вам свежий пример из директорской практики.
В начале учебного года во все школы города Чайковского, что в Пермском крае, поступило «Представление». Именно так назывался документ с печатью городского отдела внутренних дел, касающийся мер противодействия терроризму.
Всем школам предлагалось срочно выполнить 11 пунктов.
Первый пункт предписывал решить вопрос с организацией вооруженной охраны в здании и на территории школы.
Второй пункт не менее категорично принуждал директора школы задуматься об ограждении территории с железобетонным забором с козырьком из колючей проволоки и раздвижными воротами.
Вам ничего эта картина не напоминает? Правильно – зону, и у родителей возникли такие же ассоциации, когда на собраниях их ознакомили с пресловутым «Представлением». А к кому еще, как не к родителям должны были обратиться директора школ. Ведь выполнение хотя бы одного из одиннадцати пунктов требует немалых денежных средств.
Что услышали многие директора на тех собраниях, пересказывать, думаю, не требуется. А родители подумали, поломали голову над заковыристым «Представлением» и не нашли ничего лучше, как отправить его в редакцию «Учительской газеты».
После внимательного «штудирования» всех одиннадцати пунктов документа невозможно было сохранять олимпийское спокойствие (забылись уроки столичного директора)…
– Да, действительно, такую бумагу получили все образовательные учреждения города, – подтвердила по телефону Наталья Сафонова, заместитель начальника городского управления общего и профессионального образования.
– А сколько таковых в Чайковском? – поинтересовалась я.
– У нас 85 образовательных учреждений вместе с детскими садами и учреждениями дополнительного образования.
– И что, все взялись строить заборы с колючей проволокой? – я постаралась добавить металла в свой голос.
– Ну что вы? – рассмеялась Наталья Геннадьевна. – На какие деньги?
– Но ведь невыполнение «Представления» чревато наказаниями. Они в бумаге обозначены как привлечение к административной ответственности, – зачитываю я дословно последний абзац «строгого» документа.
– Директоров мы в обиду не дадим. Будем защищать, – слышу ответ собеседницы.
Порадовала меня позиция представителя управления образования. Все бы так вставали на защиту директоров. Далее наш разговор с Натальей Сафоновой пошел в спокойном привычном тоне. Выяснилось, что заборы с колючей проволокой вокруг школ – это так называемое местное творчество, вряд ли оно выполнимо. В крае совсем недавно принята целевая программа «Основы безопасности образовательных учреждений». Срок ее действия с 2005 по 2010 год. На выполнение требуется 46 миллионов 195 тысяч рублей. Сумма немалая… Судя по всему, до заборов с колючей проволокой в городе Чайковском дело не дойдет.
Невольно задумаешься вот над чем. Хорошо бы все, кто издает указы, распоряжения, инструкции помнили о тех, кому эти распоряжения и инструкции адресованы. Может быть, тогда ответственности прибавилось бы у всех, а не только у директоров школ.
Комментарии